Решение по делу № 2а-155/2019 от 21.11.2018

Дело № 2а-155/19

Решение

Именем Российской Федерации

28 марта 2019 года

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Русинова Д.М.,

при секретаре Слепцовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административным исковым требованиям Петрова Сергея Юрьевича к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, УФСИН России по Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области об оспаривании, признании незаконными постановлений, решений, действий должностных лиц исправительного учреждения, обязании устранения допущенных нарушений,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Петров С.Ю. обратился в суд с административными исками к ФКУ ИК-8 УФСИН России, УФСИН России по Ярославской области, Департаменту финансов Ярославской области (определением суда от 17.01.2019г. дела по указанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения). В обоснование сослался на то, что отбывает наказание в ФКУ ИК-8. Должностными лицами данного исправительного учреждения в отношении Петрова С.Ю. неоднократно выносились незаконные постановления, совершались противоправные действия. В связи с этим, с учетом неоднократного уточнения требований, Петров С.Ю. окончательно просил: признать незаконными и отменить постановления от 15.10.2018г., от 22.10.2018г. о применении меры взыскания в виде водворения в ШИЗО; признать незаконным нахождение административного истца в ШИЗО в период с 15.10.2018г. по 29.10.2018г.; признать незаконным и отменить постановления от 21.09.2018г., 10.11.2018г. о применении меры взыскания в виде выговора; признать незаконными и отменить постановление от 11.12.2018г. о применении меры взыскания в виде водворения в ШИЗО; признать незаконным нахождение административного истца в ШИЗО в период с 11.12.2018г. по 26.12.2018г.; обязать администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России восстановить административного истца на промзоне ЦТАО ФКУ ИК-8; признать незаконным имевший место 12.12.2018г. отказ в предоставлении административному истцу свидания с защитником; признать незаконным решение администрации ФКУ ИК-8 от 11.10.2018г. о постановке административного истца на профилактический учет как склонного к суициду; признать незаконным постановления ФКУ ИК-8 от 11.12.2018г. о признании административного истца злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и о его переводе в строгие условия отбывания наказания.

В судебном заседании административный истец Петров С.Ю., участие которого в заседании обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, уточненные требования поддержал, просил административные требования удовлетворить в полном объеме, дополнительно просил обратить решение суда к немедленному исполнению, дал пояснения согласно заявленного.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО (по доверенности) Кузьмина С.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, дала пояснения согласно предоставленным в материалы дела письменным отзывам, сослалась на законность и обоснованность оспариваемых постановлений (решений, действий) должностных лиц исправительного учреждения.

Административные ответчики УФСИН России по ЯО, Департамент финансов <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. С учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, показания свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу изложенного, возможность удовлетворения административных исковых требований поставлена в зависимость от установления судом одновременно нескольких условий, а именно: несоответствия оспариваемых постановлений (решений, действий) закону и нарушения данными постановлениями (решениями, действиями) прав и законных интересов административного истца.

В соответствии с положениями ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В соответствии с ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Минюста России от 16.12.2016г. №295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее – Правила внутреннего распорядка), которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

Согласно п. 16 Правил внутреннего распорядка осужденные обязаны, в том числе, исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, добросовестно относиться к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в общении с сотрудниками УИС и иными лицами, без оплаты труда принимать (по очередности) участие в работах по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий.

В силу ст. 20, 21 Правил внутреннего распорядка в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе <1>, помещениях камерного типа <2>, единых помещениях камерного типа <3>, транзитно-пересыльных пунктах <4>, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.

В силу ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию. К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ постановлением начальника исправительного учреждения. Аналогичные положения содержит п. 27 Правил внутреннего распорядка.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе, в виде водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

В силу ч. 1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Согласно ч. 1 ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

Из материалов дела следует, что Петров С.Ю. отбывает наказание в ФКУ ИК-8. Постановлением начальника ФКУ ИК-8 от 15.10.2018г. в отношении Петрова С.Ю. применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 5 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что 14.10.2018г. в 10 час. 45 мин. в отряде №2 Петров С.Ю. отказался от проведения работ по благоустройству территории учреждения согласно графику привлечения осужденных отряда №2 к работам без оплаты труда на октябрь 2018 года, а именно, не вышел выполнять работы по благоустройству территории плаца учреждения, чем нарушил ст.ст. 16, 106 УИК РФ.

