Решение по делу № 3а-142/2020 от 26.11.2019

к делу № 3а-142/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«24» января 2020 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи: Бендюк А.К.

при помощнике судьи: Покусаевой А.Ю.

с участием:

- представителя Законодательного собрания Краснодарского края на основании < Ф.И.О. >4,

- представителя администрации Краснодарского края на основании доверенности < Ф.И.О. >5,

- прокурора < Ф.И.О. >6,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к Законодательному собранию Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

У С Т А Н О В И Л:

< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Законодательному собранию Краснодарского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия частей 3-7 статьи 3 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" и части 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "Об административных правонарушениях".

В обоснование своих требований административный истец указал, что <...> в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "Об административных правонарушениях" за нарушение положений Закона Краснодарского края от <...> <...>-К3 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". Постановлением мирового судьи судебного участка <...> Новокубанского судебного района Краснодарского края по делу <...> был признан виновным в совершении административного правонарушении, в виде наказания назначен административный штраф в размере 100 рублей. <...> Новокубанским районным судом Краснодарского края Постановление мирового судьи судебного участка <...> Новокубанского судебного района Краснодарского края по делу <...> оставлено без изменения, а жалоба на постановление без удовлетворения.

Административный истец считает, что части 3-7 статьи 3 Закона Краснодарского края <...>-K3 от <...> "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" и части 3, 4 статьи 2.9 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "Об административных правонарушениях" нарушают его права как родителя, права его несовершеннолетнего ребенка, противоречащими федеральным законам Российской Федерации, принятыми региональным законодателем с превышением своих нормотворческих полномочий.

Административное исковое заявление подано в суд <...>.

Определением Краснодарского краевого суда от <...> производство по делу прекращено.

Апелляционным определением суда апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда от <...> определение Краснодарского краевого суда от <...> оставлено без изменения в части прекращения производства по административному иску < Ф.И.О. >1 об оспаривании 4 статьи 2.9 Закона Краснодарского края <...>-КЗ от <...> «Об административных правонарушениях», а части административных исковых требований < Ф.И.О. >1 о признании недействующими с момента принятия частей 3-7 статьи 3 Закона Краснодарского края <...>-КЗ от <...> «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» (далее по тексту – Закон КК <...>-КЗ), части 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края <...>-КЗ от <...> отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В указанной части определением Краснодарского краевого суда от <...> административное исковое заявление принято к рассмотрению.

До рассмотрения административного искового заявления по существу, административный истец на основании части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ уточнил исковые требования, дополнив их требованием признать противоречащими и недействующими с момента принятия пункты 2 и 3 статьи 3 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" в редакции от <...>, в части установления ограничения прав детей на пребывание в общественных местах в ночное время и возложения обязанности за соблюдение ограничений на пребывание несовершеннолетних в общественных местах на родителей и лиц, их замещающих. В обоснование уточненных исковых требований указано, что данные нормы закона противоречат действующим нормам Федерального законодательства и приняты административным ответчиком с превышением своих нормотворческих полномочий. Данные действия административного ответчика являются незаконным вмешательством в процесс воспитания и развития детей, что в силу ст. 1 Семейного кодекса РФ недопустимо.

Законодатель Краснодарского края внес изменения в ст. 3 Закона Краснодарского края от 21.07.2008г. <...>-К3 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» изложив ее в новой редакции после того как настоящее административное исковое заявление было принято к рассмотрению краевым судом Краснодарского края.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от представителя административного истца на основании доверенности < Ф.И.О. >7 поступило заявление о рассмотрении исковых требований в отсутствие административного истца и его представителя.

Представитель Законодательного собрания Краснодарского края, действующий на основании доверенности, < Ф.И.О. >8, представитель администрации Краснодарского края, действующая на основании доверенности < Ф.И.О. >5, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Прокурор < Ф.И.О. >9 в судебном заседании указал, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Изучив доводы административного иска, возражений и отзывов, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно п. 5 ч. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в полном объеме.

В силу ст. 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;

3) соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию или должностное лицо, которые приняли акт, обладающий нормативными свойствами.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В силу пунктов "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства и семейное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью второй статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, правовые, социально-экономические условия для их реализации установлены Федеральным законом от <...> № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

В силу статей 4 и 5 Федерального закона № 124-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, целью которой является в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Федеральным законом № 124-ФЗ установлен ряд мер, направленных на сохранение здоровья и обеспечение духовного и нравственного развития детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, и предоставлена возможность субъектам Российской Федерации с учетом местных особенностей и традиций устанавливать своими законами нормы по недопущению негативного воздействия ряда факторов на здоровье и развитие детей.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 3, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Также субъекты Российской Федерации вправе:

определять с учетом культурных и иных местных традиций места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

сокращать с учетом сезонных, климатических и иных условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

снижать с учетом культурных и иных местных традиций возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, но не более чем на два года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Закон Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Закон Краснодарского края <...>-КЗ принят Законодательным Собранием Краснодарского края <...>, подписан главой администрации (губернатором) Краснодарского края <...>, опубликован в изданиях: "Кубанские новости" <...> <...>, "Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края" <...> <...> (часть I), "Кубань сегодня" <...> <...>.

В настоящее время Закон Краснодарского края <...>-КЗ действует с изменениями от <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ; <...> <...>-КЗ, <...> <...>-КЗ.

Таким образом, порядок принятия и опубликования вышеуказанного нормативного правового акта не нарушен.

Кроме того, согласно уточненным административным исковым требованиям, < Ф.И.О. >1 просит признать противоречащими и недействующими с момента принятия пункты 2 и 3 статьи 3 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" в редакции от <...>, в части установления ограничения прав детей на пребывание в общественных местах в ночное время и возложения обязанности за соблюдение ограничений на пребывание несовершеннолетних в общественных местах на родителей и лиц, их замещающих, тогда как указанный Закон в настоящее время действует в редакции от <...>.

Часть 3 статьи 2.9 была введена в Закон Краснодарского края <...>-КЗ Законом Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О внесении изменений в статью 2.9 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях". Закон Краснодарского края <...>-КЗ принят Законодательным Собранием Краснодарского края <...>, подписан главой администрации (губернатором) Краснодарского края <...>, опубликован в издании "Кубанские новости" от <...> <...>, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, предусмотренных статьями 5 и 7 Федерального закона от <...> № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 32 и 34 Устава Краснодарского края, статьями 16–18 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О Законодательном Собрании Краснодарского края".

Законом Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об административных правонарушениях" Закон Краснодарского края <...>-КЗ признан утратившим силу.

На момент привлечения административного истца к административной ответственности по части 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края <...>-КЗ части 3 - 7 статьи 3 Закона Краснодарского края <...>-КЗ были изложены в следующей редакции:

"3. Исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают меры по недопущению:

1) нахождения несовершеннолетних, обучающихся в образовательных организациях, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в учебное время в местах, предназначенных для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для развлечений, досуга, и других местах общего пользования, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательной организацией мероприятия;

2) употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, курения табака;

3) совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.

4. Родители (лица, их заменяющие), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), родственников или ответственных лиц:

1) несовершеннолетних в возрасте до 7 лет – круглосуточно;

2) несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов;

3) несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия – с 22 часов до 6 часов.

5. Родители (лица, их заменяющие), должностные лица принимают меры по недопущению участия несовершеннолетних в конкурсах красоты и других мероприятиях, связанных с оценкой и демонстрацией внешности несовершеннолетних, если участие в данных мероприятиях может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

6. Родители (лица, их заменяющие), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

7. Родители (лица, их заменяющие), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, предназначенных для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, определенных с учетом культурных и местных традиций, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию".

Законом Краснодарского края от <...>
<...>-КЗ "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" статья 3 Закона Краснодарского края <...>-КЗ изложена в новой редакции:

"Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

1. Органы и учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают содействие в физическом, интеллектуальном, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

Граждане и должностные лица, иные органы, учреждения и организации, осуществляющие деятельность на территории Краснодарского края, могут оказывать содействие органам и учреждениям, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также сообщать о ставших им известными сведениях о безнадзорных, беспризорных, находящихся в социально опасном положении или проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, а также брошенных, подкинутых или потерянных несовершеннолетних.

Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних иных органов, учреждений и организаций, расположенных на территории Краснодарского края, осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Краснодарского края не допускается:

1) нахождение без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах:

а) несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет - в ночное время;

б) несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно;

2) нахождение несовершеннолетних на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

3. Исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения их безопасности, защиты жизни и здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают меры:

1) по обеспечению соблюдения ограничений, предусмотренных настоящей статьей;

2) по недопущению употребления несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, курения табака;

3) по недопущению совершения несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.

4. Образовательные организации, иные органы и учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию несовершеннолетних, содействию их социальной адаптации и социальной реабилитации, при проведении образовательных, культурно-массовых, спортивных, туристических и иных мероприятий с участием детей письменно уполномочивают ответственных лиц на сопровождение несовершеннолетнего (группы несовершеннолетних)."

Статья 76 Конституции Российской Федерации не устанавливает запрет на воспроизведение в законах субъекта Российской Федерации положений федеральных законов по предметам совместного ведения. Следовательно, включение норм федерального закона по предметам совместного ведения в закон субъекта Российской Федерации само по себе не противоречит федеральному законодательству и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

В положениях статьи 3 Закона Краснодарского края <...>-КЗ по их правовому смыслу были отражены меры, которые в соответствии с частью 3 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Так, например, оспариваемая часть 6 статьи 3 Закона Краснодарского края <...>-КЗ, согласно которой родители (лица, их заменяющие), должностные лица принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, аналогична части 3 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ.

В своем Определении от <...> <...>-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина < Ф.И.О. >1 на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 3 Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", а также частью 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края "Об административных правонарушениях" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от <...> № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который образует законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации наряду с соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка (статьи 2 и 3).

Определяя меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, данный Федеральный закон предусматривает, в частности, что законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей (абзацы первый и третий пункта 3 статьи 14.1).

Закон Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" в части 2 статьи 3 (в действующей редакции), в частности, предусматривает, что в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Краснодарского края не допускается нахождение без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах: а) несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет - в ночное время; б) несовершеннолетних в возрасте до 7 лет - круглосуточно (пункт 1).

Вышеуказанные нормы не расширяют нормы Федерального закона от <...> № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Напротив, приведенные законоположения обеспечивает защиту несовершеннолетних от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что полномочия по установлению частями 3-7 статьи 3 Закона Краснодарского края <...>-КЗ мер по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах прямо предусмотрены частями 3 и 4 статьи 141 Федерального закона № 124-ФЗ.

Следовательно, части 3 - 7 статьи 3 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" были приняты в пределах предоставленных Краснодарскому краю полномочий, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав, свобод и охраняемых законом интересов заявителя не нарушали и не нарушают.

Вместе с тем, суд считаем административные исковые требования < Ф.И.О. >1 подлежащими удовлетворению в части признания противоречащей закону и не действующей с <...> части 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "Об административных правонарушениях".

По общему правилу, установленному КАС РФ, нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом только в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затронуть права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 названного кодекса).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от <...> N 2473-О и постановлении от <...> N 6-П констатировал, что проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя. Утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту. Прежде всего, это касается нормативных правовых актов, хотя и отмененных, но подлежащих применению к правоотношениям, возникшим до их утраты.

Таким образом, основным фактором, определяющим возможность оспаривать нормативный правовой акт в судебном порядке, является не момент утраты его правовой силы, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов административного истца.

Следовательно, возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока содержащиеся в нем предписания применяются к заинтересованному лицу.

Как следует из диспозиции части 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края <...>-КЗ, действующей на момент привлечения административного истца к административной ответственности, законодатель Краснодарского края установил административную ответственность за неисполнение мер, которые по своей юридической природе являются мерами по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а это является обязанностью родителей, возложенной на них федеральным законодателем, следовательно, и привлечение к административной ответственности за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение этой обязанности может иметь место исключительно на основании федерального закона.

Часть 1 статьи 5.35 КоАП РФ устанавливает ответственность родителей и законных представителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Таким образом, предусмотренные оспариваемыми частью 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края <...>-КЗ деяния подпадают под действие части 1 статьи 5.35 КоАП РФ.

Следовательно, установив административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних законодатель Краснодарского края вышел за пределы своей компетенции.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края, был составлен в отношении административного истца <...>. Постановлением мирового судьи судебного участка № <...> Краснодарского края по делу <...> административный истец признан виновным в совершении административного правонарушения, в виде наказания назначен административный штраф в размере 100 рублей. Решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от <...> постановление мирового судьи судебного участка <...> Новокубанского судебного района Краснодарского края по делу <...> оставлено без изменения, а жалоба на постановление без удовлетворения.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

В соответствии с 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая изложенное, принимая во внимание положения пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> <...>, суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Установление иной даты, чем день его принятия, не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

Административным истцом при подаче административного искового заявления оплачена госпошлина в сумме 600 рублей.

На основании ст.ст. 103,111 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает необходимым взыскать с Законодательного собрания Краснодарского края в пользу < Ф.И.О. >1 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Руководствуясь статьями 103, 111, 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования < Ф.И.О. >1 о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия частей 3-7 статьи 3 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" и части 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "Об административных правонарушениях", признании противоречащими и недействующими с момента принятия пунктов 2 и 3 статьи 3 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" в редакции от <...>, в части установления ограничения прав детей на пребывание в общественных местах в ночное время и возложения обязанности за соблюдение ограничений на пребывание несовершеннолетних в общественных местах на родителей и лиц, их замещающих – удовлетворить частично.

Признать противоречащей закону и не действующей со дня принятия часть 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "Об административных правонарушениях".

Обязать Законодательное собрание Краснодарского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно-правовые акты Краснодарского края, а также разместить на сайте Законодательного собрания Краснодарского края.

Обязать Законодательное собрание Краснодарского края сообщить суду и < Ф.И.О. >1 в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Взыскать с Законодательного собрания Краснодарского края в пользу < Ф.И.О. >1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято <...>.

Судья: А.К. Бендюк

к делу № 3а-142/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(резолютивная часть)

«24» января 2020 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи: Бендюк А.К.

при помощнике судьи: Покусаевой А.Ю.

с участием:

- представителя Законодательного собрания Краснодарского края на основании < Ф.И.О. >4,

- представителя администрации Краснодарского края на основании доверенности < Ф.И.О. >5,

- прокурора < Ф.И.О. >6,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к Законодательному собранию Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования < Ф.И.О. >1 о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия частей 3-7 статьи 3 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" и части 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "Об административных правонарушениях", признании противоречащими и недействующими с момента принятия пунктов 2 и 3 статьи 3 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае" в редакции от <...>, в части установления ограничения прав детей на пребывание в общественных местах в ночное время и возложения обязанности за соблюдение ограничений на пребывание несовершеннолетних в общественных местах на родителей и лиц, их замещающих – удовлетворить частично.

Признать противоречащей закону и не действующей со дня принятия часть 3 статьи 2.9 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ "Об административных правонарушениях".

Обязать Законодательное собрание Краснодарского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно-правовые акты Краснодарского края, а также разместить на сайте Законодательного собрания Краснодарского края.

Обязать Законодательное собрание Краснодарского края сообщить суду и < Ф.И.О. >1 в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу о его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Взыскать с Законодательного собрания Краснодарского края в пользу < Ф.И.О. >1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья: А.К. Бендюк

3а-142/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратара КК
Кузнецов Сергей Михайлович
Ответчики
Законодательное собрание Краснодарского края
Администрация Краснодарского края
Другие
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодасркого края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Бендюк Алексей Константинович
Дело на странице суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
26.11.2019Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.11.2019Передача материалов судье
28.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.12.2019Предварительное судебное заседание
10.01.2020Предварительное судебное заседание
17.01.2020Предварительное судебное заседание
20.01.2020Предварительное судебное заседание
24.01.2020Предварительное судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Дело оформлено
21.09.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.09.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
24.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее