Решение по делу № 2-617/2019 от 15.01.2019

Гр.дело № 2-617/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 апреля 2019 года                                 гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И.

при секретаре Иванове Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... РБ в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия, Управлению ветеринарии Республики Бурятия об обязании организовать мероприятия по ликвидации скотомогильников, принятии мер по ликвидации,

установил:

В суд обратился прокурор ... РБ с вышеназванным исковым заявлением указав, что на территории ... РБ находится 14 скотомогильников, которые не соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека и предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций, нарушающих интересы и права населения. В связи с указанным просит обязать Правительство РБ организовать мероприятия по приведению скотомогильников в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Определением суда принято уточнение исковых требований, согласно которому прокурор просит привлечь к участию в деле в качестве соответчика Управление ветеринарии по РБ, обязать Правительство РБ в срок до 31.12.2019г. принять в государственную собственность указанные скотомогильники и в срок до 01.08.2020г. организовать мероприятия по ликвидации скотомогильников, обязать Управление ветеринарии РБ в срок до 01.08.2020г. обеспечить выполнение мероприятий по ликвидации скотомогильников.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ветеринарии Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель прокурора ... РБ по доверенности ФИО2 требования уточнила – просила обязать Правительство РБ в срок до 01.08.2020г. организовать мероприятия по ликвидации скотомогильников, обязать Управление ветеринарии РБ в срок до 01.08.2020г. обеспечить выполнение мероприятий по ликвидации скотомогильников. Суду пояснила, что результатами проведенной проверки выявлено несоответствие 14 скотомогильников, находящихся на территории ... РБ Ветеринарно-санитарным правилам. В настоящем необходимости их приведение в соответствие с действующим законодательством РФ, передачи в собственность Республики Бурятия не имеется. Между тем, при наличии опасности распространения инфекций, опасных для животных и человека и возможного возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо данные скотомогильники ликвидировать. Также указала на то, что ранее в 2017-2018гг. на территории ... РБ зарегистрировано 69 эпизоотических очагов бешенства животных, поэтому принять меры и ликвидировать скотомогильники необходимо в кратчайшие сроки, то есть с учетом разумности до 01.08.2020г.

Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия ФИО3 действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против требований прокурора поясняя, что в данном случае отсутствует бездействие ответчика, т.к. приняты меры по ликвидации скотомогильников не подлежащих восстановлению и ремонту, в частности спорных скотомогильников, расположенных на территории ... РБ. Кроме того, в период 2019-2020 год запланировано введение новых 4 скотомогильников, отвечающих всем требованиям современных Ветеринарно-санитарных правил, на территории района. В связи с указанным просила в иске отказать.

Представители соответчика Управления ветеринарии РБ по доверенностям ФИО4, ФИО5 в судебном заседании полагали, что требования прокурора подлежат удовлетворению, спорные скотомогильники подлежат только ликвидации, поскольку представляют угрозу как населению так и окружающей среде. Скотомогильники изначально были возведены с существенным нарушением Ветеринарно-санитарных правил, приведение их в соответствие с Правилами невозможно, т.к нарушит эпизоотическое благополучие. Просили учесть, что республикой выделены средства на ликвидацию скотомогильников, утверждена программа по их ликвидации и ведутся работы по созданию новых скотомогильников. В районе имеются альтернативы скотомогильникам – определены места для сжигания животных, на случай возникновения ЧС имеются мобильные передвижные печи по сжиганию трупов животных. Также в случае обнаружения зараженных трупов животных Правила предусматривают безальтернативный способ уничтожения - их сжигание на месте.

Представитель третьего лица ФИО8 по доверенности ФИО6 в судебном заседании просила разрешить исковые требования по существу по усмотрению суда.

Иные лица участвующие в деле – Министерство имущественных и земельных отношений РБ, Администрации МО «...» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте слушания по делу извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий - расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 указанного Федерального закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не предусматривает.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что скотомогильники (биотермические ямы) являются особыми объектами, собственниками которых могут являться только Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от 26.03.2005 N 1054-III "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Бурятия" к полномочиям Правительства Республики Бурятия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия относятся участие в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия; принятие в государственную собственность Республики Бурятия поставленных на учет в установленном федеральным законодательством порядке бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям).

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила"), утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (п.1.1 Правил).

Пункты 7.1, 7.2, 7.3 Правил предусматривают, что контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по делу являются Правительство Республики Бурятия и Управление Ветеринарии по РБ, в связи с чем обязанность по организации мер по ликвидации скотомогильников, непосредственному их уничтожению обоснованно могла бы быть возложена на данных ответчиков.

Однако, учитывая, что Правительством РБ на момент обращения истца в суд, не допущено незаконного бездействия в части организации мер по ликвидации скотомогильников на территории ... РБ, ответчиками приняты достаточные меры для создания благополучной санитарной среды, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории ... РБ расположены четырнадцать скотомогильников не отвечающих требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.

В пункте 1.5 Правил указано, что биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям (п.1.6 Правил)

Главой 5 Правил предусмотрено, размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; скотопрогонов и пастбищ - 200 м; автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

В нарушение п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Правил территории скотомогильников не огорожены, не обвалованы, на территории скотомогильников отсутствуют навесы над ямами, помещения для вскрытия трупов животных, помещения для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды инструментов, глубина биотермических ям значительно меньше установленных Правилами требований и т.д.

