Решение по делу № 2-831/2021 от 10.09.2021

11RS0003-01-2021-001351-57 Дело № 2-831/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Махневой Л.В.

при секретаре Мартьяновой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 октября 2021 года в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения Мерцалову С. А.,

УСТАНОВИЛ:

АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ответчику об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о сохранении среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения Мерцалову С.А. В обоснование требований истец указал, что 03.09.2021 в АО "Интауголь" обратился бывший работник общества Мерцалов С.А., уволенный в связи с ликвидацией организации 12.02.2021, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения. К заявлению Мерцалов С.А. приложил решение организационно-экспертной комиссии ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 20.07.2021 № 24 о сохранении средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения, в котором указано, что исключительным случаем является: наличие инвалидности, что осложняет поиск работы. Указанное решение истец считает незаконным, ссылаясь на ч. 2 ст. 318 ТК РФ и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.11.2012 № 2214-О. Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения, должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений ч. 2 ст. 318 ТК РФ. Право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый и последующие месяцы со дня увольнения на основании ч. 2 ст. 318 ТК РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации.

Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие сторон, третьего лица надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Мерцалов С.А. состоял в трудовых отношениях с АО "Интауголь" в должности электрослесаря подземного 4 разряда, 12.02.2021 уволен в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

16.02.2021 Мерцалов С.А. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

С даты постановки на учет Мерцалов С.А. регулярно обращался в орган службы занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вариантов подходящей работы, что подтверждается сведениями ГУ РК "ЦЗН г. Инты" о вакансиях (выпиской из регистра). Направлений на работу Мерцалову А.С. ответчиком не выдавалось.

03.09.2021 Мерцалов С.А. обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" с заявлением о сохранении среднемесячного заработка за шестой месяц со дня увольнения.

ГУ РК "ЦЗН г. Инты" 20.07.2021 принято решение № 24 о сохранении Мерцалову С.А. средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения с 13 июля 2021 года по 12 августа 2021 года (л.д.5).

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).

Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

При принятии оспариваемого решения ГУ РК "ЦЗН г. Инты" усмотрело наличие исключительного случая для сохранения Мерцалову С.А. средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения, а именно: наличие инвалидности, что осложняет поиск работы.

Из материалов дела следует, что с 11.02.2021 Мерцалову С.А. установлена 3 группа инвалидности на срок до 01.03.2022, что подтверждается справкой серии МСЭ-2018 №1598918.

Из акта ВВК ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" от 04.03.2021 №54 следует, что Мерцалов С.А. нуждается в труде без длительных командировок (работа вахтовым методом), может работать водителем в пределах г. Инты, ближайших территорий.

Указанные обстоятельства, а именно наличие инвалидности 3 группы, ограничения в труде действительно осложняют поиск подходящей работы для Мерцалова С.А..

С 11.02.2021 Мерцалов С.А. является получателем страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). На 01.08.2021 размер пенсии Мерцалова С.А. составляет №__ руб., размер ЕДВ – №__ руб., что в среднем соответствует установленному прожиточному минимуму для пенсионеров, проживающих в северной природно-климатической зоне Республики Коми на 2021 год в размере 14 350 руб.

Из справки АО «Интауголь» от 15.02.2021 следует, что средний заработок за последние три месяца работы Мерцалова С.А. составлял №__ руб.

Таким образом, материальный уровень жизни Мерцалова С.А. после увольнения значительно уменьшился, поскольку лишившись заработной платы, единственным источником его существования является пенсия.

По сообщению ГУ РК «Центра занятости населения г. Инты» в период с 16.02.2021 по 12.08.2021 Мерцалову С.А. была предложена вакансия водителя автомобиля к ИП ФИО1, работодателем отказано в принятии на работу в связи с состоянием здоровья соискателя. Другими работодателями на территории г. Инты вакансии, соответствующие профессиональному образованию и состоянию здоровья Мерцалову С.А. не предоставлялись.

Кроме того, суд считает необходимым учесть, что Мерцалов С.А. уволен в период пандемии коронавируса Covid-19, когда деятельность организаций и прием на работу граждан были приостановлены или значительно ограничены, в связи с чем количество безработных граждан выросло. В настоящее время ограничительные мероприятия в связи с пандемией продолжаются.

Таким образом, суд полагает, что имеются исключительные обстоятельства для сохранения за Мерцаловым С.А. среднего заработка на период трудоустройства за 6 месяц.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения Мерцалову С. А. отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 08.10.2021.

Судья Л.В. Махнева

    

2-831/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Интауголь"
Ответчики
ГУ РК "Центр занятости населения города Инты"
Другие
Мерцалов Сергей Александрович
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Махнева Людмила Викторовна
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее