№2-2452/2022
УИД 22RS0013-01-2022-002756-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2022 года г. Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего: О.И. Иванниковой,
при секретаре: И.А. Кузнецовой,
с участием представителя ответчика Н.В. Беспалова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гращенко ФИО5 к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю о взыскании недополученных сумм денежного содержания, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Гращенко Л.А. обратилась в суд с настоящим иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю (далее по тексту также инспекция в соответствующем падеже), в котором просит взыскать с ответчика в пользу истца суммы недоплаты: компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – 6695 рублей 49 копеек, компенсационной выплаты при увольнении – 97174 рубля 12 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей; возложить на Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обязанность с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ.
В обоснование заявленных требований указывает, что с 11 декабря 1997 года Гращенко Л.А. была принята в Межрайонную ИФНС России № по <адрес>, прекратившую деятельность путем реорганизации в форме присоединения 29 ноября 2021 года к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю, на должность главного специалиста-эксперта. Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № заключенный с истцом служебный контракт расторгнут, Гращенко Л.А. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о государственной гражданской службе) в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе.
При увольнении работодателем истцу была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная п. 3.1 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 118378 рублей 40 копеек, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 8 календарных дня в размере 7705 рублей 68 копеек.
При получении выплат Гращенко Л.А. не знала, как произведен расчет. Истцу стало известно о неверном расчете и о неполном исчислении выплат только в ноябре 2021 года, когда был получен расчетный листок за ноябрь 2021 года.
На основании имеющихся расчетных документов истец установила, что работодателем в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных Гращенко Л.А. средств материального стимулирования (далее по тексту также - СМС) и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций Федеральной налоговой службы РФ при исчислении следующих выплат: компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; компенсации за неиспользованный отпуск. Произведя свои расчеты с учетом выплаченных истцу сумм СМС и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила 103869 рублей 61 копейку, в том числе, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – 6695 рублей 49 копеек, компенсационной выплаты при увольнении – 97174 рубля 12 копеек.
Полагает, что работодатель намеренно без законных на то оснований не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных СМС и «разовых» премий.
Так, в соответствии с ч.3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
«Разовые» премии выплачивались сотрудникам инспекции за: показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного служащего; личный вклад в обеспечение исполнения полномочии, возложенных на территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ; за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций Федеральной налоговой службы РФ. В связи с этим в соответствии с положениями п.5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе указанные выплаты должны быть включены в состав денежного содержания.
Выплаты СМС произведены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов исполнительной власти» (далее по тексту - постановление Правительства РФ № 611). В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ № 611 материальное стимулирование, в частности, федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ, осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Материальное стимулирование, указанное в п. 1 постановления Правительства РФ № 611, осуществляет Федеральная налоговая служба РФ сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов. Следовательно, в постановлении Правительства РФ № 611 речь идет о фонде оплаты труда и не указывается, что материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда.
Критерии материального стимулирования равнозначно совпадают с критериями, в соответствии с которыми выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальное стимулирование - это и есть премирование.
В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Из начисленных и полученных Гращенко Л.А. выплат СМС и «разовых» премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством платежи (страховые взносы на ОПС, медицинское страхование и т.д.), которые перечислены в соответствующие бюджеты РФ.
Тот факт, что выплаты СМС и «разовых» премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ, не означает, что данные средства не являются заработком (доходом) Гращенко Л.А., ее денежным содержанием.
Неправомерные и необоснованные действия работодателя, выразившиеся в нарушении порядка определения размера денежного содержания при исчислении указанных выше выплат, нарушили права истца, причинили Гращенко Л.А. моральный вред, выразившийся в переживаниях, чувстве тревоги, невозможности распорядиться денежными средствами, принадлежащими истцу по праву.
В связи с этим, ссылаясь на требования ст. 237 ТК РФ, ст. 151 Гражданского кодекса российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 15000 рублей.
В судебное заседание истец Гращенко Л.А. не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, что суд находит возможным.
В судебном заседании представитель ответчика Беспалов Н.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ссылаясь в обоснование возражений на доводы, приведенные в отзыве на иск (л.д. 62-65).
В частности, просил учесть, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учету подлежат те выплаты, которые предусмотрены Законом о государственной гражданской службе. Материальное стимулирование в структуре Федеральной налоговой службы РФ, выплачиваемое за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа Федеральной налоговой службы РФ.
Требование о взыскании компенсации морального вреда предъявлено истцом необоснованно.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении в части исковых требований Гращенко Л.А.
При разрешении настоящего спора установлены следующие фактические обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ между Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю и Гращенко Л.А. был заключен служебный контракт №, согласно которому истец обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного специалиста отдела финансового и общего обеспечения инспекции (л.д. 95-97).
Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № к служебному контракту Гращенко Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ обязуется исполнять должностные обязанности главного государственного налогового инспектора отдела финансового и общего обеспечения инспекции (л.д. 98-99).
В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Гращенко Л.А. обязуется с ДД.ММ.ГГГГ исполнять обязанности главного специалиста-эксперта отдела финансового и общего обеспечения (л.д. 109-110).
В соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к служебному контракту (л.д. 122-123) гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 5075 рубля в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1788 рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 90 процентов этого оклада; ежемесячного денежного поощрения в размере 5075 рублей в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии положением, утвержденным представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю от 16 ноября 2021 года № заключенный с истцом служебный контракт расторгнут, Гращенко Л.А. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе (л.д. 86-87).
При увольнении инспекцией Гращенко Л.А. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 118378 рублей 40 копеек, а также денежная компенсация за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день в количестве 3 дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за неиспользованный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в количестве 5 дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего за 8 дней – 7705 рублей 68 копеек (л.д. 22).
С ДД.ММ.ГГГГ была прекращена деятельность Межрайонной ИФНС России № 10 по Алтайскому краю в связи с реорганизацией в форме присоединения к Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю (л.д. 33-45), а потому ответчик является правопреемником работодателя истца.
Истец полагает, что ответчиком необоснованно не учтены при расчете указанных выплат средства материального стимулирования и выплачиваемые премии.
Согласно ч. ч. 1, 7 ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации Законом о государственной гражданской службе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Ч. 1 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе).
В соответствии с ч.10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562 (далее по тексту – Правила № 562).
П. 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Абз. 1 п. 8 Правил № 562 определено, что в случае, предусмотренном п.п. «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абз. 2 п. 8 Правил № 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п.п. «а» - «г» п. 2 Правил № 562, а также 1/12 размера предусмотренных п.п. «д» - «ж» п. 2 Правил № 562 дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу ч. 1 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе (в редакции, регулирующей спорные правоотношения).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе (в редакции, регулирующей спорные правоотношения) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе (в редакции, регулирующей спорные правоотношения) порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
П. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (в редакции, регулирующей спорные правоотношения) (далее по тексту - Указ Президента РФ № 763) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
П. 9 Указа Президента РФ № 763 (в редакции, регулирующей спорные правоотношения) предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих и выплата премий.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее по тексту - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС РФ, Порядок в соответствующем падеже).
Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС РФ разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ № 611 и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п. 1 Порядка).
Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Однако приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н, предусматривая выплату материального стимулирования федеральным государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС РФ в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и иных обязанностей и распространяя действие на период с 2007 года по 2013 год, находится за пределами спорного периода.
В тоже время согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В данном письме указано, что в соответствии со ст.50 Закона о государственной гражданской службе определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч.10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1). П. 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная налоговая служба РФ находится в ведении Министерства финансов РФ. Учитывая, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Гращенко Л.А. следует учитывать содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснения.
При изложенных обстоятельствах довод Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю о том, что материальное стимулирование Гращенко Л.А. за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, за неиспользованный отпуск судом отклоняется.
Также суд находит обоснованными доводы истца о необходимости учитывать при исчислении указанных выплат суммы выплачиваемых премий в связи с нижеследующим.
Согласно п. 2.2., 2.4 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы..., утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 02 октября 2009 года № ММ-7-5/483@, выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов. Решение о выплате премии гражданским служащим принимается руководителем Федеральной налоговой службы и оформляется приказом Федеральной налоговой службы.
Приказом Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №10 Алтайскому краю, премирования, выплаты единовременного поощрения, современной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №10 по Алтайскому краю, согласно п. 2.2. которого выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции (л.д. 66-71).
В то же время указанные премии выплачивались сотрудникам инспекции за особо важные и сложные задания, при этом учитывались участие гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), и максимальными размерами не ограничивается.
В связи с этим в соответствии с положениями п.5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе указанные выплаты должны быть включены в состав денежного содержания Гращенко Л.А.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Из начисленных и полученных Гращенко Л.А. выплат средств материального стимулирования и премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством платежи, которые перечислены в соответствующие бюджеты РФ.
Тот факт, что выплаты средств материального стимулирования и премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ, не означает, что данные средства не являются денежным содержанием Гращенко Л.А., поскольку выплата указанных средств производилась систематически, а потому они должны учитываться при расчете денежного содержания.
В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, премии сверх установленного фонда оплаты труда, входящие в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, служебный контракт Гращенко Л.А.), выплаченное истцу в соответствии с приказами ответчика материальное стимулирование, премии подлежали учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск.
Проверив расчеты предъявленных к взысканию сумм компенсации за неиспользованный отпуск, компенсационной выплаты в размере четырехмесячного денежного содержания, суд находит их арифметически верными, ответчиком данные расчеты не оспаривались.
Так, суммы недоплаты составляют:
компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении - 6695 рублей 49 копеек (373314 рублей /12 + 21634 рубля 80 копеек = 52744 рубля 30 копеек; 52744 рубля 30 копеек /29,3 х 8 = 14401 рубль 17 копеек; 14401 рубль 17 копеек – 7705 рублей 68 копеек = 6695 рублей 49 копеек);
компенсационной выплаты при увольнении – 97174 рубля 12 копеек (387040 рублей /12 + 21634 рубля 80 копеек =53888 рублей 13 копеек; 53888 рублей 13 копеек х 4 = 215552 рубля 52 копейки; 215552 рубля 52 копейки – 118378 рублей 40 копеек = 97174 рубля 12 копеек).
Данные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца с возложением на Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю обязанности произведения удержания с указанных сумм налогов и сборов и перечисления их в соответствующие бюджеты РФ.
При разрешении требования Гращенко Л.А. о взыскании компенсации морального вреда суд исходит из следующего.
Положениями ст. 237 ТК РФ предусмотрено право работника на возмещение морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя.
Как следует из разъяснений, содержащихся в вышеприведенном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 года, суд в силу ст.ст. 21 (абз.14 ч.1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со ст. 237 ТК РФ в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В данном случае при определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу Гращенко Л.А. суд учитывает доводы истца о невозможности своевременно распорядиться денежными средствами, принадлежащими Гращенко Л.А. по праву, размер задолженности.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая принципы справедливости и разумности, суд считает возможным взыскать с Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, отказав в остальной части требования о взыскании компенсации морального вреда, поскольку взыскание указанной компенсации в большей сумме не соответствует критерию разумности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░6 (░░░░░░░ 01 00 250860) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ – 6695 ░░░░░░ 49 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ – 97174 ░░░░░ 12 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 3000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░7 (░░░░░░░ 01 00 250860) ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.