Решение по делу № 2-2700/2020 от 29.09.2020

Категория 2.068

Дело № 2-2700/2020

УИД:92RS0003-01-2020-003867-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2020 года                                                               г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре судебного заседания Бутакова А.А., с участием истца Николаева Л.А., представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаева Л.А. к Государственному учреждению Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе об обязании назначить страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец Николаева Л.А. обратилась с иском к ответчику, в котором просит признать решение ГУ УПФР в г. Севастополе (межрайонное)об отказе в установлении страховой пенсии по старости Николаева Л.А. незаконным, обязать ГУ УПФР в г. Севастополе (межрайонное) включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Николаева Л.А. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее – УПФР в г. Севастополе, пенсионный орган) мне, Николаева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента пенсионера, определяемого на день достижения возраста, указанного в статье 8 Закона о страховых пенсиях.

При расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента УПФР в г. Севастополе не засчитал период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в закрытом акционерном обществе «Предприятие материально-технического обеспечения «Херсонресурсы» на территории Украины, в результате чего величина индивидуального пенсионного коэффициента составила <данные изъяты> - менее требуемого в <данные изъяты> году размера <данные изъяты> Основанием для невключения указанного периода трудовой деятельности в расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента послужило отсутствие подтверждения сведений о стаже компетентными органами Украины. Истец не согласна с данным решением, просит его отменить.

В судебном заседании истец Николаева Л.А., представитель истца ФИО2 на иске настаивали по вышеизложенным основаниям.

Представитель Государственного учреждения – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе ФИО1 просил в иске истцу отказать, по основаниям изложенным в возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к настоящему Федеральному закону) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет 6 месяцев.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ, устанавливающей переходные положения, определено, что с 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (часть 4 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ).

Согласно приложению № 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) при назначении страховой пенсии по старости в 2019 году составляла 16.2

Величина ИПК зависит от стажа и заработка до 01.01.2002 и страховых взносов, предназначенных для финансирования пенсии и отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьёй 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13 марта 1992 г.).

Согласно пункту 2 статьи 6 названного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР» даны рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 указанных рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Этим же пунктом рекомендаций установлено, что периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Данная позиция подтверждена определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2018 г. № 81-КГ18-18.

В соответствии с пунктом 15 указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

На территории Российской Федерации таким документом в соответствии пунктом 11 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе (далее – УПФР в г. Севастополе, пенсионный орган) мне, Николаева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента пенсионера, определяемого на день достижения возраста, указанного в статье 8 Закона о страховых пенсиях.

При расчете величины индивидуального пенсионного коэффициента УПФР в г. Севастополе не засчитал период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в закрытом акционерном обществе «Предприятие материально-технического обеспечения «Херсонресурсы» на территории Украины, в результате чего величина индивидуального пенсионного коэффициента составила <данные изъяты> - менее требуемого в ДД.ММ.ГГГГ году размера <данные изъяты> Основанием для невключения указанного периода трудовой деятельности в расчет величины индивидуального пенсионного коэффициента послужило отсутствие подтверждения сведений о стаже компетентными органами Украины.

При определении ИПК в расчет стажевого коэффициента ответчиком в соответствии с записями в трудовой книжке, оформленными предприятиями, организациями Украины, принят стаж продолжительностью <данные изъяты> дней. При этом из периода работы <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для расчета ИПК ответчиком учтены периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период работы в той же организации (с учетом ее преобразований) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в страховой стаж не включен по причине отсутствия документального подтверждения указанных периодов работы со стороны компетентных органов Украины.

Вместе с тем, требований к тому, чтобы документы о стаже за спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в обязательном порядке были подтверждены компетентным органом пенсионного обеспечения соответствующего государства, законодательством не предусмотрено. Как указано выше, правило о необходимости подтверждения стажа работы сведениями об уплате страховых взносов применимо в отношении лиц, прибывших из государств, которые не являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года (Литовская Республика, Республики Молдова и Грузия), а в отношении лиц, прибывших из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, данное правило действует с 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

При таких обстоятельствах, учитывая, что факт трудовой деятельности истца в вышеуказанных предприятиях и в должностях подтвержден соответствующими записями в трудовой книжке, оформленной в хронологическом порядке и не содержащей неоговоренных исправлений, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины подлежит включению в страховой стаж для исчисления ИПК.

Кроме того, в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года (а не до 31.12.1990 г., как посчитал ответчик).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех имеющихся доказательств.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Николаева Л.А.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаева Л.А. к Государственному учреждению Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе об обязании назначить страховую пенсию удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Севастополе (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Николаева Л.А. страховую пенсию по старости.

Обязать Государственному учреждению Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в страховой стаж Николаева Л.А. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить Николаева Л.А. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 27 ноября 2020 года.

Судья Ленинского районного суда

города Севастополя                                                                    С.В. Калганова

2-2700/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаева Людмила Алексеевна
Ответчики
ГУ УПФР в г. Севастополе (межрайонное)
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Калганова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
29.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2020Передача материалов судье
05.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
23.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее