88-3859/2021
2-135/2020
25RS0033-01-2020-000027-36
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Хребтовой Н.Л.,
судей Панфиловой Л.Ю., Виноградовой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганиной Т.А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе представителя Ганиной Т.А. – Пашаева С.А. на решение Черниговского районного суда Приморского края от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., пояснения Ганиной Т.А., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Ганина Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края о включении в специальный стаж периода работы и об обязании назначить трудовую пенсию по старости, указав, что 04.03.2019 г. обратилась в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. По ее подсчетам на день обращения общий стаж по педагогической деятельности составлял 25 лет. Вместе с тем, решением пенсионного фонда от 04.10.2019 г. в назначении досрочной пенсии отказано, по причине отсутствия требуемого стажа в размере 25 лет, при этом принято к зачету только 23 года 04 месяца 8 дней. С данным решением истец не согласна, считает его необоснованным, поскольку при подсчете специального стажа работы не учтены следующие периоды: учеба по педагогической специальности в количестве 3 лет 8 месяцев 23 дней; курсы повышения квалификации в количестве 4 месяцев 1 дня; работа в должности вожатой 01 месяц 27 дней. Указывает, что ее обучение в Уссурийском государственном педагогическом институте в период с 01.09.1989 г. по 22.06.1994 г. непосредственно предшествовала педагогическая деятельность в должности старшей пионервожатой в средней школе №1 г. Арсеньева в период с 18.08.1988 г. по 15.08.1989 г. После окончания учебы в период с 14.11.1994 г. по 10.01.1995 г. она работала в должности вожатой средней школы №4 с. Монастырище на постоянной основе. При этом данная должность, идентична должности старшей пионервожатой, так как имеет идентичные должностные обязанности по педагогической деятельности. Несмотря на то, что должность «вожатой» не поименована в Списке должностей, вместе с тем, фактически занимая данную должность она осуществляла педагогическую деятельность, то есть исполняла обязанности «учителя школы», при этом данная должность в Списке должностей поименована. В то время как, в период прохождения курсов повышения квалификации она работала в должностях и учреждениях, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В связи с чем, просит суд признать незаконным и отменить решение ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края от 04.10.2019 г. в части не включения в стаж педагогической деятельности периодов ее обучения в Уссурийском государственном педагогическом институте с 01.09.1989 г. по 22.06.1994 г., периода работы в должности вожатой средней школы №4 с. Монастырище - с 14.11.1994 г. по 10.01.1995 г., периодов нахождения на курсах повышения квалификации - с 08.12.2003 г. по 26.12.2003 г., с 05.04.2005 г. по 28.04.2005 г., с 11.01.2010 г. по 16.01.2010 г., с 22.03.2010 г. по 03.04.2010 г., с 13.09.2010 г. по 17.09.2010 г., с 14.02.2011 г. по 26.02.2011 г., с 19.03.2012 г. по 31.03.2012 г., с 14.04.2014 г. по 18.04.2014 г., с 05.04.2015 г. по 11.04.2015 г., 16.04.2015 г., с 31.01.2016 г. по 06.02.2016 г., с 20.05.2016 г. по 21.05.2016 г., с 19.02.2018 г. по 24.02.2018 г.; обязать включить указанные периоды в стаж педагогической деятельности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 04.03.2019 г. и обязать ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 04.03.2019 г.. Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края расходы на оплату услуг адвоката 30 000 рублей, расходы на оплату госпошлины 300 рублей.
Решением Черниговского районного суда Приморского края от 06.08.2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22.12.2020 г., исковые требования удовлетворены в части. На ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения Ганиной Т.А. на курсах повышения квалификации с 08 по 26 декабря 2003 г., с 05 по 28 апреля 2005 г., с 11 по 16 января 2010 г., с 22 марта 2010 по 03 апреля 2020 г., с 13 по 17 сентября 2010 г., с 14 по 26 февраля 2011 г., с 19 по 31 марта 2012 г., с 14 по 18 апреля 2014 г., с 05 по 11 апреля 2015 г., 16 апреля 2015 г., с 31 января 2016 г. по 06 февраля 2016 г., с 20 по 21 мая 2016 г., с 19 по 24 февраля 2018 г. С ГУ- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края в пользу Ганиной Т.А. расходы на подготовку искового заявления в размере 2000 рублей, расходы на оплату госпошлины 150 рублей.
В кассационной жалобе представитель Ганиной Т.А. – Пашаев С.А. просит об отмене судебных постановлений. Полагает, что суды неправильно пришли к выводу, что Ганина Т.А. не имеет право на включение в льготный стаж спорных периодов работы в должности вожатой в средней школе № 4 с. Монастырище Черниговского района Приморского края и период её обучения в Уссурийском педагогическом институте. А то обстоятельство, что на момент решения вопроса о её праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать законно возникшее право.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения Ганиной Т.А., обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что, Ганина Т.А. обратилась в ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края о назначении досрочной страховой пенсии.
На основании решения ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Черниговскому району Приморского края № от 04.10.2019 г. Ганиной Т.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Основанием для отказа послужил тот факт, что на дату обращения за назначением указанной пенсии отсутствует требуемое количество специального стажа (25 лет), имеется 23 года 04 месяцев 8 дней. При этом в специальный стаж не включены периоды нахождения Ганиной Т.А. на курсах повышения квалификации в общем размере 04 месяца 01 день; период отпуска по уходу за ребенком в количестве 01 год 03 месяца 08 дней; период учебы в количестве 03 года 08 месяцев 23 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ганиной Т.А. в части, суд первой инстанции указал, что период работы Ганиной Т.А. с 14.11.1994 г. по 10.01.1995 г. в должности вожатой средней школы №4 с. Монастырище Черниговского района Приморского края и период обучения в Уссурийском государственном педагогическом институте с 02.08.1989 г. по 27.06.1994 г., не подлежат включению в специальный стаж.
С решением суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, 5 правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 2 ст. 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (ст. 83 данного закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных, периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсий по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Таким образом, принятое целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федераций постановление от 16 июля 2014 г. N 665 четко разграничило порядок исчисления педагогической деятельности на основании ранее действующего законодательства, поэтому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой").
Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее также - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).
Абз. 4 п. 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что должность "вожатая" и по постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 сама по себе не давала право назначения пенсии за выслугу лет, а работа в такой должности лишь засчитывалась в педагогический стаж при определенном условии.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог-воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 953).
Таким образом, возможности зачета работникам образования в специальный стаж периода работы в должности вожатой ни при каких условиях постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, в том числе и редакции от 22.09.1993 N 953, предусмотрено не было, а поскольку в силу приведенного выше правового регулирования периоды педагогической деятельности по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), подлежат учету учета до 1 января 1992 г., то и приравненная работа, перечисленная в п. 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, которая засчитывалась в стаж работы учителей и других работников просвещения при определенных условиях (п. 4), подлежит зачету в педагогический стаж в таком же порядке, т.е. до 1 января 1992 года.
Из взаимосвязи названных правовых актов следует, что работа в должности пионервожатой (вожатой), имевшая место до 1 января 1992 года, при определенных условиях может быть засчитана в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Ганина Т.А. работала в должности вожатой в школе N 4 с. Монастырище Черниговского района в период с 14.11.1994 г. по 10.01.1995 г., т.е. в период действия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, положения которого не предусматривали ни при каких условиях возможность включения в педагогический стаж периодов работы в должности вожатой.
Соответственно, Федеральный законодатель обеспечил необходимую стабильность в правовом регулировании и создал истцу возможность адаптироваться к изменившимся условиям пенсионного обеспечения, о чем указывает наличие в Постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, в Списке которого отсутствует должность вожатой, положений о возможности зачета в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, периодов работы в должности пионервожатой (пункт 3 данного Постановления).
Не содержат возможности зачета работы в должности вожатой в льготный стаж и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
При таких обстоятельствах правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода учебы в Уссурийском государственном педагогическом институте с 02.08.1989 г. по 27.06.1994 г., а также периода работы в должности вожатой с 14.11.1994 г. по 10.01.1995 г. у судебных инстанций не имелось.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в ходе судебных разбирательств, не опровергают выводы судов, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта судом апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 6 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ганиной Т.А. – Пашаева С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: