РЎСѓРґСЊСЏ Мулёнкова Р.Рђ. дело в„– 21-1541/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Самара 21 ноября 2019 года
Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Плаксина А.А. на решение судьи Приволжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2019 года, которым изменено постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области майора полиции Куликовой Ю.А. от 06.08.2019 года о привлечении Плаксина А.А. к административной ответственности по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ в части снижения назначенного размера штрафа до 25 000 рублей,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Постановлением начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области майора полиции Куликовой Ю.А. № 148 от 06.08.2019 года Плаксин А.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Оспаривая позицию административного органа, Плаксин А.А. обратился в Приволжский районный суд Самарской области с соответствующей жалобой, по результатам рассмотрения которой 26 сентября 2019 года судьей вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, Плаксин А.А. ссылается на незаконность и необоснованность привлечения его к административной ответственности, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом в обоснование своей жалобы указывает, что проведенная проверка противоречит Федеральному закону от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Также заявитель в жалобе указывает на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения и считает, что доказательств его вины в совершении вмененного правонарушения административным органом не представлено. Просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Рзучив представленные материалы дела, заслушав РґРѕРІРѕРґС‹ Плаксина Рђ.Рђ. Рё его защитников Гришиной Р›.Р®. Рё Р РѕРґРёРєРѕРІР° Р’.Р®. РІ поддержание жалобы, возражения представителей Управления Росгвардии РїРѕ Самарской области Хальзова Рђ.Р•. Рё Куликовой Р®.Рђ., РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ Рє следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Р’ целях реализации Постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 21 июля 1998 Рі. N 814 "Рћ мерах РїРѕ регулированию оборота гражданского Рё служебного РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов Рє нему РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" введена РІ действие Рнструкция РїРѕ организации работы органов внутренних дел РїРѕ контролю Р·Р° оборотом гражданского Рё служебного РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов Рє нему РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 12.04.1999 N 288.
Р’ силу Рї. 124 Рнструкции РїРѕ организации работы РћР’Р” РїРѕ контролю Р·Р° оборотом гражданского Рё служебного РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов Рє нему РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє приказу РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё в„–228 РѕС‚ 12.04.1999Рі. (далее – Рнструкция), учету подлежит РІСЃРµ РѕСЂСѓР¶РёРµ Рё патроны, имеющиеся Сѓ юридических лиц. Учет РѕСЂСѓР¶РёСЏ или патронов ведется РїРѕ нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам Рё РґСЂСѓРіРёРј РїСЂРёС…РѕРґРЅРѕ-расходным документам, Р° также реестрам, книгам Рё журналам учета РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов. Допускается ведение учета РЅР° электронно-вычислительных средствах РїСЂРё обязательном ежедневном выводе данных РЅР° бумажные Рё магнитные носители СЃ отражением каждой операции РїРѕ движению РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов. Рспользуемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным настоящей Рнструкцией формам предусмотренных реестров, РєРЅРёРі Рё журналов учета.
Согласно Рї. 125 Рнструкции учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям РїРѕ ведению делопроизводства РІ подразделениях лицензионно-разрешительной работы, РїСЂРё этом записи РІ реестрах, книгах Рё журналах учета производятся РЅР° основании подлинных Рё исполненных РїСЂРёС…РѕРґРЅРѕ-расходных документов СЃ указанием лицензий Рё разрешений, выданных органами внутренних дел. Реестры, РєРЅРёРіРё Рё журналы учета РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов, предусмотренные РІ настоящей Рнструкции, Р° также формализованные бланки для автоматизированного учета перед РёС… использованием подлежат обязательной регистрации РІ подразделениях лицензионно-разрешительной работы. РџРѕСЂСЏРґРѕРє ведения документов внутреннего учета Рё обязанности лиц, ответственных Р·Р° сохранность РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов РІ организациях Рё подразделениях РїРѕ осуществлению РёРјРё контроля Р·Р° наличием РѕСЂСѓР¶РёСЏ, определяются приказами руководителей юридических лиц СЃ учетом требований настоящей Рнструкции.
Согласно РїРї. «а», «г» Рї. 127 Рнструкции лицами, ответственными Р·Р° сохранность РѕСЂСѓР¶РёСЏ, РїСЂРё размещении РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов РІ отдельной комнате ведутся: РєРЅРёРіР° приема Рё выдачи РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов; РєРЅРёРіР° учета посещений объекта Рё подключений сигнализации РЅР° пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны РїСЂРё органах внутренних дел (ПЦН).
Р’ соответствии СЃ Рї. 133 Рнструкции юридическими лицами СЃ особыми уставными задачами ведутся: РєРЅРёРіРё номерного учета Рё персонального закрепления РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов. Р’ подразделениях органов государственной власти, которым предоставлено право изъятия РѕСЂСѓР¶РёСЏ, дополнительно ведутся РєРЅРёРіРё наличия Рё движения, номерного учета изъятого РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов, Р° также акты приема (передачи) изъятого РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов; служебные документы, установленные для подразделений охраны (служб безопасности), сопровождения РіСЂСѓР·РѕРІ, инкассации, Р° также РєРЅРёРіРё номерного учета Рё закрепления РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов Р·Р° работниками, выполняющими обязанности РїРѕ защите Р¶РёР·РЅРё Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ граждан, собственности, РїРѕ охране РїСЂРёСЂРѕРґС‹ Рё природных ресурсов, ценных Рё опасных РіСЂСѓР·РѕРІ, специальной корреспонденции; учетная документация РїРѕ хранению РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов, Р° также РїРѕ функционированию имеющихся Сѓ юридического лица стрелковых объектов; акты списания патронов, израсходованных РЅР° учебные Рё тренировочные стрельбы, проведение контрольного отстрела огнестрельного РѕСЂСѓР¶РёСЏ СЃ нарезным стволом, пристрелку РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё проверку его Р±РѕСЏ, Р° также РїСЂРё выполнении служебных задач; акты приема (передачи) Рё рекламаций РЅР° РѕСЂСѓР¶РёРµ Рё патроны; планы передачи имеющегося РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов между структурными (территориальными) подразделениями, согласованные СЃ органами внутренних дел.
Согласно Рї. 141 Рнструкции РєРЅРёРіРё учета наличия Рё движения, Р° также номерного учета Рё закрепления РѕСЂСѓР¶РёСЏ являются основными документами текущего учета РѕСЂСѓР¶РёСЏ, состоящего РЅР° балансе юридических лиц, Р° также полученного РІРѕ временное пользование РІ органах внутренних дел или РІ РґСЂСѓРіРёС… государственных военизированных организациях. Р’ отдельных разделах данных РєРЅРёРі допускается ведение учета специальных средств самообороны Рё защиты, разрешенных Рє использованию работниками юридических лиц, Р° также инструмента, расходных материалов Рё принадлежностей Рє РѕСЂСѓР¶РёСЋ.Р’ Рї. 142 Рнструкции предусмотрено, что РІ учетных документах сведения РѕР± РѕСЂСѓР¶РёРё записываются СЃ указанием его РІРёРґР°, типа, модели, калибра, номера, Рѕ патронах - дополнительно количество Рё номера партий изготовления.
Согласно Рї. 143 Рнструкции выдача РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов лицом, ответственным Р·Р° РёС… хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей РІ РєРЅРёРіСѓ приема Рё выдачи РѕСЂСѓР¶РёСЏ РїРѕРґ СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ лица, Р·Р° которым закреплено РѕСЂСѓР¶РёРµ.
Частью 1 ст.20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Комментируемая ст.20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.20.8 КоАП РФ, являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с нарушением правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Субъекты правонарушения - юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста.
С субъективной стороны совершение рассматриваемого правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· СЃС‚. 26.2 РљРѕРђРџ Р Р¤ доказательствами РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении являются любые фактические данные, РЅР° основании которых СЃСѓРґСЊСЏ, орган, должностное лицо, РІ производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого Рє административной ответственности, Р° также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Как следует РёР· представленных материалов дела Рё установлено СЃСѓРґРѕРј первой инстанции, РІ период СЃ 03.06.2019Рі. РїРѕ 01.07.2019Рі. комиссией Управления Росгвардии РїРѕ Самарской области РЅР° основании Приказа Управления Росгвардии РїРѕ Самарской области в„– 436 РѕС‚ 22.05.2019 РіРѕРґР° проведена плановая выездная проверка команды РїРѕ охране ЛПДС «Совхозная» отряда «Самарский» филиала РћРћРћ «Транснефть-охрана» «Приволжское РњРЈР’РћВ», РІ С…РѕРґРµ которой было установлено, что Плаксин Рђ.Рђ., являясь начальником команды, РІ нарушение Рї.2.1.38 должностной инструкции в„– 06-03-15/1, утвержденной 18.01.2019 РіРѕРґР°, РЅРµ проконтролировал внесение РІ РєРЅРёРіСѓ номерного учета Рё персонального закрепления РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов Р·Р° работниками команды РїРѕ охране ЛПДС «Совхозная» отряда «Самарский» «Приволжского РњРЈР’РћВ» сведений Рѕ количестве закрепленных патронов, чем нарушил требования пункта 142 Рнструкции РїРѕ организации работы РћР’Р” РїРѕ контролю Р·Р° оборотом гражданского Рё служебного РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов Рє нему РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной Приказом РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 12.04.1999Рі. в„– 288.
РџРѕ итогам проведенной проверки, председателем РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Управления Росгвардии РїРѕ Самарской области 01.07.2019 РіРѕРґР° директору Приволжского РњРЈР’Рћ Козлову Р’.Р›. выдано предписание РѕР± устранении выявленных нарушений, РІ том числе РѕР± устранении нарушения требований пункта 142 Рнструкции, заключающегося РІ невнесении РІ РєРЅРёРіСѓ номерного учета Рё персонального закрепления РѕСЂСѓР¶РёСЏ Рё патронов Р·Р° работниками команды РїРѕ охране ЛПДС «Совхозная» отряда «Самарский» Приволжского РњРЈР’Рћ сведений Рѕ количестве патронов, РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 1 августа 2019 РіРѕРґР°; старшим инспектором РћРџ ЦЛРРУправления Росгвардии РїРѕ Самарской области Хальзовым Рђ.Р•. РІ отношении Плаксина Рђ.Рђ. составлен протокол РѕС‚ 29.07.2019Рі. в„– 63ЦЛРР530 2907190014885 РѕР± административном правонарушении РїРѕ С‡.1 СЃС‚.20.8 РљРѕРђРџ Р Р¤.
По результатам рассмотрения административного дела начальником отделения Отделение ЛРРпо городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области майором полиции Куликовой Ю.А. вынесено постановление № 148 от 06.08.2019 года о привлечении Плаксина Алексея Александровича к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ с назначением административного наказания виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Приказом директора филиала ООО «Транснефть-Охрана» Приволжского МУВО № 005-ПЕРот 15.01.2016г. Плаксин А.А. с 18.01.2016 г. переведен с должности заместителя начальника команды по охране ЛПДС «Совхозная» на должность начальника команды по охране ЛПДС «Совхозная».
Приказом директора филиала Приволжского межрегионального управления ведомственной охраны № 398 от 29.05.2019г. ответственность за сохранность оружия и патронов, ведение количественного и номерного учета оружия и патронов, ведение количественного и номерного учета оружия, количественного учета специальных средств для выполнения охранных функций на объектах и линейной части ОСТов возложена на начальников команд (отделений, групп) ведомственной охраны, в их отсутствие – на заместителей начальников команд ведомственной охраны: в команде по охране ЛПДС «Совхозная» указанная ответственность возложена на начальника команды ведомственной охраны Плаксина А.А., на заместителя начальника команды ведомственной охраны Аносова С.В.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу положений п.2.1.38 должностной инструкции № 06-02-15/1 начальника команды по охране линейной производственно-диспетчерской станции «Совхозная» отряда «Самарский» филиала ООО «Транснефть-Охрана» «Приволжское межрегиональное управление ведомственной охраны», утвержденной 18.01.2019г. директором филиала ООО «Транснефть-Охрана» «Приволжское МУВО», на Плаксина А.А., как начальника команды, возложена обязанность по осуществлению количественного и номерного учета оружия и патронов к нему, специальных средств, формирования и ведения учетных дел по обороту оружия.
Данные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно: постановлением по делу об административном правонарушении № 148 от 06.08.2019 г., протоколом об административном правонарушении от 29.07.2019 г., актом проверки № 528/7-17ВОП от 01.07.2019г., предписанием от 01.07.2019г. № 528/7-17ВОП, должностной инструкцией, сообщением филиала ООО «Транснефть-Охрана» «Приволжское межрегиональное управление ведомственной охраны» от 12.07.2019г. № ТНО-03-22/ПМУВО/15847 об исполнении предписания и устранении выявленных нарушений, копией книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов и другими материалами дела.
Представленным в деле доказательствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные доказательства обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела и принятия по нему судебного постановления. При этом каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности Плаксина А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Доводы, на которые Плаксин А.А. ссылается в жалобе, в том числе и в части допущенных, по его мнению, грубых процессуальных нарушений при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении, направлены на переоценку доказательств, ранее исследованных и оцененных в рамках производства по делу судом первой инстанции.
Доводы заявителя о нарушении административным органом процедуры проведения проверки со ссылкой на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не могут быть признаны обоснованными, поскольку названный закон не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регулирует правоотношения по привлечению к административной ответственности, в связи с чем нарушения положений данного закона не влекут вывод о незаконности постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, каким образом указанные в апелляционной жалобе нарушения при проведении проверки повлияли на установление фактических обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Суждения, приведенные в жалобе Плаксина А.А. о том, что вмененное ему административное правонарушение не является длящимся, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств относительно обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с процессуальным законом, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.
В целом доводы апелляционной жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
Рных РґРѕРІРѕРґРѕРІ, основанных РЅР° доказательственной базе, опровергающих установленные СЃСѓРґРѕРј первой инстанции обстоятельств Рё его выводы, РІ апелляционной жалобе РЅРµ приведено.
При назначении Плаксину А.А. наказания судом первой инстанции в соответствие с ч.ч.3, 3.2, 3.3, ст.4.1 КоАП РФ учтены характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, наличие у него на иждивении двух малолетних детей, родителей-пенсионеров, в связи с чем счел возможным снизить назначенное наказание до 25 000 руб., которое является справедливым и соразмерно содеянному.
Процедура и срок давности привлечения Плаксина А.А. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления административного органа и решения судьи, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6- 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШРР›:
Решение судьи Приволжского районного суда Самарской области от 26 сентября 2019 года, которым изменено постановление начальника отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Чапаевску, Новокуйбышевску, Безенчукскому, Приволжскому и Хворостянскому районам Управления Росгвардии по Самарской области майора полиции Куликовой Ю.А. от 06.08.2019 года о привлечении Плаксина А.А. к административной ответственности по ч.1 ст.20.8 КоАП РФ в части снижения назначенного размера штрафа до 25 000 рублей оставить без изменения, а жалобу Плаксина А.А.- без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда П.А.Тукмаков