Таким образом, учитывая приведенные нормы Правил, указанные скотомогильники действительно не соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам.

Также, в судебном заседании сторонами не оспаривалось, что указанные в исковом заявлении объекты, расположенные на территории ... ранее на учет как скотомогильники поставлены не были, индивидуальные номера не присваивались, как и не оформлялись ветеринарно-санитарные карточки.

Согласно приказа Управления ветеринарии Республики Бурятия от 29.08.2018 года, изданного во исполнение п.1.9 и 7.2. Санитарно-ветеринарных правил, утвержден перечень скотомогильников (биотермических ям) подлежащих ликвидации, запрещена эксплуатация скотомогильников, в том числе указанных 14 на территории ....

Далее судом установлено, что Правительством Республики Бурятия принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ ...-р которым утвержден План мероприятий («дорожная карта») по уничтожению биологических отходов на территории Республики Бурятия, утверждена Схема размещения скотомогильников на территории республики. Данное распоряжение принято в целях обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия, организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также охраны окружающей среды и предотвращения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия. Распоряжением ответчика поручено всем заинтересованным ведомствам, в том числе Управлению ветеринарии РБ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Управлению капитального строительства Правительства РБ обеспечить реализацию «дорожной карты» в установленные сроки. Органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано обеспечить реализацию «дорожной карты». В том числе, предусматриваются мероприятия по ликвидации, строительству новых скотомогильников, ремонту скотомогильников, приобретение передвижных утилизационных установок (мобильных инсинераторов для сжигания трупов животных). Согласно Плана мероприятия (дорожной карты) срок исполнения мероприятий установлен – 2019-2021 годы.

Также, Правительством Республики Бурятия принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ ...-р, которым утвержден План мероприятий («дорожная карта») по ликвидации скотомогильников. В Перечень скотомогильников подлежащих ликвидации, утвержденного Приказом Управления Ветеринарии от ДД.ММ.ГГГГ ... включены, в том числе скотомогильники, указанные в исковом заявлении.

В соответствии с вышеназванным распоряжением Правительства РБ, скотомогильники, находящиеся на территории ..., указанные в иске подлежат ликвидации в период 2019-2021 год по причине запрета их эксплуатации, как не подлежащими восстановлению и ремонту.

Указанные мероприятия проводятся ответчиками, как следует из пояснений представителей ответчиков, финансирование на указанные мероприятия имеется.

В досудебном порядке истцом у ответчика не истребована документация о деятельности Правительства РБ по данному вопросу, не проведена проверка по данному вопросу, не доказано бездействие со стороны ответчика в осуществлении организационных мер, тогда как суд приходит к выводу, что такого бездействия ответчиками не допущено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что прокурором заявлены требования исполнения которых он просит установить со сроком до ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание доводы сторон и представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

Доводы стороны истца о необходимости установления именно заявленных сроков для ликвидации скотомогильников судом обсуждены, признаются несостоятельными и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

Главой 4 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что допустимыми способами уничтожения биологических отходов являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.

Из представленных суду доказательств следует, что распоряжениями глав перечисленных муниципальных образований, на территории которых находятся спорные скотомогильники, принято решение определить места на территориях поселений для утилизации биологических отходов путем сжигания.

Также суду представлены доказательства приобретения ответчиком Управление ветеринарии РБ мобильных инсинераторов для сжигания трупов животных.

Таким образом, ответчиками доказано наличие альтернативных способов уничтожения биологических отходов на территории района.

В связи с указанным, суд соглашается с доводами стороны ответчиков о том, что ликвидация скотомогильников с указанием новых сроков (до августа 2020года), при удовлетворении требований прокурора, в заявленном виде, исполнение решения будет затруднительным и как верно указывают представители ответчиков, повлечет необоснованные и неразумные расходы республиканского бюджета.

Ссылки прокурора на установленные в 2017-2018г. случаи эпизоотических очагов бешенства животных судом обсуждены и подлежат отклонению. Каких-либо доказательств о том, что бешенство животных было вызвано и обусловлено именно в результате несоответствия скотомогильников Ветеринарным нормам и правилам, бездействия ответчиков в непринятии мер по их ликвидации материалы дела не содержат.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание, что вмешательство суда в деятельность органа власти Республики Бурятия при данных конкретных обстоятельствах дела, противоречит ст. 10 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат оставлению без удовлетворения. При этом суд исходит из того, что ответчиками принимаются все исчерпывающие меры для ликвидации скотомогильников на территории ... РБ, установление иных сроков для ликвидации нецелесообразно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ... ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░.░░░░-░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░

2-617/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Мухоршибирского района РБ
Ответчики
Правительство РБ
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
Управление ветеринарии Республики Бурятия
Администрация МО "Мухоршибирский район"
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Танганов Б. И.
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
15.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2019Передача материалов судье
17.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2019Подготовка дела (собеседование)
06.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2019Судебное заседание
22.02.2019Судебное заседание
14.03.2019Судебное заседание
02.04.2019Судебное заседание
08.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Подготовка дела (собеседование)
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
23.03.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее