дело № 2-285/2024
УИД 10RS0008-01-2024-000190-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2024 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантелеевой Галины Андреевны к Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о признании права собственности на квартиру,
установил:
Истец Пантелеева Г.А. обратилась с иском по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её тётя Кучерова О.И., которой на основании договора безвозмездной передачи жилья в собственность от 10.06.1996 на праве собственности принадлежала квартира, расположенная по адресу: Республика Карелия, <адрес>, кадастровый номер №. После смерти Кучеровой О.И. наследственное дело не заводилось, наследство в виде указанной квартиры было принято истцом, с 1998 года истец полностью несет расходы по содержанию квартиры, иные лица на квартиру не претендовали. Пантелеева Г.А. в порядке приобретательной давности просит суд признать за ней право собственности на квартиру по адресу: Республика Карелия, <адрес>, кадастровый номер №
Истец Пантелеева Г.А. и представитель истца Павлова А.В. в судебном заседании иск по изложенным основаниям поддержали.
Представитель ответчика Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия, разрешение требований оставил на усмотрение суда.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения истца и её представителя, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) разъяснено, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано. Возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Из материалов дела следует, что 10.06.1996 года между Мэрией г. Медвежьегорска и Кучеровой Ольгой Ивановной заключен договор безвозмездной передачи жилья в собственность, в соответствии с которым в собственность Кучеровой О.И. передана квартира по адресу: Республика Карелия, <адрес> общей площадью 22,3 кв.м. Договор зарегистрирован 10.07.1996 в РГЦ «Недвижимость», Кучеровой О.И. выдано регистрационное удостоверение (по реестру № 2316/193, инв. № 198).
Указанное жилое помещение поставлено на кадастровый учет 22.11.2011 с присвоением кадастрового номера №. Сведения о зарегистрированных правах в ЕГРН отсутствуют.
Кучерова Ольга Ивановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты> Республики Карелия, умерла ДД.ММ.ГГГГ в г. Медвежьегорске, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным 22.10.2009 Отделом ЗАГС Медвежьегорского района.
Согласно сведениям Реестра наследственных дел, размещенного на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты Республики Карелия, наследственное дело к имуществу Кучеровой О.И. не заводилось.
Из поквартирной карточки, представленной МУП «МЭСП» следует, что на дату смерти Кучеровой О.И., наследодатель Кучерова О.И. была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу <адрес>, одна, с ней никто не был зарегистрирован и не проживал, в последующий период также никто не был зарегистрирован.
Из представленных суду копий свидетельств о регистрации актов гражданского состояния и справок отдела ЗАГС следует, что родителями Кучеровой Ольги Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> Республики Карелия (добрачная фамилия Качалова) являлись Качалов Иван Максимович и Качалова Александра Алексеевна; указанные лица также являлись родителями Хотеевой Татьяны Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (добрачная фамилия Качалова); истец Пантелеева Галина Андреевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (добрачная фамилия Хотеева, затем Яковлева) является дочерью Хотеевой Татьяны Ивановны и, соответственно, племянницей Кучеровой Ольги Ивановны.
Факт указанных родственных отношений между истцом Пантелеевой Галиной Андреевной и наследодателем Кучеровой Ольгой Ивановной в судебном заседании подтвердили свидетели Гладкобородова О.В., Якушева Н.В., Веселовская Е.В.
Из показаний указанных свидетелей также следует, что истец еще при жизни Кучеровой О.И. осуществляла за ней уход, после смерти Кучеровой О.И. истец с осени 1998 года несет расходы по содержанию квартиры, произвела в квартире ремонт, следит за чистотой и техническим состоянием квартиры, оплачивает коммунальные услуги, пользуется квартирой как своей собственной, споров в отношении квартиры не возникало. Мать истца Хотеева Т.И. после смерти Кучеровой О.И. квартирой не пользовалась, проживала в деревне.
Из представленных истцом квитанций и чеков на оплату коммунальных услуг ООО «ЕИРЦ РК», ООО «УК «Лотос» следует, что до настоящего времени лицевые счета для расчетов за потребленные по адресу спорной квартиры услуги открыты на имя Кучеровой О.И., задолженности по оплате коммунальных услуг нет, оплата производится истцом.
Мать истца Хотеева Татьяна Ивановна умерла ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело к её имуществу не заводилось. Доказательств принятия Хотеевой Т.И. наследства после смерти Кучеровой О.И. суду не представлено.
На дату открытия наследства после смерти Кучеровой О.И. действовали нормы Гражданского кодекса РСФСР, согласно которым наследование осуществлялось по закону и по завещанию (ст. 527); временем открытия наследства признавался день смерти наследодателя (ст. 528); внуки и правнуки наследодателя, дети братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя), дети братьев и сестер родителей наследодателя (двоюродные братья и сестры наследодателя) являлись наследниками по закону, если ко времени открытия наследства не было в живых того из их родителей, который был бы наследником (ч. 4 ст. 532 ГК РСФСР); для приобретения наследства наследник должен его принять (ст. 546); если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству (ст. 527 ГК РСФСР).
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться предусмотренными законом способами, в том числе путем признания права.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Таким образом, лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, должно доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: фактическое владение недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет; владение имуществом как своим собственным не по договору; добросовестность, открытость и непрерывность владения.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 236 Гражданского кодекса РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Из сообщения Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 20.03.2024 следует, что квартира по адресу г. Медвежьегорск, ул. К. Маркса, д. 17, кв. 4 в реестре муниципального имущества Медвежьегорского муниципального района и в реестре имущества Медвежьегорского городского поселения не числится, имеются сведения о приватизации квартиры Кучеровой О.И.
Исследованные доказательства с учетом позиции ответчика, не возражавшего против удовлетворения иска, позволяют прийти к выводу, что истец Пантелеева Г.А. на протяжении более 24 лет добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорной квартирой как своей собственной, мать истца Хотеева Т.И. и орган местного самоуправления наследство после смерти Кучеровой О.И. не принимали, действий, направленных на принятие наследства, не совершали, устранились от прав по владению и пользованию квартирой, не принимали мер по её техническому и материальному содержанию. Владение истцом спорной квартирой осуществляется не по договору. При установленных обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать право собственности Пантелеевой Галины Андреевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> Карельской АССР, паспорт <данные изъяты> выдан 27.05.2003) на квартиру, расположенную по адресу: Республика Карелия, <адрес>, кадастровый номер №, доля в праве 1/1.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 08.04.2024.