№ 2а-317/2021
УИД 35RS0009-01-2021-000119-22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2021 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой И.Б.,
при секретаре Скамьиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Румянцевой О.В. к администрации Вологодского муниципального района о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
установил:
Румянцева О.В. является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного Румянцеву М.Н. и членам его семьи по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником <адрес> является администрация Лесковского сельского поселения Вологодского муниципального района.
Письмом администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Румянцевой О.В. отказано в предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> площадью ориентировочно 400 кв.м, ввиду того, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается. Кроме того, земельный участок является придомовой территорией многоквартирного жилого дома, образование земельного участка в данном случае осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Оспаривая отказ администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Румянцева О.В. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации Вологодского муниципального района в формировании земельного участка в границах кадастрового квартала №, площадью ориентировочно 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и предоставлении указанного земельного участка в аренду; обязать административного ответчика образовать земельный участок в границах кадастрового квартала №, площадью ориентировочно 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> согласно утвержденной схемы земельного участка; обязать административного ответчика предоставить Румянцевой О.В. и иным собственникам (нанимателям) жилых помещений, земельный участок в границах кадастрового квартала №, площадью ориентировочно 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В судебное заседание административный истец Румянцева О.В. не явилась, извещена; ее представитель по доверенности Васильев М.И. требования поддержал.
Представитель административного ответчика по доверенности Агафонова Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признала, суду показала, что схема формирования земельного участка не утверждена. Кроме того, испрашиваемый земельный участок находится под многоквартирным домом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае доказательств наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий суду не представлено.
Обращаясь в суд с настоящим иском административный истец ссылается на утверждение схемы земельного участка в границах кадастрового квартала и внесении в план земель администрации Лесковского сельского поселения, предоставляя в качестве доказательств схему расположения земельного участка в границах кадастрового квартала от ДД.ММ.ГГГГ и выкопировку с плана земель администрации Лесковского сельского поселения.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Статьей 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь образуемого земельного участка.
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в котором указываются площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Между тем представленная истцом схема расположения земельного участка в границах кадастрового квартала от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований ст. 11.10 Земельного кодекса РФ не соответствует форме и требованиям, предъявляемым к подготовке схемы расположения земельного участка, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вопреки доводов стороны истца, надлежащего решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных об утверждении схемы расположения земельного участка не принималось.
Отказывая в предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, администрация Вологодского муниципального района ссылается на ст. 39.6, п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, ст. 16 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 19 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
В силу п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Как следует из статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка.
При этом, положениями частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> в силу закона является общей долевой собственностью собственников помещений в данном доме и не может быть предоставлен заинтересованному лицу на праве аренды, принимая во внимание, что Румянцева О.В. собственником квартиры <адрес> не является, суд находит обжалуемый отказ администрации Вологодского муниципального района соответствующим вышеприведенным требованиям действующего законодательства, принятым в пределах полномочий административного ответчика, при этом нарушения прав административного истца не установлено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует от казать в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований Румянцевой О.В. к администрации Вологодского муниципального района о признании незаконным отказа администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного под многоквартирным домом № в <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья И.Б. Лукьянова
Изготовлено: 26.02.2021.