Дело № 5-928/2021 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Челябинск 21 сентября 2021 года
Судья Центрального районного суда г. Челябинска А.В.Ус,
при секретаре Э.Д.Белобородовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТехноПлаза», расположенного по адресу: <адрес>, пом.53, ИНН №, ОГРН №, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
31 мая 2021 года председателем Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТехноПлаза» (далее ООО «ТехноПлаза») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, в связи с нарушением им требований ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а именно 05.04.2021 г. в результате мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия «Дом купца Каринина Н.И.», расположенного по адресу: <адрес> 27 апреля 2021 г. за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс усадьбы купцов Кашириных» в составе: «Дом купца Каширина Н.И.» и «Торговое помещение (лавка)», расположенное по адресу: <адрес>, установлен факт проведения работ во внутренних помещениях (демонтированы перегородки, перекрытия, заполнения дверных проемов, оценка состояния полов невозможна в связи с захламлением помещений строительным мусором), для чего на территорию выявленного объекта завезены строительные материалы.
27 апреля 2021 г. зафиксировано, что работы на объекте продолжаются. Проектная документация на согласование в Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области не представлялось. Разрешение на выполнение указанных работ не запрашивалось.
Должностное лицо Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области, Гангало Ю.И., полагала необходимым привлечь юридическое лицо к административной ответственности.
Представитель ООО «ТехноПлаза» в судебное заседание не явился, извещен, сведений о причинах неявки в суд не представил.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Виновность ООО «ТехноПлаза» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в суде нашла свое полное подтверждение и признана законным представителем общества.
Из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1, а также статьи 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) следует, что на территории памятника или ансамбля запрещаются проведение строительных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Объектом противоправного посягательства, влекущего наступление административной ответственности, являются общественные отношения, складывающиеся в области сохранения объектов культурного наследия народов РФ как достояния народов государства. Объективная сторона правонарушений состоит в совершении действий (бездействия) направленных на уничтожение или повреждение памятников культуры и истории, за нарушения которых ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрен срок привлечения к административной ответственности 1 год.
Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого правонарушения является уничтожении или повреждении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе вывяленных объектов культурного наследия.
Проекты проведения вышеуказанных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах его охраны в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия в установленном этим Законом порядке.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, проводящие указанные работы, виновные в умышленном невыполнении или нарушении требования о получении разрешения на проведение работ.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона №73-Ф3 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с п. 2 ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Согласно п.3, п.4 ст. ст.47.3 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в случае обнаружения при проведении работ на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, в границах которого располагается объект археологического наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, осуществляют действия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 47.2 настоящего Федерального закона. В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования:
1) к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;
2) к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;
3) к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.
Таким образом, организация при проведении земляных, строительных и хозяйственных работ без выполнения мероприятий по обеспечению сохранности согласованных областным органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов в проекте проведения работ, является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области от 22 апреля 2021 года объекты культурного наследия: «Дом купца Каширина Н.И.», расположенный по адресу: <адрес> «Торговое помещение (лавка)», расположенный по адресу: <адрес> (77а), включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбль).
Объект до 21.04.2021 г. выявленный объект культурного наследия «Дом купца Каширина Н.И.»;
С 22.04.2021 г. объект культурного наследия регионального значения «Комплекс усадьбы купцов Кашириных» в составе: «Дом купца Каширина Н.И.» и «Торговой помещение (лавка)», расположенный по адресу: <адрес>.
Собственник объекта – ООО «ТехноПлаза».
Основанием для учета является: список вновь выявленных объектов от ДД.ММ.ГГГГ №; приказ Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
05 апреля 2021 года сотрудниками Государственного комитета проведено мероприятие по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия установлен факт проведения работ во внутренних помещениях (демонтированы перегородки, перекрытия, заполнения дверных проемов, оценка состояния полов невозможна в связи с захламлением помещений строительным мусором), для чего на территорию выявленного объекта завезены строительные материалы. 27 апреля 2021 года зафиксировано, что работы на объекте продолжаются.
В объекте «Дом купца Каширина Н.И.» демонтажные работы завершены, возводятся новые стены из демонтированного (исторического) кирпича, планировка вновь возводимых стен не соответствует исторической. Работы проводятся с изменением предмета охраны и объемно-планировочных решений объекта. В объекте «Торговое помещение (лавка)» производится монтаж металлических конструкций, устройство оконных проемов.
Проектная документация на согласование в Государственный комитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области не представлялась. Разрешение на выполнение указанных работ не запрашивалось.
09 апреля 2021 года с целью пресечения нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия Управлением в адрес ООО «ТехноПлаза» вынесено предписание № о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом купца Каширина Н.И.», расположенного по адресу: <адрес>, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность. Указанное предписание получено 24.05.2021 г. директором ООО «ТехноПлаза» - Кочарян А.С.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «ТехноПлаза» подтверждаются следующими доказательствами: протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, актом №, предписанием №, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приложением к приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ; фототаблицей и другими материалами дела.
Нарушений действующего законодательства и требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении судьей не установлено.
Таким образом, все признаки состава административного правонарушения установлены в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей.
При назначении административного наказания судья учитывает конкретные обстоятельства и характер совершенного ООО «ТехноПлаза» правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих ответственность ООО «ТехноПлаза», судья не находит.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, также не установлено.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Согласно общедоступной информации сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «ТехноПлаза» является субъектом малого и среднего предпринимательства, что предполагает необходимость обсуждения вопроса о применении положений статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 этого Кодекса являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку ООО «ТехноПлаза» ранее к административной ответственности не привлекалось, действиями ООО «ТехноПлаза» не причинен вред, отсутствовало возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, суд считает полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, а именно в размере 250000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать виновным общество с ограниченной ответственностью «ТехноПлаза», ИНН №, ОГРН №, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа по реквизитам:
Минкультуры России
Штраф за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
ОКТМО №, ИНН № КПП №
получатель Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с №)
банк получателя: операционный Департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г. Москва
БИК №
Единый казначейский счет №
Казначейский счет №
Настоящее постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 суток со дня его вынесения или вручения его копии.
Судья п/п А.В.Ус
Копия верна
Постановление не вступило в законную силу
Судья А.В.Ус
Секретарь Э.Д.Белобородова