РЕШЕНИЕ дело № 2а-2415/2021 год
именем Российской Федерации 39RS 0004-01-2021-003289-86
«20» сентября 2021 года
Московский районный суд города Калининграда
в составе председательствующего судьи : Кулаковой Н.В.
при пом. судьи: Колчиной А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ларина Владимира Шаньязовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права, обязании зарегистрировать право собственности на три блок-секции,
установил:
Ларин В.Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. с КН № всегда являлся трехсекционным, право собственности с такой перепланировкой зарегистрировано за ним в установленном порядке. Каждая секция является обособленной и изолированной, с отдельным входом, автономным отоплением, счетчиком на электричество.
В соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки ГО «Город Калининград» разрешенное использование земельного участка с КН 39:15:150915:121 площадью 487 кв.м., на котором расположен указанный жилой дом, установлено под блокированную жилую застройку.
Всвязи с тем, что существующий жилой дом фактически является блокированным домом, право на который зарегистрировано как на индивидуальный жилой дом, 30.11.2020 он решил изменить статус жилого дома с индивидуального на блокированный, который является разновидностью индивидуального дома.
Для реализации указанного решения он заключил договор с кадастровым инженером на изготовление Технических планов на 3 секции, через МФЦ 22.12.2020 подал в Управление Росреестра соответствующие заявления, а именно: об изменении кадастрового учета здания с жилого на блокированный, регистрации права собственности на 3 секции, прекращении права собственности на жилой дом.
29.12.2020 регистрационные действия были приостановлены всвязи с необходимостью предоставления, по мнению ответчика, документов от органов власти о вводе в эксплуатацию нового строения.
14.04 2021 регистратором Федоровой Е.Ю. вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права по причине не представления разрешений от органа власти.
Считает данный отказ незаконным, поскольку представление разрешительных документов невозможно, так как реконструкция и никакие ремонтные работы в доме не проводятся, на зарегистрированный дом не могут выдаваться разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию, в данном случае происходит лишь уточнение целевого назначения дома и выдел долей в натуре в уведомительном порядке.
Блоки жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов на основании ст. 16 ЖК РФ, так как части жилого дома относятся к числу жилых помещений, части дома являются обособленными и изолированными, об этом говорится в п. 5 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ от 30.11.2015.
С учетом изложенного, просит признать незаконным уведомление об отказе в государственной регистрации права от 14.04.2021, обязать Управление Росреестра по Калининградской зарегистрировать его право собственности на 3 блок-секции согласно представленным документам.
В судебное заседание Ларин В.Ш. и его представитель по устному ходатайству Монастырная М.К. не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежаще. От Монастырной М.К. поступила телефонограмма об отложении судебного заседания по тем основаниям, что к 11-30 20.09.2021 ей необходимо явиться в судебном заседание в Арбитражном суде Калининградской области для представления оригиналов документов, и что она сможет прибыть в суд позже. При этом, каких-либо доказательств участия в судебном заседании в указанное время не представила. Ларин В.Ш. также не представил доказательств невозможности участия в судебном заседании в назначенное судом время.
Принимая во внимание отсутствие доказательств уважительности причин неявки административного истца и его представителя в судебное заседание в назначенное время, факт согласованности ранее времени и месте его проведения с истцом и его представителем, а также учитывая мнение представителя административного ответчика и положения ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие административного истца и его представителя, признав причину их неявки в судебное заседание не уважительной.
Ранее в судебном заседании Ларин В.Ш. и Монастырная М.К. поддерживали административные исковые требования по изложенным в заявлении основаниям. Монастырная М.К. поясняла, что на земельном участке по <адрес>, имеющим разрешенное использование под блокированную жилую застройку, Ларин В.Ш. изначально построил трехсекционный блокированный жилой дом, однако зарегистрировал его в упрощенном порядке по декларации, как индивидуальный жилой дом. В ноябре 2020 ее доверитель решил изменить статус жилого дома с индивидуального на блокированный, никакой реконструкции объекта не производил, с этой целью заказал технические планы, подал соответствующее заявление в Управление Росреестра, однако получил отказ в регистрации права. Ларин В.Ш. обращался в орган местного самоуправления и Агентство по архитектуре с просьбой выдать разрешение на изменение вида разрешенного использования индивидуального жилого дома на жилые дома блокированной постройки. Администрация сообщила о необходимости обращения с данным вопросом в Агентство по архитектуре, а последнее о том, что данный вопрос не относится к полномочиям Агентства.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Калининградской области по доверенности Девяткина В.В. в судебном заседании с административным исковым заявлением Ларина В.Ш. не согласилась, пояснила, что жилой дом площадью 369,4 кв.м. был зарегистрирован Лариным В.Ш. в упрощенном порядке, без предоставления разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
В заявлении о регистрации права на блокированный жилой дом, Ларин В.Ш. указал его площадь, как 470,8 кв.м., тем самым объект увеличился, что свидетельствует о выполнении работ по его реконструкции. На строительство индивидуального жилого дома получать разрешение на строительство не требуется, а на строительство блокированного жилого дома необходимо получать разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, на земельном участке площадью 487 кв.м. невозможно разместить трех сблокированных жилых дома, так как согласно правилам землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», под каждый блокированный жилой дом необходимо сформировать земельный участок площадью не менее 200 кв.м.
Поскольку Ларин В.Ш. хотел зарегистрировать право собственности на три самостоятельных объекта- три блок секции, которые по своему назначению являются автономными домами и должны эксплуатироваться автономно, при этом не представил документы, подтверждающие законность создания трех жилых домов блокированной застройки с самостоятельными площадями, возможностью размещения их на земельном участке площадью 487 кв.м., ему законно было отказано в регистрации такого права.
Ссылки истца на п. 5 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ от 3011.2016 являются не состоятельными, поскольку возможность регистрации объекта в виде блокированной застройки не освобождает заявителя от необходимости предоставления документов, подтверждающих законность создания такого объекта, если ранее он имел иные технические характеристики.
Заинтересованные лица Горшкова С.В., представитель Агентства по архитектуре, градостроению, перспективному развитию Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежаще.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица, могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (Бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего ( далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий- несоответствие оспариваемых решений, действий ( бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.1,2 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся : жилой дом, часть жилого дома. Жилым домом признается индивидуально- определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых им иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Пунктами 1-3 ч.2 ст. 49 ГК РФ определены следующие виды объектов капитального строительства: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства) ; жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену ( общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользовании в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 1, ч.1 ст. 5, ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Пунктом 3 ч.1 ст. 29 данного закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и ( или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из представленных суду материалов следует, что Ларин В.Ш. на основании договора купли-продажи от 29.04.2015 являлся собственником индивидуального жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., количеством этажей 1, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: блокированная жилая застройка (блокированные жилые <адрес> этажа с придомовыми земельными участками) и собственником индивидуального жилого дома
29.12.2016, на основании декларации об обьекте недвижимости (без получения разрешения на строительство обьекта и ввода его в эксплуатацию), Ларин В.Ш. произвел регистрацию права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., количество этажей: 3, расположенном на вышеуказанном земельном участке.
22.12.2020 Ларин В.Ш., через МКУ КО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Калининградской области» обратился в Управление Росреестра по Калининградской области с заявлением об изменении кадастрового учета здания с жилого дома на блокированный жилой дом, регистрации права собственности на 3 блок-секции, прекращении права собственности на жилой дом, приложив к заявлению технический план задания от 30.11.2020, выполненный кадастровым инженером, решение собственника жилого помещения о разделе жилого дома от 22.11.2020.
29.12.2020 Управлением Росреестра по Калининградской области вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета № КУВД-001/2020-30440148/1 по тем основаниям, что не представлены документы, предусмотренные в отношении блокированных жилых домов, разрешение на ввод обьекта в эксплуатацию.
Осуществление действий приостанавливалось до 29.03.2021 года.
27.01.2021 Управлением Росреестра по Калининградской области вынесено уведомление о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета № КУВД-001/2020-30440148/2 с напоминанием о приостановлении действий по регистрации в срок до 29.03.2021.
Уведомлением Управления Росреестра по Калининградской области от 14.04.2021 № КУВД-001/2020-30440122/4 Ларину В.Ш. отказано в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, ввиду не представления на регистрацию документов, подтверждающих законность факта создания жилого дома блокированной застройки № площадью <данные изъяты> кв.м., жилого дома блокированной застройки № площадью <данные изъяты> кв.м., жилого дома блокированной застройки №, расположенных по адресу : <адрес>.
Доводы Ларина В.Ш. и его представителя Монастырной М.К. о незаконности отказа Управления Росреестра по Калининградской области в изменении кадастрового учета здании с жилого на блокированный, регистрации права собственности на три блок-секции, прекращении права собственности на жилой дом, суд не находит обоснованными, исходя из нижеследующего.
В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218 –ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом, образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
Таким образом, с учетом п.5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 30.11.2016, в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга. При этом следует учитывать, что упрощенная процедура согласования органами власти (строительства) предусмотрена в отношении строений, располагаемых на садовых и дачных земельных участках ( не требуется разработки проектной документации и получения разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию), обьектов индивидуального жилищного строительства (не требуется разработки проектной документации и получения разрешения на ввод в эксплуатацию). В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 48,49,51,55 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию).
Также, решая вопрос о разделе здания, необходимо одновременно решать вопрос относительно того, возможно ли осуществление указанных действий на земельном участке, на котором расположено соответствующее здание, в том числе, с учетом требований к минимальному размеру земельного участка.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных решением Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 № 339, минимальный размер площади земельного участка зоны Ж-4 под одну блок-секцию составляет 200 кв.м.
Принимая во внимание, что Лариным В.Ш. на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие, каким образом индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. стал являться домом блокированной застройки с площадью <данные изъяты> кв.м. (изначально, на земельном участке находился индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., после покупки дома и выполнении строительных работ без получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, Ларин В.Ш. по декларации зарегистрировал право собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м.), и документы, свидетельствующие о возможности размещения на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. трех блок-секций, решение государственного регистратора об отказе в государственной регистрации прав от 14.04.2021 является законным и обоснованным.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости отказа Ларину В.Ш. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Ларину Владимиру Шаньязовичу о признании незаконным решения ( уведомления) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (Управление Росреестра по Калининградской области) от 14.04.2021 года № КУВД -001/2020-30440122/4 об отказе в государственной регистрации права на жилой дом блокированной застройки по адресу : <адрес> обязании зарегистрировать право собственности на три блок-секции, согласно представленным документам– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2021
Судья: Кулакова Н.В.