Решение по делу № 33-6459/2024 от 02.09.2024

Республика Коми г.Сыктывкар УИД 11RS0002-01-2023-001745-27

Дело № 2-3777/2023 г.

                                     (№ 33-6459/2024 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Архаровой Л.В.

судей Костенко Е.Л., Слободянюк Т.А.

при секретаре Вахниной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 9 сентября 2024 г. дело по апелляционной жалобе Антонюженко Дмитрия Игоревича на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2023 г. по иску Антонюженко Дмитрия Игоревича к муниципальному бюджетному учреждению "Специализированное дорожное управление" муниципального образования городского округа "Воркута" об установлении тарифной ставки (оклада), перерасчете заработной платы, взыскании заработной платы, компенсации в порядке статьи 236 ТК РФ, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Антонюженко Д.И. обратился в суд с иском к МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" об установлении тарифной ставки (оклада) с <Дата обезличена> в размере 22885,09 руб., а с <Дата обезличена> в размере 36235,90 руб., о перерасчете заработной платы, взыскании недополученных сумм заработной платы, оплаты дней отпуска, периодов временной нетрудоспособности, выплате компенсации, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб., указав в обоснование, что работал у ответчика на основании трудового договора от <Дата обезличена> в должности ... 5-го разряда. Трудовым договором установлен оклад в размере ... руб. <Дата обезличена> подписано отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Согласно ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с <Дата обезличена> в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Полагает, что тарифная ставка ему должна быть установлена с учетом Соглашения, однако работодатель оклад в соответствии с ФОТС не устанавливал. К тарифной ставке на протяжении 2022 г. должен применяться межразрядный тарифный коэффициент в размере 1,10, предусмотренный п. 2.2.1 раздела 2 Положения о системе оплаты труда МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута". Следовательно, работодатель обязан производить начисление и выплату заработной платы с <Дата обезличена>, исходя из размера тарифной ставки рабочего 1 разряда, определенной п.3.1 ФОТС, а именно 18426 * 1,15 * 1,08 = 22885,09 руб. Также полагает, что с истечением срока действия Федерального соглашения, с <Дата обезличена> его оклад должен быть рассчитан с применением Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023, то есть, из тарифной ставки рабочего 1 разряда, определенной п.3.1 РОТС в размере не ниже 1,15 величины МРОТ, то есть 16242 * 1,15 * 1,94 = 36235,90 руб.

Судом принято решение, по которому исковые требования Антонюженко Д.И. удовлетворены частично.

Обязано МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" установить Антонюженко Д.И. с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) 19518,03 руб., произвести перерасчет заработной платы, отпускных с <Дата обезличена> и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ за несвоевременную выплату заработной платы, отпускных, по день фактического расчета включительно.

Взыскана с МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" в пользу Антонюженко Д.И. денежная компенсация морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Антонюженко Д.И. отказано.

Взыскана с МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" в бюджет муниципального образования городского округа "Воркута" государственная пошлина в размере 300 руб.

Дополнительным решением суда от <Дата обезличена> взысканы с МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" в пользу Антонюженко Д.И. недоплата заработной платы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в общей сумме 445353,24 руб., денежная компенсация за нарушение сроков выплаты причитающихся работнику сумм по <Дата обезличена> включительно - 74775,99 руб., а всего 520129,23 руб.

Взысканная сумма недоплаты заработной платы в размере 445353,24 руб. определена до удержания налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Взыскана с МБУ "Специализированное дорожное управление" МО ГО "Воркута" в бюджет МО ГО "Воркута" государственная пошлина в размере 8401,29 руб.

В апелляционной жалобе Антонюженко Д.И. просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований об установлении тарифной ставки с <Дата обезличена> в размере 36235,90 руб., перерасчете заработной платы с учетом установленной тарифной ставки с <Дата обезличена>, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции о неприменении условий Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 - 2023 годы.

В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив законность и обоснованность судебных актов в соответствии с требованиями ч.1 и ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения и дополнительного решения суда не усматривает.

Судом установлено, что Антонюженко Д.Н. осуществлял трудовую деятельность в МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" в должности ... 5-го разряда на основании трудового договора от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, с <Дата обезличена> ему установлен должностной оклад в размере ... руб.

Согласно расчетным листам с <Дата обезличена> расчет оплаты труда Антонюженко Д.Н. осуществляется в соответствии с указанным выше окладом.

Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", утвержденный постановлением администрации городского округа "Воркута" от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, и Положение о системе оплаты труда МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", утвержденное приказом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> руководителем МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута".

Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).

Согласно пункту 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО "Воркута", с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№ 1,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО "Воркута".

Постановлением администрации городского округа "Воркута" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению <Номер обезличен>, для 5 разряда соответствует тарифный коэффициент - 1,08.

Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьями 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Согласно ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

<Дата обезличена> Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" утверждено "Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы", которое действует с <Дата обезличена>

Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с <Дата обезличена> в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).

Основным видом деятельности МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Как следует из представленных документов, ни МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута", ни учредитель - администрация МО ГО "Воркута" мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не направляли.Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости <Дата обезличена>

Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с <Дата обезличена> в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на <Дата обезличена>, а также приложение <Номер обезличен> Постановления администрации МО ГО "Воркута" от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которым установлен тарифный коэффициент и рассчитал тарифную ставку истца с <Дата обезличена> - 19518,03 руб. (15715х1,15х1,08).

Поскольку заработная плата за спорный период были выплачены истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, возложив на ответчика обязанность по выплате недополученных сумм.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.

В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату.

Выводы суда в приведенной выше части решения сторонами в апелляционном порядке не оспариваются.

<Дата обезличена> Министерством труда и социальной защиты РФ зарегистрирован отказ МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2023-2025.

Истец, не оспаривая данное обстоятельство, полагает, что с <Дата обезличена> тарифная ставка (оклад) должна быть установлена ему в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 - 2023 годы, действующим по <Дата обезличена>

Суд первой инстанции исходил из того, что судом по делу установлены основания применения Федерального отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 гг., а не Отраслевого тарифного соглашения по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 - 2023 годы, соответственно, истечение срока действия ФОТС не влечет автоматического применения Регионального соглашения.

Суд пришел к выводу о том, что поскольку МБУ "СДУ" МО ГО "Воркута" выразило отказ от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на следующий период, оснований для установления тарифной ставки истцу с <Дата обезличена> в соответствии с иными Соглашениями не имеется.

Региональное ОТС имеет ограниченное действие по кругу лиц, поскольку распространяется только на работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших соглашение, так как действующее законодательство Российской Федерации и Республики Коми не предусматривает порядок присоединения (неприсоединения) к заключённым на региональном уровне отраслевым тарифным соглашениям, при этом положения ст.ст. 48 и 133.1 Трудового кодекса РФ распространяются только на отраслевые соглашения федерального уровня и региональные соглашения в части установления минимальной заработной платы.

Проверяя доводы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия установила, что согласно положениям ФОТС на 2020 - 2022 годы, Соглашение является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и региональных и территориальных отраслевых соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Стороны считают целесообразным заключение региональных отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений (пункт 1.5).

Региональные и иные отраслевые соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры в организациях независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения (пункт 1.7).

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Республиканской организацией профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Ассоциацией дорожных организаций Республики Коми <Дата обезличена> утверждено Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021 - 2023 годы.

Региональное ОТС <Дата обезличена> размещено на сайте сетевого издания "Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации" и <Дата обезличена> в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми <Номер обезличен>.

Согласно пункту 1.5 регионального ОТС оно распространяется на работников и работодателей организаций дорожного хозяйства, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, на профсоюзных работников, а также на все дорожные организации независимой формы собственности, осуществляющие дорожные работы в Республике Коми.

Соглашение является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства.

Присоединение к Соглашению происходит в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт 1.9).

Пунктом 3.1 предусмотрено, что минимальная тарифная ставка рабочих I разряда дорожной отрасли устанавливается в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом Российской Федерации, с применением коэффициента 1,15.

Применяемый коэффициент учитывает все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством, за исключением выплат, предусмотренных в пункте 1.6 настоящего Соглашения.

Указанный в пункте 3.1 Соглашения размер минимальной тарифной ставки служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников и соответствующие тарифные коэффициенты устанавливаются организацией самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах (пункт 3.2).

Абзацем 4 пункта 3.1 ФОТС предусмотрено, что в дорожных организациях, расположенных в субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, рекомендуется в региональных отраслевых соглашениях предусматривать дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума каждого района.

Однако, в региональном ОТС (которое просит применить истец) минимальная тарифная ставка рабочих I разряда дорожной отрасли зависит от минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, без дифференцированного учета в зависимости от района расположения организации дорожной отрасли в Республике Коми.

Таким образом, при одновременном действии нескольких соглашений, должны применяться условия соглашения, наиболее благоприятные для работников, и, учитывая, что в период, заявленный в иске - с <Дата обезличена> действовали федеральное ОТС и региональное ОТС, однако величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Коми (от которой зависит размер заработной платы согласно ФОТС), выше минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом (от которого зависит размер заработной платы согласно РОТС), подлежат применению положения ФОТС, как наиболее благоприятные для работника.

Поскольку в рассматриваемом споре применено соглашение с наиболее благоприятными условиями для работника, то по истечении срока действия ФОТС, которое было заключено на период 2020-2022 годы, оснований для применения положений РОТС, заключенного на период 2021-2023 годы, не имелось.

По смыслу трудового законодательства, истечение срока действия одного соглашения не влечёт автоматической обязанности работодателя применять другое соглашение, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для установления тарифной ставки (оклада) истцу с <Дата обезличена> в размере, предусмотренном региональным ОТС.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в случае применения в рассматриваемом споре положений регионального ОТС по истечении срока действия федерального ОТС, то есть с <Дата обезличена>, заработная плата истца будет меньше, чем заработная плата, рассчитанная, исходя из оклада, установленного в соответствии с федеральным ОТС.

Согласно расчетному листку за <Дата обезличена>., имеющемуся в материалах дела, истцу начислена заработная плата из оклада, установленного по федеральному ОТС с <Дата обезличена>- 19518,03 руб. (в связи с истечением срока ФОТС оклад не изменялся) в общем размере 129900,55 руб., включая надбавки компенсационного и стимулирующего характера (интенсивность и высокие результаты, ежемесячные премии).

Исходя из пунктов 3.1 и 3.2 регионального ОТС оклад истца с <Дата обезличена> составит 18678,3 руб. (16242 (МРОТ по РФ с <Дата обезличена>) * 1,15 (коэффициент по пункту 3.1 РОТС).

Учитывая, положения абзаца 2 пункта 3.1 РОТС о том, что применяемый коэффициент учитывает все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством, за исключением выплат, предусмотренных в пункте 1.6 настоящего Соглашения (северная надбавка; районный коэффициент; вознаграждение за выслугу лет; надбавка за разъездной характер; надбавка за вахтовый метод; оплата очередных и дополнительных отпусков; оплата проезда), судебная коллегия считает, что при применении РОТС у работодателя отсутствует обязанность по выплате работнику компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных Положением о системе оплаты труда МБУ "СДУ", таких как надбавка за интенсивность и высокие результаты; премиальные выплаты, стажевые.

Следовательно, заработная плата истца за <Дата обезличена> будет в меньшем размере, так как по соглашению РОТС она будет исчисляться из меньшей тарифной ставки (оклада) 18678,3 руб. и без учета начислений за интенсивность в размере 6027,63 руб.

Апелляционная жалоба истца не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения и дополнительного решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2023 г. и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 21 марта 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Антонюженко Д.И. - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 сентября 2024 г.

Председательствующий     

                        

Судьи

33-6459/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Антонюженко Дмитрий Игоревич
Ответчики
МБУ Специализированное дорожное управление МОГО
Другие
Администрация МОГО Воркута
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Костенко Е. Л.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
09.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
09.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее