Решение по делу № 2-135/2018 от 08.10.2018

Дело № 2-135 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2018 года п. Молоково

Молоковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Лыкова Ю.А.,

при секретаре Марченко М.И.,

с участием помощника прокурора Молоковского района Тверской области Лебедевой А.Г..

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Обросовская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по утверждению паспорта доступности для инвалидов объектов и услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Молоковского района проведена проверка соблюдения муниципальным образовательным учреждением «Обросовская основная общеобразовательная школа» (далее – образовательная организация, школа) требований законодательства о социальной защите инвалидов.

Прокурорской проверкой установлено, что образовательной организацией нарушаются требования федерального законодательства в обозначенной сфере при реализации прав инвалидов.

Школа зарегистрирована и осуществляет свою деятельность по адресу: Тверская область, Молоковский район, д. Обросово, д. 52.

На основании п.п.1.1, 1.2, 1.3 Устава образовательной организации школа является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

При таких обстоятельствах Российская Федерация, в том числе рамках принятых (ратифицированных) международно-правовых документов, обязана обеспечивать создание в образовательных учреждениях необходимые условия для получения образования несовершеннолетними, в том числе имеющими ограниченные возможности.

На основании п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).

На основании п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

В соответствии с п. 8 Порядка паспорт доступности содержит следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;

оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;

управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно (образец формы в приложении № 1).

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа» не приняло мер по повышению уровня доступности для инвалидов здания учреждения и предоставляемых в нем услуг, паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг отсутствует.

Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма (инвалидности и т.п.), имеют равные права получение образования.

Игнорирование ответчиком указанных требований в сфере социальной защиты инвалидов нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма (инвалидов) на получение образования в равных условиях с другими гражданами.

Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в частности путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, посещающих Обросовскую основную общеобразовательную школу, не предоставляется возможным.

Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора района Лебедева А.Г. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске.

Ответчик - представитель МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.

Третьи лица – представители администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и районного отдела образования при администрации Молоковского района Тверской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных исковых требований не представили.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Заслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма (инвалидности и т.п.), имеют равные права на получение образования.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

При таких обстоятельствах Российская Федерация, в том числе рамках принятых (ратифицированных) международно-правовых документов, обязана обеспечивать создание в образовательных учреждениях необходимые условия для получения образования несовершеннолетними, в том числе имеющими ограниченные возможности.

На основании п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

На основании п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.

В соответствии с п. 8 Порядка паспорт доступности содержит следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;

оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;

управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно (образец формы в приложении № 1).

Судом установлено, что ответчиком нарушаются требования федерального законодательства в обозначенной сфере при реализации прав инвалидов.

Школа зарегистрирована и осуществляет свою деятельность по адресу: Тверская область, Молоковский район, д. Обросово, д.52.

На основании п.п.1.1, 1.2, 1.3 Устава образовательной организации (л.д.7-12) школа является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Согласно акта прокурорской проверки от 28.09.2018 (л.д.6) следует, что МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа» не приняло мер по повышению уровня доступности для инвалидов здания учреждения и предоставляемых в нем услуг, паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг отсутствует.

На основании анализа указанных выше законодательных актов, в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу, что не выполнение ответчиком указанных выше требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма (инвалидов) на обеспечение равных прав с другими гражданами, в том числе при реализации права на получение образования.

При таких обстоятельствах, прокурор обоснованно в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить невозможно.

Суд, установив, что ответчиком до настоящего времени не составлен и не утвержден паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг в МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа», признает указанные в иске требованиями прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд, с учетом доводов истца устанавливает для исполнения решения суда срок в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, так как считает, что данный срок будет достаточным и разумным для составления и утверждения паспорта доступности для инвалидов объектов и услуг.

Принимая во внимание, что истец - прокурор Молоковского района, исковые требования которого удовлетворены, в соответствии с пподп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу освобожден, суд на основании подп.3 п.1 ст.333.19, подп.8 п.1 ст.333.20, абз.2 ч.2 ст.333.18 НК РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ считает, что государственная пошлина в размере 300 рублей, подлежит взысканию с ответчика МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа», не освобожденного от её уплаты.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45, 88, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Молоковского района Тверской области удовлетворить.

Возложить на муниципальное образовательное учреждение «Обросовская основная общеобразовательная школа» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу составить и утвердить паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг, который в течение 10 рабочих дней после утверждения руководителем образовательной организации направить в администрацию Молоковского района Тверской области.

Взыскать с МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа» в бюджет Молоковского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 31 октября 2018 года.

Председательствующий Ю.А. Лыков

2-135/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Молоковского района
Ответчики
МОУ "Обросовская основная общеобразовательная школа"
Другие
Районный отдел образования администрации Молоковского района
администрация МО "Молоковский район"
Суд
Молоковский районный суд Тверской области
Судья
Лыков Ю.А.
Дело на сайте суда
molokovsky.twr.sudrf.ru
08.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2018Передача материалов судье
08.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2018Судебное заседание
31.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее