Дело № 2-135 /2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
31 октября 2018 года п. Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Лыкова Ю.А.,
РїСЂРё секретаре Марченко Рњ.Р.,
с участием помощника прокурора Молоковского района Тверской области Лебедевой А.Г..
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Обросовская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности по утверждению паспорта доступности для инвалидов объектов и услуг,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Молоковского района Тверской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Молоковского района проведена проверка соблюдения муниципальным образовательным учреждением «Обросовская основная общеобразовательная школа» (далее – образовательная организация, школа) требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Прокурорской проверкой установлено, что образовательной организацией нарушаются требования федерального законодательства в обозначенной сфере при реализации прав инвалидов.
Школа зарегистрирована и осуществляет свою деятельность по адресу: Тверская область, Молоковский район, д. Обросово, д. 52.
На основании п.п.1.1, 1.2, 1.3 Устава образовательной организации школа является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
При таких обстоятельствах Российская Федерация, в том числе рамках принятых (ратифицированных) международно-правовых документов, обязана обеспечивать создание в образовательных учреждениях необходимые условия для получения образования несовершеннолетними, в том числе имеющими ограниченные возможности.
На основании п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее – Порядок).
На основании п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
В соответствии с п. 8 Порядка паспорт доступности содержит следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;
оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;
управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно (образец формы в приложении № 1).
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа» не приняло мер по повышению уровня доступности для инвалидов здания учреждения и предоставляемых в нем услуг, паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг отсутствует.
Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма (инвалидности и т.п.), имеют равные права получение образования.
Ргнорирование ответчиком указанных требований РІ сфере социальной защиты инвалидов нарушает право неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ ограниченными возможностями организма (инвалидов) РЅР° получение образования РІ равных условиях СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё гражданами.
Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в частности путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, посещающих Обросовскую основную общеобразовательную школу, не предоставляется возможным.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора района Лебедева А.Г. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Ответчик - представитель МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Третьи лица – представители администрации муниципального образования «Молоковский район» Тверской области и районного отдела образования при администрации Молоковского района Тверской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных исковых требований не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Заслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием (ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, все, независимо от наличия ограниченных возможностей организма (инвалидности и т.п.), имеют равные права на получение образования.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
При таких обстоятельствах Российская Федерация, в том числе рамках принятых (ратифицированных) международно-правовых документов, обязана обеспечивать создание в образовательных учреждениях необходимые условия для получения образования несовершеннолетними, в том числе имеющими ограниченные возможности.
На основании п. 15 ч. 3, п.п. 2, 3 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
На основании п. 7 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг.
В соответствии с п. 8 Порядка паспорт доступности содержит следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;
оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;
управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Форма Паспорта доступности разрабатывается организацией самостоятельно (образец формы в приложении № 1).
Судом установлено, что ответчиком нарушаются требования федерального законодательства в обозначенной сфере при реализации прав инвалидов.
Школа зарегистрирована и осуществляет свою деятельность по адресу: Тверская область, Молоковский район, д. Обросово, д.52.
На основании п.п.1.1, 1.2, 1.3 Устава образовательной организации (л.д.7-12) школа является некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в сфере обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Согласно акта прокурорской проверки от 28.09.2018 (л.д.6) следует, что МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа» не приняло мер по повышению уровня доступности для инвалидов здания учреждения и предоставляемых в нем услуг, паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг отсутствует.
На основании анализа указанных выше законодательных актов, в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу, что не выполнение ответчиком указанных выше требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов нарушает право неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями организма (инвалидов) на обеспечение равных прав с другими гражданами, в том числе при реализации права на получение образования.
При таких обстоятельствах, прокурор обоснованно в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить невозможно.
Суд, установив, что ответчиком до настоящего времени не составлен и не утвержден паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг в МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа», признает указанные в иске требованиями прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд, с учетом доводов истца устанавливает для исполнения решения суда срок в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, так как считает, что данный срок будет достаточным и разумным для составления и утверждения паспорта доступности для инвалидов объектов и услуг.
Принимая во внимание, что истец - прокурор Молоковского района, исковые требования которого удовлетворены, в соответствии с пподп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу освобожден, суд на основании подп.3 п.1 ст.333.19, подп.8 п.1 ст.333.20, абз.2 ч.2 ст.333.18 НК РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ считает, что государственная пошлина в размере 300 рублей, подлежит взысканию с ответчика МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа», не освобожденного от её уплаты.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.45, 88, 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Р• РЁ Р Р› :
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Молоковского района Тверской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное образовательное учреждение «Обросовская основная общеобразовательная школа» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу составить и утвердить паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг, который в течение 10 рабочих дней после утверждения руководителем образовательной организации направить в администрацию Молоковского района Тверской области.
Взыскать с МОУ «Обросовская основная общеобразовательная школа» в бюджет Молоковского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 31 октября 2018 года.
Председательствующий Ю.А. Лыков