УИД 38RS0031-01-2022-004075-24
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2022 года | г. Иркутск |
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Говоровой А.Н. при секретаре судебного заседания Нечаевой Т.Е.,
с участием представителя истца Исаевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3819/2022 по иску областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Иркутскому району» к Шукюровой НН о взыскании необоснованно полученной социальной выплаты,
установил:
ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» обратилось в суд с иском к Шукюровой Н.Н., в котором просило взыскать с ответчика в пользу истца выплаченные по социальному контракту денежные средства в размере 250 000 руб.
В обоснование заявленных требований ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» указано, что по заявлению Шукюровой Н.Н. об оказании государственной социальной помощи ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» приняло **/**/**** решение о назначении единовременной денежной выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а также заключило с Шукюровой Н.Н. социальный контракт от **/**/**** на период с **/**/**** по **/**/****, разработана программа социальной адаптации.
Размер государственной социальной помощи для семьи заявителя составил 250 000 руб., выплачено Шукюровой Н.Н. в полно объеме.
Шукюровой Н.Н. обязательства по социальному контракту не исполнены, что является основанием полагать, что данные денежные средства потрачены не по назначению, получены необоснованно и подлежат возврату.
Требование о возврате денежных средств ответчиком не исполнено, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Письменные возражения на иск не поступили.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны; ходатайства об отложении судебного разбирательства дела не поступили; представитель истца не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства; ответчик ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил.
Суд на основании статей 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, в порядке заочного производства.
При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями процессуального законодательства, суд пришел к следующему.
В пункте 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Закон Иркутской области от 19.07.2010 №73-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 23.06.2010 №22/41-ЗС, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения сторонами социального контракта) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, а также регулирует отдельные вопросы, связанные с установлением региональной социальной доплаты к пенсии, в Иркутской области (далее – Закон Иркутской области от 19.07.2010 №73-ОЗ).
Согласно статье 3 Закона Иркутской области от 19.07.2010 №73-ОЗ в соответствии с настоящим Законом оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее соответственно - государственная социальная помощь, получатели государственной социальной помощи) осуществляется в следующих видах:
1) предоставление денежных выплат (социальных пособий и других выплат);
2) предоставление натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи).
В статье 9(1) Закона Иркутской области от 19.07.2010 №73-ОЗ указано, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1).
Социальный контракт подписывается получателем государственной социальной помощи и руководителем учреждения либо лицом, уполномоченным руководителем учреждения на подписание социального контракта в соответствии с законодательством.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, разработанная учреждением совместно с получателем государственной социальной помощи.
В течение срока действия социального контракта учреждение вправе проверять выполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия.
К таким мероприятиям относятся поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также прохождение в целях реализации данных мероприятий обучения.
Программой социальной адаптации могут также предусматриваться мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей получателя государственной социальной помощи в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования здорового образа жизни, для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (часть 3).
Социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года по форме, определенной нормативным правовым актом уполномоченного органа.
В случае если по истечении срока действия социального контракта получатель государственной социальной помощи продолжает находиться в трудной жизненной ситуации по не зависящим от него причинам, указанный срок продлевается по соглашению получателя государственной социальной помощи и учреждения, но не более чем на три месяца (часть 4).
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (пункт 1 части 5).
В случае прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с наступлением обстоятельства, указанного в пункте 1 части 5 настоящей статьи, суммы выплаченных денежных выплат на основании социального контракта подлежат возврату в порядке, определенном социальным контрактом (часть 6(1)).
Судом установлено, что на основании заявления от **/**/**** Шукюровой Н.Н., решения ОГКУ «УСЗН по ....» № от **/**/**** о назначении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности между ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» и Шукюровой Н.Н. **/**/**** заключен социальный контракт, предметом которого являлось сотрудничество управления и заявителя по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают жизнедеятельность заявителя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не сможет (не могут) преодолеть самостоятельно), а именно по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению № к настоящему социальному контракту. Социальный контракт заключен на срок 12 месяцев с **/**/**** по **/**/****. Размер единовременной выплаты составил 250 000 руб.
Заявитель обязался, в том числе: выполнять предусмотренные мероприятия, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по инициативе заявителя); представлять до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению 2 к настоящему социальному контракту.
Согласно Программе социальной адаптации составлен план мероприятий на срок с **/**/**** по **/**/****, включающий получение консультаций, составление и утверждение бизнес-плана, постановка на учет в качестве индивидуального предпринимателя, приобретение основных средств и предоставление в управление подтверждающих документов, организация и продвижение услуг, организация бухгалтерского и налогового учета, подготовка заключения об оценке выполнения мероприятий или целесообразности продления срока действия социального контракта.
Основания для возникновения права на получение социальной помощи, соблюдение учреждением порядка предоставления социальной помощи сторонами не оспариваются.
Согласно справке ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» от **/**/**** Шукюровой Н.Н. произведена выплата в размере 250 000 руб. на расчетный счет №, открытый на ее имя в ПАО Сбербанк.
ШукюроваН.Н. уведомлена о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, что подтверждается его подписью в социальном контракте.
Доказательства исполнения Шукюровой Н.Н. условий социального контракта, программы социальной адаптации, направления заявления о продлении срока социального контракта не представлены.
В связи с непредставлением отчетов о выполнении социального контракта и программы социальной адаптации ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» приняло решение о досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке по причине невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также решение № от **/**/**** о прекращении выплаты социальной помощи.
Письмом ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» № от **/**/**** Шукюровой Н.Н. уведомлена о прекращении выплаты социальной помощи, ей предложено возвратить полученные по социальному контракту денежные средства в размере 250 000 руб.
Доказательства выполнения данного требования органа социальной защиты, оспаривания решения о расторжении социального контакта и прекращении выплаты социальной помощи не представлены.
Учитывая изложенное, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с часть 1 статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Иркутского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 700 руб.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-235, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 250 000 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 700 ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ | ░.░. ░░░░░░░░ |
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 01.11.2022.