УИД77RS0021-02-2023-002751-25
Дело № 2-258/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тейково 05 марта 2024 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Архиповой А.Р.,
при секретаре Шиловой Н.А.,
с участием представителя истца- прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680-Халанского А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению 19 Военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680, в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по созданию бесперебойного запаса топлива,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель военного прокурора 19 Военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 в интересах неопределенного круга лиц, с учетом изменений исковых требований, просит суд обязать МО РФ в срок до 31.12.2024 года внести в заявочный план капитального ремонта котлов № и № (инв. № и №),находящиеся в котельной № по №,расположеннгой на территории войсковой части № (военный городок № <адрес>); отремонтировать систему приготовления и топливоподачи резервного топлива (мазута) на котельной № по №, расположенной на территории войсковой части №(военный городок №, <адрес>), а именно: в срок до 31.12.2025 года привести в исправное состояние насосы: <данные изъяты>
В обоснование иска указал следующее,19 военной прокуратурой армии, войсковая часть № проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Проверкой установлено, что на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 24.05.2018 № за ФГБУ « ЦЖКУ» Министерства обороны на праве оперативного управления закреплена газовая котельная № по № военного городка № (войсковая часть №), которая обеспечивает теплоснабжение казарменно-жилищного и специального фондов войсковой части № и имеет в своем составе резервное топливное хозяйство и котлоагрегаты, предназначенные для работы на газовом и жидком топливе. Согласно актов проведенных в 2022 году сезонных осмотров системы теплоснабжения войсковой части №, входящие в состав указанной котельной водогрейные котлы <данные изъяты> зав. №, № (порядковые №№ и №) требуют проведения капитального ремонта. В августе 2022 года 19 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56680 с участием № отдела государственного технического отдела (территориального) (<адрес>) проведена проверка готовности объектов коммунального назначен6ия военных городков № ракетной дивизии к отопительному сезону 2022-2023 г.г., в ходе которой на котельной № по № войсковой части № выявлен ряд нарушений законодательства, направленного на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплового хозяйства, в том числе обусловленных не проведением капитального ремонта водогрейных котлов <данные изъяты> зав. №, № и отсутствием запасов резервного мазутного топлива. По результатам вышеназванной проверки начальнику филиала ФГБУ «<данные изъяты> (по РВСН) внесено представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ № №. Вместе с тем, проведенной в декабре 2022 года контрольной проверкой аналогичной направленности установлено, что указанный документ прокурорского реагирования в полной мере не исполнен, капитальный ремонт водогрейных котлов <данные изъяты> зав. № №, № не проведен и на 2023 год не запланирован, запасы резервного топлива на котельной № по № не созданы. Неисправности котловых агрегатов и отсутствие запасов резервного топлива на котельной № № не обеспечивают надежность теплоснабжения объектов казарменно-жилого и специального фондов войсковой части №, чем созданы условия для нарушения прав на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц, поскольку по причине регулярных служебных перемещений личного состава и кадровых изменений точный круг лиц, права которых требуют защиты, достоверно определить невозможно.
В судебном заседании прокурор 19 военной прокуратура армии, войсковая часть 56680 Халанский А.А. заявленные, исковые требования, поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в данном случае имеются нарушения эксплуатации котельной - объекта повышенной опасности, которая обеспечивает подачу тепловой энергии, воды в войсковую часть, которая входит в состав <данные изъяты> ракетной дивизии, осуществляющей оборону страны. В данной войсковой части проходят воинскую службу военнослужащие различной категории, личный состав меняется, поэтому прокурор действует в интересах неопределенного круга лиц. В ходе прокурорской проверки выявлен ряд нарушений, которые влияют на дальнейшую эксплуатацию и дальнейшую работоспособность котельной, а именно, неисправность системы подачи резервного топлива и отсутствие самого топлива. Так как эта система была построена, предусмотрена, есть резервуары для хранения мазута. Сама котельная, как указано в материалах искового заявления является собственностью МО РФ, находится на балансе и состоит на учете в ЦТУИО МО РФ. Представитель эксплуатирующей организации присутствовал в судебном заседании, признал, что имеет место неисправность в подаче мазута, а так же самого резервного топлива в настоящее время не имеется. Что касается возражений по объемам работ, то в иске указано, какие именно насосы подлежат замене. С учетом того, что было предписано ранее решением суда о внесение на 2024 год заявки на ремонт, то стоимость приобретения насосов и их установка определяется по фактическому выполнению этих работ, стоимость закупки мазута, естественно, по рыночной стоимости в день закупки. Определить решением конкретную стоимости нельзя, потому что цены меняются.
Представитель ответчика - Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, в которым указывал на непризнание исковых требований, полагал иск безосновательным. Указывал на отсутствие у военного прокурора правомочий на заявление указанных требований, а возлагая на Министерство обороны Российской Федерации обязанность произвести капитальный ремонт в течении 2024 года, следует выяснить требуемые объемы работ и затрат, которые Министерство обороны Российской Федерации, должно произвести для исполнения решения суда, а также выяснить является ли решение суда исполнимым. Вместе с тем, с 24.02.2022 г. на основании решения Президента Российской Федерации Министерством обороны Российской Федерации проводится специальная военная операция на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины. Указанное обстоятельство требует принятия дополнительных организационных мер, направленных на определение приоритетных направлений деятельности, требующих государственного финансирования и уменьшение финансовой нагрузки для выполнения задач, требующих незамедлительного исполнения. Таким образом, ввиду того, что вмешательство в административно -хозяйственную деятельность органов военного управления, связанную с определением необходимости и очередности проведения капитального ремонта, включение в план капитального ремонта на 2024 г. спорных объектов, выделением на эти цели бюджетных средств незаконно, а фактический собственник и балансодержатель спорных объектов не установлен, требования военного прокурора не подлежат удовлетворению (том 2, л.д. 20-21).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска - ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, согласно представленного в суд письменного отзыва с заявленными исковыми требованиями не согласен, считает их несостоятельными по следующим основаниям. В проведении требуемого перечня работ необходимости не имеется, поскольку согласно акта весеннего осмотра котлового оборудования данное оборудование находится в исправном состоянии, в проведении капитального ремонта необходимости не имеется (том 2, л.д.17).
В соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства, имеющиеся в деле в совокупности и каждое в отдельности, по правилам статей 59, 60, 67 ГПК Российской Федерации суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статей 3, 6, 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусматривают, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с требованиями статей 5, 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент и безопасности зданий и сооружений» и статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникло угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, разрушения всего здания, сооружения или их части, деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории, повреждения части здания или сооружения.
Согласно положениям п.12 ст.1, ст.11,ст.11.1, п.1 ст. 26 Федерального закона от 31ю.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Реализация мероприятий в области обороны является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу положений части1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ, в случае если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания (сооружения), является собственник здания (сооружения) или лицо, которое владеет зданием (сооружением) на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания (сооружения), либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасности эксплуатации здания (сооружения) на основании договора физическое или юридическое лицо. Аналогичные требования закреплены и в ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Согласно определению, содержащемуся в п. 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)-это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 ГК РФ).
В соответствии с подп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1058т «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в том числе и объектами являющимся собственностью Министерства обороны РФ. Таким образом, Министерство обороны РФ несет бремя содержания недвижимого имущества и обязано производить его капитальный и текущий ремонт.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ « О теплоснабжении» к числу общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения и надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно ч.5 ст. 20 Закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами.
В силу положений п.49 Правил пользования газа и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002ь№ 317 организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудования на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством РФ в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.
Согласно п.5 Положения и Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Министерству обороны РФ.
Во исполнение приказа Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 « О создании федерального государственного бюджетного учреждения» Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора «21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления» создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ. Приложением к указанному приказу создан филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ по (РВСН), структурным подразделением которого является жилищно-коммунальная служба №,которая осуществляет непосредственное обслуживание объектов теплового хозяйства военных городков № ракетной дивизии.
Проверкой установлено, что на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 24.05.2018 № за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ на праве оперативного управления закреплена газовая котельная № по № военного городка № (войсковая часть №), которая обеспечивает теплоснабжение казарменно-жилищного и специального фондов войсковой части № и имеет в своем составе резервное топливное хозяйство и котлоагрегаты, предназначенные для работы на газовом и жидком топливе (том1, л.д. 11-12).
Согласно актов проведенных в 2022 году сезонных осмотров системы теплоснабжения войсковой части №, входящие в состав указанной котельной водогрейные котлы <данные изъяты> зав. №№, № (порядковые №№ и №) требуют проведения капитального ремонта (том 1, л.д. 43-68).
В августе 2022 года 19 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56680 с участием № отдела государственного технического отдела (территориального) проведена проверка готовности объектов коммунального назначения военных городков № ракетной дивизии к отопительному сезону 2022-2023 г.г., в ходе которой на котельной № по № войсковой части № выявлен ряд нарушений законодательства, направленного на обеспечение бесперебойного функционирования объектов теплового хозяйства, в том числе обусловленных не проведением капитального ремонта водогрейных котлов <данные изъяты> №№, № и отсутствием запасов резервного мазутного топлива (том1, л.д. 153-182).
По результатам вышеназванной проверки начальнику филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (по РВСН) внесено представление об устранении нарушений закона от 26.08.2022 № №, представление не обжаловалось.
Из ответов начальника ЖКС № и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 02.12.2022 года №, от 14.12.2022 №, актом проведенного 16.12.2022 года осмотра объектов теплового хозяйства № ракетной дивизии и иными материалами проверки установлено, что указанный документ прокурорского реагирования полностью не исполнен, капитальный ремонт водогрейных котлов <данные изъяты> зав. №, № не проведен и на 2023 год не запланирован, запасы резервного топлива на котельной № по № не созданы (том 1, л.д.33-35).
В материалы дела представителем третьего лица представлен комиссионный акт проверки готовности котельной к работе в осенне-зимний период 2023 – 2024 годов №, согласно которому: не выполнены следующие условия готовности котельной к отопительному периоду – <данные изъяты> (том 1. л.д.131).
Учитывая, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие реальной возможности для выполнения вышеуказанных работ, а также учитывая возможность наступления для неопределенного круга лиц неблагоприятных последствий неисполнением возложенных на ответчика обязанностей, суд считает исковые требования 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что на день вынесения настоящего решения план работ на 2024 год утвержден, сроки подачи заявок на ремонт в 2024 году истекли, учитывая объем необходимых работ и финансовых затрат на исполнение возлагаемых обязанностей, принимая во внимание мнение истца, суд полагает, что сроки внесения в заявочный план капитального ремонта котлов и обеспечения ремонта системы приготовления и топливоподачи резервного топлива (мазута) на котельной необходимо установить до 31.12.2025 года, обеспечение закупки резервного мазутного топлива – до 31.12.2026 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования 19 Военной прокуратуры армии, войсковой части 56680 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН №, ИНН №, КПП №, юридический адрес: <адрес>) в срок до 31.12.2025 года:
- внести в заявочный план капитального ремонта котлы № и № (инвентарный номер №, №), находящиеся в котельной № №, расположенной на территории войсковой части № (военный городок №, <адрес>),
- обеспечить ремонт системы приготовления и топливоподачи резервного топлива (мазута) на котельной № по ГП 840, расположенной на территории войсковой части № (военный городок №, <адрес>), а именно: привести в исправное состояние насосы: <данные изъяты>;
- в срок до 31.12.2026 года обеспечить закупку резервного мазутного топлива в емкости 300 тонн на котельной № по №, расположенной на территории войсковой части № (военный городок №, <адрес>).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Архипова А.Р.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 марта 2024 года.