Дело № 2-80/2024
УИД 75RS0009-01-2024-000160-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Газимурский Завод 16 апреля 2024 года
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Ефимикова Р.И.,
при секретаре Марковой Н.В.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Газимуро-Заводского района Коркиной А.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа, МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа, администрации Газимуро-Заводского муниципального округа о возложении обязанности произвести определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в образовательных учреждениях МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа, МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа. В ходе проверки установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в учреждениях оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность учащихся и работников учреждений. Собственник имущества школ является администрация Газимуро-Заводского муниципального округа. В связи с чем, истец просит обязать МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа и МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа оборудовать 39 и 31 оконных блоков замками безопасности соответственно, администрацию округа профинансировать мероприятия по установке замков безопасности в указанных учреждениях образования.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Коркина А.Р. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представители ответчиков - МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа и МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без участия представителя, исковые требования признали в полном объёме, последствия признания иска разъяснены и понятны, о чем представили письменное заявление.
Представитель ответчика – администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Бондарева А.Д. о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования признал в полном объёме, последствия признания иска разъяснены и понятны, о чем представил письменное заявление.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – Министерство финансов Забайкальского края, Министерства образования и науки Забайкальского края, МКУ «Комитет образования администрации Газимуро-Заводского муниципального округа» о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания в суд не представили.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав процессуального истца, изучив письменные доказательства по материалам дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 28 Закона об образовании образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа отнесено создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктами 7, 12 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу пункта 6 статьи 3 указанного Федерального закона под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно подпункту «а» пункта 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 (далее - Требования к антитеррористической защищенности), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве 02 декабря 1999 года принят действующий на территории Российской Федерации "ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ 23166-99).
В пункте 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (пункт 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
В силу ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. На основании ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в образовательных учреждениях МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа, МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа
В соответствии с Уставами вышеуказанных образовательных учреждений, учредителем является Газимуро-Заводский муниципальный округ. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Газимуро-Заводского муниципального округа.
Собственником имущества вышеуказанных образовательных учреждений является Газимуро-Заводский муниципальный округ, в лице администрации Газимуро-Заводского муниципального округа.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение указанных выше требований действующего законодательства, в МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа и МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа окна не оборудованы замками безопасности (39 и 31 оконных блоков соответственно), предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон, что подтверждается ответами руководителей образовательных учреждений. (л.д. 13, 14).
07 февраля 2024 года прокурором района в адрес руководителей образовательных учреждений внесены представления, которые рассмотрены, а в ответе отсутствуют сведения о мерах, принятых в целях исправления допущенных нарушений. (л.д. 9-12, 14-17).
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие замков безопасности на окнах свидетельствует о необеспечении в полном объеме в МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа и МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа безопасности пребывания несовершеннолетних в образовательных учреждениях, нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, а также прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения. Исполнение перечисленных выше законоположений является обязанностью как образовательных учреждений по созданию безопасных условий обучения, так и органов местного самоуправления по осуществлению финансирования соответствующих мероприятий.
Поскольку администрация Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края является исполнительно-распорядительным органом, наделенным в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, суд возлагает на нее обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков зданий МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа и МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон.
Отсутствие в бюджете муниципального округа расходов на выполнение вышеуказанных работ не является оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку обеспечение охраны здоровья обучающихся во время пребывания в здании образовательного учреждения является конечной целью выполнения требований федерального законодательства и должно быть одним из главных приоритетов в деятельности органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах заявленные требования процессуального истца, с учетом признания их ответчиками подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик администрация Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
Учитывая, что МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа и МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа являются муниципальными образовательными учреждениями и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения плательщиков, освобождает муниципальные образовательные учреждения от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края удовлетворить в полном объеме.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение Ушмунская средняя общеобразовательная школа ИНН 7504001454 после поступления финансирования из администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края оборудовать 39 оконных блоков замками безопасности.
Обязать администрацию Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края ИНН 7504000549 профинансировать мероприятия по оборудованию 39 оконных блоков в здании МОУ Ушмунская средняя общеобразовательная школа замками безопасности.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение Широкинская средняя общеобразовательная школа ИНН 7504001486 после поступления финансирования из администрации Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края оборудовать 31 оконный блок замками безопасности.
Обязать администрацию Газимуро-Заводского муниципального округа Забайкальского края ИНН 7504000549 профинансировать мероприятия по оборудованию 31 оконного блока в здании МОУ Широкинская средняя общеобразовательная школа замками безопасности.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края.
Судья Р.И. Ефимиков
Решение в окончательной форме принято 16 апреля 2024 года.