Решение по делу № 2а-1457/2021 от 01.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» октября 2021 года г. Знаменск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Чумаченко Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чугуновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1457/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Астраханской области к Терещенко В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

установил:

    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Терещенко В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени на общую сумму 22 603,72 рубля.

    В административном исковом заявлении представитель административного истца указал, что Терещенко В.В. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию. Терещенко В.В. с 10.01.2008 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил деятельность 26.05.2020. За время предпринимательской деятельности административный ответчик не исполнял обязанности, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

За время осуществления предпринимательской деятельности Терещенко В.В. ненадлежащим образом исполнял обязанности по оплате фиксированного размера страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В связи с неисполнением ответчиком обязательств по уплате страховых взносов образовалась задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): в размере 13 083,87 рублей, пени в размере 40,13 рублей; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): в размере 5 867,89 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): в размере 3 397,58 рублей, пени в размере 214,25 рублей; а всего взыскать задолженность в размере 22 603,72 рубля.

Административному ответчику были направлены требования об уплате недоимок с указанием срока добровольного их погашения. Задолженность административным ответчиком не погашена. Неисполнение обязанности по оплате страховых вносов в добровольном порядке явилось основанием для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании по страховым взносам и пени к мировому судье судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области. Мировым судьей был вынесен судебный приказ от 12 апреля 2021 года, но в связи с поступившими от должника возражениями судебный приказ 20 апреля 2021 года был отменен. Однако, административный ответчик до настоящего времени требования налогового органа оставил без исполнения.

В связи с чем административный истец просит суд взыскать с Терещенко В.В. задолженность по: страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): в размере 13 083,87 рублей, пени в размере 40,13 рублей;

- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): в размере 5 867,89 рублей;

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): в размере 3 397,58 рублей, пени в размере 214,25 рублей.

Представитель истца Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административного дела извещен надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик Терещенко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административного дела извещен надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частями 1, 3 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При рассмотрении данного дела судом явка Терещенко В.В. в судебное заседание не признавалась обязательной, таким образом, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.

Принимая во внимание, что судом приняты меры для надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания; отложение судебного разбирательства является правом суда в тех случаях, когда суд признает невозможным рассмотрения административного дела, в том числе вследствие неявки кого-либо их участников судебного разбирательства, удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства административного дела, а таких оснований судом не установлено; суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы административного дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 названного Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 346.9 Налогового кодекса Российской Федерации единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее сроков, установленных статьей 346.10 настоящего Кодекса для подачи налоговой декларации.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 настоящего пункта.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).

Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и части 1 статьи 18 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Согласно статье 16 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

Как следует из пункта 8 статьи 16 Федерального закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу пунктов 1-3, 5-7 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

    Как установлено в судебном заседании, Терещенко В.В. является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, он с 10.01.2008 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил деятельность 26.05.2020 (л.д.22). За время предпринимательской деятельности административный ответчик не исполнял обязанности, возложенные на него Законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС.

Статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» установлено, что органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 1 января 2017 года в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон. Установить, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в связи с неуплатой Терещенко В.В. страховых взносов образовалась задолженность в размере 22 603,72 рубля, из которых: задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 5 867,89 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 3 397,58 рублей, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 214,25 рублей; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 13 083,87 рублей, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 40,13 рублей.

На основании статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате недоимки с указанием срока уплаты недоимки в добровольном порядке: № 14233 от 29.06.2020 срок исполнения до 25 ноября 2020 года; № 20451 от 29.06.2020 срок исполнения до 25 ноября 2020 года (л.д.8-9). Административным ответчиком данные требования оставлены без исполнения.

Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов и пеней не была исполнена в установленные законом сроки, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Терещенко В.В. задолженности по налогам и пени в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

12.04.2021 мировым судьей судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области Межрайонной ИФНС России № 4 по Астраханской области выдан судебный приказ № 2а-617/2021 о взыскании с Терещенко В.В. задолженности по налогам и пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 Ахтубинского района Астраханской области от 20.04.2021 указанный выше судебный приказ № 2а-617/2021 отменен в связи с возражениями должника на судебный приказ; заявителю разъяснено право предъявления административного искового заявления в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

1 сентября 2021 года Межрайонная ИФНС России № 4 по Астраханской области обратилась в Ахтубинский районный суд с настоящим административным исковым заявлением, т.е. в течение шести месяцев, установленных пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В настоящее время обязанность по оплате задолженности по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования административным ответчиком не исполнена. В судебное заседание административным ответчиком не представлено сведений об уплате данной задолженности и исполнении своей обязанности.

Указанная задолженность по оплате страховых взносов и пени административным ответчиком фактически не оспорена, доказательства, свидетельствующие о том, что обязательство по их уплате было исполнено надлежащим образом и в срок, не представлено.

Расчет суммы страховых взносов и пени, подлежащих взысканию проверен судом и является верным.

Принимая во внимание, что административным истцом доказаны основания заявленных требований, административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате страховых взносов, а правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой суммы судом проверена, административный иск подлежит удовлетворению.

Поскольку доказательств уплаты налога на страховые взносы административным ответчиком не представлено; требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов ему направлялись, в связи с чем Терещенко В.В. считается уведомленным о наличии у него задолженности, требования административного истца являются обоснованными, заявлены в пределах установленного законодательством срока, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные МИФНС России № 4 по Астраханской области требования, о взыскании страховых взносов и пени.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по административным делам имущественного характера, подлежащих оценке, уплачивается государственная пошлина.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 114 КАС РФ, суд считает необходимым взыскать с Терещенко В.В. в доход бюджета муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» государственную пошлину в сумме 878 рублей.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.174-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

    Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Астраханской области к Терещенко В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени - удовлетворить.

    Взыскать с Терещенко В.В. в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 4 по Астраханской области задолженность по:

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): в размере 13 083,87 рублей, пени в размере 40,13 рублей;

- пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года): в размере 5 867,89 рублей;

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): в размере 3 397,58 рублей, пени в размере 214,25 рублей;

а всего взыскать задолженность в размере 22 603,72 рубля.

Взыскать с Терещенко В.В. в доход бюджета муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» уплату государственной пошлины в сумме 878 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ахтубинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

    Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.

Судья Е.М. Чумаченко

Мотивированное решение изготовлено 18.10.2021.

2а-1457/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИ ФНС № 4 России по Астраханской области
Ответчики
Терещенко Владимир Владимирович
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Чумаченко Е.М.
Дело на сайте суда
ahtubinsky.ast.sudrf.ru
01.09.2021Регистрация административного искового заявления
02.09.2021Передача материалов судье
03.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Подготовка дела (собеседование)
17.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее