Дело №2-3561/18 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,
с участием истца Санниковой В.О., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 ФИО3
представителя ответчиков Управления жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми - Атауллиной Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Санниковой Веры Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми о признании незаконным отказа, признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий,
установил:
Санникова В.О., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 ФИО3 обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми, в котором просила признать незаконным отказ Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе четырех человек: Санниковой В.О., несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2 ФИО3 признать молодую семью в указанном составе нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указала, что является матерью троих детей, в ДД.ММ.ГГГГ подала заявление с пакетом документов для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, чтобы вступить в программу «Обеспечение жильем молодых семей». ДД.ММ.ГГГГ Управлением жилищных отношений администрации г. Перми принято решение об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное решение считает незаконным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «Об утверждении целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», программы реализуемой в Пермском крае с ДД.ММ.ГГГГ «Государственная социальная поддержка семей и детей» подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1322-п «Об утверждении программы «Семья и дети Пермского края», постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2018 №215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» семья истца соответствует условиям программы. Вместе с тем, при отказе ответчиками была необоснованно принята в расчет площадь жилого помещения, 1/3 доли в котором Санникова В.О. подарила в ДД.ММ.ГГГГ при этом ответчик также необоснованно учитывает состав семьи из 6 человек, тогда как состав её семьи составляет 4 человека, нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла не в результате отчуждения 1/3 доли в праве, а в связи с рождением третьего ребенка в ДД.ММ.ГГГГ что не может расцениваться как умышленное ухудшение жилищных условий.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что помимо отчуждения доли в праве, истцом были совершены иные действия, направленные на ухудшение жилищных условий, а именно вселение и регистрация по месту жительства в квартире, принадлежащей истцу, двух человек.
Выслушав истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании установлено, что Санникова В.О. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес> общей площадью 60,1 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Санникова В.О. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении, свидетельствами об установлении отцовства (л.д. 13-17).
Брак между Санниковой В.О. и ФИО4 прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о расторжении брака мирового судьи судебного участка №<Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), согласно копии паспорта (л.д. 10).
Из справки о составе семьи паспортного стола ООО «Управляющая компания «Профи-Дом» от ДД.ММ.ГГГГ, Санникова В.О. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <Адрес> с составом семьи: ФИО2 (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 (брат мужа) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 (двоюродный брат) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 (гр.муж) с ДД.ММ.ГГГГ (временно) (л.д. 19).
Как следует из материалов учетного дела, ДД.ММ.ГГГГ Санникова В.О. обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, указав в составе семьи себя и троих несовершеннолетних детей, а также что они занимают квартиру общей площадью 60,1 кв.м, расположенную по адресу: <Адрес>
К заявлению были приложены копии паспорта заявителя, копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей и установлении отцовства, о семейном положении Санниковой В.О., о месте регистрации несовершеннолетних детей, а также свидетельства о праве собственности Санниковой В.О. на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес> (площадью 60,1 кв.м.), справки о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о дарении Санниковой В.О. 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <Адрес>, общей площадью 61,8 кв.м., ФИО6, иные документы согласно расписке, имеющейся в материалах учетного дела.
ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение №677 начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми об отказе в признании молодой семьи Санниковой В.О. нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду того, что не истек срок, предусмотренной ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем в адрес заявителя направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.
После этого Санникова В.О. обратилась в Управление жилищных отношений за разъяснением причин отказа в признании нуждающейся в жилых помещениях, на которое ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, что одним из основных условий участия молодой семьи в Подпрограмме является признание данной семьи нуждающейся в жилых помещениях, исчерпывающий перечень оснований установлен ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. На территории г. Перми таковыми являются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 12 кв.м. на одного члена семьи (решение Пермской городской Думы от 30.05.2006 №103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»). При наличии нескольких жилых помещений учитываются все площади помещений. Также учитываются действия и гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению и которые были совершены молодой семьей за последние пять лет, предшествующих обращению за получением субсидии. До отчуждения права собственности на 1/3 долю в праве на квартиру по адресу: <Адрес>, обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью составляла 13,41 кв.м. = ((60,1 + 20,36) : 6), после отчуждения доли в праве обеспеченность составила 10,01 кв.м = (60,1 : 6) (л.д. 24-25).
Таким образом, суд считает, что фактически Санниковой В.О. выражено несогласие с распоряжением об отказе в признании молодой семьи Санниковой В.О. нуждающейся в улучшении жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ №, основания которого более подробно были раскрыты в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Санниковой В.О.
Установив вышеприведенные обстоятельства, суд при разрешении заявленных требований руководствуется следующими нормами права.Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, включающая в себя Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Согласно п.п. 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, указанных в Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено в судебном заседании Санникова В.О. обратилась с заявлением о признании молодой семьи в составе четырех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности общей площадью каждого члена семьи менее учетной нормы.
При этом представила сведения о составе семьи из паспортного стола в отношении шести человек, а также указала, что Санникова В.О. являлась собственником 1/3 доли в праве на жилое помещение, расположенное по <Адрес>, площадью 61,1 кв.м. по правоустанавливающему документу (61,1 : 3 = 20,36 кв.м.), которую она подарила ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 на основании договора дарения, в настоящее время молодая семья занимает квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>, общей площадью 60,1 кв.м., принадлежащую на праве собственности Санниковой В.О.
Определяя нуждаемость семьи Санниковой В.О. в улучшении жилищных условий, Управлением жилищных отношений администрации г. Перми правомерно учитывались площади всех жилых помещений, принадлежащих Санниковой В.О., в том числе приходящуюся на её долю в праве по <Адрес>, поскольку действия по отчуждению доли в праве были произведены до истечения пяти лет до обращения с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях. При этом правомерно состав семьи был принят в количестве шести человек, поскольку все граждане вселены в жилое помещение, принадлежащее Санниковой В.О., то есть с согласия собственника, проживают совместно. Иного в Управление жилищных отношений администрации г. Перми, суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Таким образом, суд соглашается с расчетом, представленным Управлением жилищных отношений администрации г. Перми при определении нуждаемости семьи Санниковой В.О. в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, ст. 51 ЖК РФ.
Кроме того, суд также принимает во внимание, что Санниковой В.О. в жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, площадью 60,1 кв.м., были вселены в ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (двоюродный брат), ФИО8 (брат мужа), то есть совершены также действия, которые свидетельствуют об ухудшении жилищных условий в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования следует оставить без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Санниковой Веры Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми о признании незаконным отказав в признании молодой семьи в составе четырех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании молодой семьи в составе четырех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2018