Совершение Петровым С.Ю. данного нарушения, законность вынесения указанного постановления, в том числе, соблюдение установленного порядка применения меры взыскания, подтверждается актом о нарушении от 14.10.2018г., медицинским заключением о возможности содержания Петрова С.Ю. в ШИЗО, протоколом заседания дисциплинарной комиссии от 15.10.2018г., графиком привлечения осужденных отряда №2 к работам без оплаты труда на октябрь 2018г., исследованными судом видеозаписью, зафиксировавшей совершение осужденным нарушения (в том числе, предъявление должностными лицами в адрес Петрова С.Ю. неоднократных требований приступить к работам, оставленных без исполнения), видеозаписью заседания дисциплинарной комиссии.

Ссылки административного истца на то, что 14.10.2018г. являлся воскресным днем, в указанный день был церковный праздник, в который нельзя вести трудовую деятельность, не принимаются судом, поскольку вышеуказанные обстоятельства не опровергают правомерность требований сотрудников исправительного учреждения, нарушение Петровым С.Ю. установленного порядка отбывания наказания.

Также, постановлением начальника ФКУ ИК-8 от 22.10.2018г. в отношении Петрова С.Ю. применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 7 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что 19.10.2018г. в 14 час. 50 мин., отбывая наказание в камере ШИЗО №25, Петров С.Ю. допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания в учреждении и нарушил распорядок дня, установленный в учреждении, а именно, спал на полу в не установленное для сна время, чем нарушил п. 16 Правил внутреннего распорядка.

В последующем, постановлением начальника ФКУ ИК-8 от 31.10.2018г. в отношении Петрова С.Ю. применена мера взыскания в виде выговора за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что 23.10.2018г. в 09 час. 15 мин., отбывая наказание в камере ШИЗО №25, допустил нарушение установленного порядка отбывания наказания в учреждении, а именно, спал на полу в не установленное для сна время, чем нарушил п. 16 Правил внутреннего распорядка.

Совершение Петровым С.Ю. данных нарушений, законность вынесения указанных постановлений, в том числе, соблюдение установленного порядка применения меры взыскания, подтверждается актами о нарушении от 19.10.2018г., 23.10.2018г., медицинским заключением о возможности содержания Петрова С.Ю. в ШИЗО, протоколами заседаний дисциплинарной комиссии от 22.10.2018г., 31.10.2018г., приказом ФКУ ИК-8 от 06.06.2018г. №103-ос (об утверждении распорядка для осужденных), распиской о проведении профилактической беседы с вновь прибывшим осужденным, в том числе об ознакомлении с распорядком дня, установленным в учреждении доведении (с отметкой об отказе Петрова С.Ю. от подписи указанного документа), а также исследованными судом видеозаписями нарушения от 19.10.2018г., заседаний дисциплинарных комиссий. Совершение Петровым С.Ю. указанных нарушений также подтверждается показаниями свидетеля ФИО4, сотрудника учреждения, оснований не доверять которым, с учетом их вышеуказанного документального подтверждения, у суда не имеется.

Ссылки административного истца на то, что он не спал, а лежал на полу по состоянию здоровья <данные изъяты> опровергаются вышеуказанными доказательствами, в связи с чем не принимаются судом в качестве достоверных.

Исследованные судом видеозаписи нарушения не содержат признаков, позволяющих усомниться в их подлинности и достоверности, в этой связи судом отказано в удовлетворении ходатайства административного истца о назначении по делу по указанному вопросу судебной экспертизы.

Также, постановлением Врио начальника ФКУ ИК-8 от 11.12.2018г. в отношении Петрова С.Ю. применена мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившееся в том, что 11.12.2018г. в 09 час. 30 мин., находясь на 1 этаже, в коридоре административного штаба, Петров С.Ю. оказал неповиновение законному требованию сотрудника администрации ФИО7, выразившееся в отказе проследовать в локальный участок, расположенный у входа в производственную зону, чем нарушил п. 16 Правил внутреннего распорядка.

Совершение Петровым С.Ю. данного нарушения, законность вынесения указанного постановления, в том числе, соблюдение установленного порядка применения меры взыскания, подтверждается актом о нарушении от 11.12.2018г., медицинским заключением о возможности содержания Петрова С.Ю. в ШИЗО, протоколом заседания дисциплинарной комиссии от 11.12.2018г., рапортом сотрудника ФИО7, исследованной судом видеозаписью заседания дисциплинарной комиссии.

Заявленные сотрудником ФКУ ИК-8 к Петрову С.Ю. требования о проследовании в локальный участок, расположенный у входа в производственную зону, основаны на положениях ст. 11 УИК РФ, п. 16, 17 Правил внутреннего распорядка, определяющих перечень обязанностей и запретов в отношении осужденных, в том числе, запрет на выход без разрешения администрации ИУ за пределы изолированных участков жилых и производственных зон. В связи с этим, суд признает данные требования законными.

Ссылки Петрова С.Ю. на то, что в фойе административного штаба он был выведен другим сотрудником учреждения, где стал дожидаться начала приема у прокурора, не принимаются судом, поскольку административный истец находился в административном штабе без сопровождения, сведения о согласовании администрацией ИУ нахождения Петрова С.Ю. в указанном месте отсутствовали, имелась возможность ожидания им приема прокурора в локальном участке, расположенном у входа в производственную зону.

Вышеуказанные оспариваемые Петровым С.Ю. постановления о применении взыскания приняты в соответствии с законом в пределах санкции ст. 115 УИК РФ. При применении взыскания учтены обстоятельства совершения нарушения, личность административного истца и его предыдущее поведение. Наложенные на Петрова С.Ю. взыскания соответствуют тяжести и характеру нарушения. Процедура наложения взыскания нарушена не была. Перед переводом Петрова С.Ю. в штрафной изолятор проводился медицинский осмотр административного истца, медицинским работником выдано медицинское заключение о возможности его нахождения в штрафном изоляторе по состоянию здоровья. На заседаниях дисциплинарных комиссий, где решался вопрос о применении взыскания, административный истец присутствовал, обладал возможностью изложить свое мнение по обсуждаемому вопросу, давать письменные объяснения, заявлять ходатайства.

Также, административный истец просит признать незаконными постановления ФКУ ИК-8 от 11.12.2018г. о признании Петрова С.Ю. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и о его переводе из обычных в строгие условия отбывания наказания.

Согласно положениям ст. 116 УК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин (часть 1).

Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор (часть 2).

Осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами «в», «г», «д» и «е» части первой статьи 115 и пунктом «б» статьи 136 настоящего Кодекса (часть 3).

Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания (часть 4).

Согласно ч. 3 ст. 120 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

Из материалов дела следует, что на основании соответствующего представления начальника отряда по постановлению Врио начальника ФКУ ИК-8 от 11.12.2018г. Петров С.Ю. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Также, 11.12.2018г. по результатам проведения административной комиссии постановлением Врио начальника ФКУ ИК-8 Петров С.Ю. переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания.

Вопреки доводам административного истца в соответствии со ст.ст. 116, 120 УИК РФ у должностных лиц исправительного учреждения имелись все правовые основания для признания Петрова С.Ю. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и о его переводе из обычных в строгие условия отбывания наказания, поскольку (как указано ранее) 11.12.2018г. с его стороны было оказано неповиновение законному требованию сотрудника администрации, до этого Петров С.Ю. неоднократно подвергался взысканию в виде водворения в штрафной изолятор за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Порядок и процедура вынесения указанных постановлений административным ответчиком не нарушены.

Ссылки административного истца о составлении вышеуказанных постановлений, датированных 11.12.2018г., «задним числом», являются голословными, не подлежат принятию в качестве достоверных, на вывод о законности и обоснованности данных постановлений не влияют. Ссылки административного истца о вынесении постановлений неуполномоченным лицом также не принимаются судом во внимание, поскольку Врио начальника учреждения в силу возложенных на него задачи и функций, переданных полномочий производит замещение начальника учреждения по всем направлениям его деятельности.

В соответствии со статьей 8 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

Указанным принципам примененные к осужденному меры не противоречат.

В связи с изложенным, административные исковые требования об оспаривании постановлений о применении мер взыскания, о незаконности нахождения Петрова С.Ю. в ШИЗО в периоды применения данных взысканий, об оспаривании постановлений о признании административного истца злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и о его переводе из обычных в строгие условия отбывания наказания суд считает не подлежащими удовлетворению.

Также, административный истец ссылается на незаконность его нахождения в помещении ШИЗО в период с 20 по 22 октября 2018 года, указывает, что по окончанию отбытия наказания по постановлению от 15.10.2018г. (5 суток ШИЗО), фактически он не был освобожден и находился в данном помещении до вынесения нового постановления от 22.10.2018г.

По данному вопросу судом установлено, что по постановлению от 15.10.2018г. (5 суток ШИЗО) Петров С.Ю. был принят в ШИЗО 15.10.2018г. в 20 час. 10 мин., по постановлению от 22.10.2018г. (7 суток ШИЗО) был принят в ШИЗО 22.10.2018г. в 17 час. 25 мин.

Стороной административного ответчика предоставлена книга учета осужденных, содержащихся в ЕПКТ, ПКТ, ШИЗО и одиночных камерах ФКУ ИК-8, из записей которой следует, что Петров С.Ю. находился в камере №25 до 20.10.2018г. до 20 час. 10 мин., в последующем, вновь помещен в указанную камеру 22.10.2018г. в 17 час. 25 мин.

При рассмотрении дела судом исследовалась видеозапись заседания дисциплинарной комиссии от 22.10.2018г., из которой следует, что дисциплинарная комиссия 22.10.2018г. в отношении Петрова С.Ю. проводилась в помещении ШИЗО, при этом, Петров С.Ю. при передвижении держал руки за спиной, находился в куртке установленного образца, закрепленной за помещением ШИЗО (с надписью на спине «ШИЗО»).

В силу п. 159 Правил внутреннего распорядка при приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями. Согласно п. 164 Правил внутреннего распорядка осужденные, содержащиеся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и в одиночных камерах, при передвижении за пределами камер держат руки за спиной.

Применительно к изложенному, суд находит достоверными пояснения Петрова С.Ю. о том, что до заседания комиссии 22.10.2018г. он находился в помещении ШИЗО.

Помимо этого, свидетель ФИО8, секретарь дисциплинарной комиссии, показал суду, что дисциплинарная комиссия в отношении Петрова С.Ю. проводилась в ШИЗО, пояснил, что в ШИЗО дисциплинарная комиссия обычно проводится в отношении тех осужденных, которые допустили нарушение Правил внутреннего распорядка при нахождении ШИЗО («..Петров рассматривался на дисциплинарной комиссии. К нему выдвигались сотрудники в ШИЗО, рассматривается в оперативном кабинете..», «..отбывая наказание в ШИЗО Петров что-то нарушил и мы выдвинулись к нему…»).

Ссылки стороны административного ответчика на то, что Петров С.Ю. по освобождении из ШИЗО 20.10.2018г. по различным причинам мог не переодеться в свою одежду и находился в отряде до 22.10.2018г. в куртке, закрепленной за ШИЗО, суд находит неубедительными. Показания свидетелей ФИО5, ФИО6, данные в подтверждение освобождения Петрова С.Ю. 20.10.2018г. из ШИЗО и его доставлении ДД.ММ.ГГГГ. из отряда в ШИЗО, в достаточной степени позицию административного истца не подтверждают, поскольку указанные сотрудники являются работниками исправительного учреждения, находятся в служебной зависимости от стороны административного ответчика. При этом, показания данных лиц, с учетом нахождения в исправительном учреждении значительного количества осужденных, давности произошедших событий, суд относит к добросовестному заблуждению относительно конкретных обстоятельств произошедшего.

Вышеизложенное во взаимосвязи и совокупности позволяет сделать достоверный вывод о том, что в период после 20 час. 10 мин. 20.10.2018г. до 17 час. 25 мин. 22.10.2018г. Петров С.Ю. не покидал помещение штрафного изолятора ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области, при этом, нахождение его в данном помещении имело место в отсутствие каких-либо законных оснований.

В связи с этим, подлежат удовлетворению требования административного истца в части признания незаконным нахождения Петрова С.Ю. в помещении штрафного изолятора ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯО в указанный период времени.

Административный истец также просит признать незаконными и отменить постановления от 21.09.2018г., 10.11.2018г. о применении меры взыскания в виде выговора.

В данной части судом установлено, что 21.09.2018г. сотрудником ФКУ ИК-8 составлен акт, согласно которому 21.09.2018г. в 11 час. 05 мин. Петров С.Ю. допустил невежливое обращение к указанному сотруднику, а именно, обратился на «ты». 10.11.2018г. сотрудником ФКУ ИК-8 составлен акт, согласно которому 10.11.2018г. в 10 час. 10 мин. Петров С.Ю. нарушил распорядок дня, установленный в учреждении, а именно, отказался пройти в клуб учреждения для просмотра кинофильма.

Вместе с тем, по результатам проведенных по указанным фактам проверок нарушения Правил внутреннего распорядка со стороны Петрова С.Ю. не подтвердились, решений о применении к указанному осужденному мер ответственности не принималось, постановления не выносились, что влечет отказ в удовлетворении административного иска в данной части.

Само по себе составление указанных актов не повлекло для административного истца каких-либо негативных последствий, отрицательно не повлияло на его права и законные интересы, не возложило на него какие-либо дополнительные обязанности. Отражение при составлении справок о поощрениях и взысканиях записи о применении к Петрову С.Ю. взыскания в виде устного выговора от 21.09.2018г. носило характер технической описки, наличие данной записи не являлось определяющим при решении вопросов о применении к Петрову С.Ю. мер взыскания по иным нарушениям, о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и о его переводе из обычных в строгие условия отбывания наказания.

Административный истец просит признать незаконным имевший место 12.12.2018г. со стороны администрации исправительного учреждения отказ в предоставлении Петрову С.Ю. свидания с защитником.

Согласно ч. 8 ст. 12 УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Порядок предоставления свиданий осужденным к лишению свободы установлен ст. 89 УИК РФ. В силу части 4 данной статьи для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Аналогичные положения содержит п. 79 Правил внутреннего распорядка.

В соответствии с п. 71 Правил внутреннего распорядка разрешение на свидание дается начальником ИУ, лицом, его замещающим либо назначенным приказом начальника ИУ ответственным по ИУ, в выходные и праздничные дни по заявлению (в том числе посредством электронной записи) осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание.

Из материалов дела следует, что заявлений в адрес администрации ФКУ ИК-8 о предоставлении Петрову С.Ю. свидания с защитником 12.12.2018г. от самого административного истца либо иных лиц не поступало и не рассматривалось. Предоставленные стороной административного ответчика суду журнал приема граждан по личным вопросам, иная документация сведений о данных обращениях не содержат. В связи с этим, решения по данному вопросу администрацией ФКУ ИК-8 не принималось. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, свидетельствующих о подаче указанного заявления, его ненадлежащем рассмотрении, стороной административного ответчика не предоставлено. В связи с этим, административный иск в данной части также не подлежит удовлетворению.

Петров С.Ю. просит признать незаконным решение администрации ФКУ ИК-8 от 11.10.2018г. о постановке его на профилактический учет как склонного к суициду.

Согласно п. 23 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 №72, (далее – Инструкция) индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.

В соответствии с п. 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе, склонные к совершению суицида и членовредительству.

Согласно п. 39 Инструкции при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета.

В силу п. 43 Инструкции при убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого или осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции.

Судом установлено, что в соответствии с выпиской из протокола административной комиссии учреждения от 09.07.2018г. Петров С.Ю. поставлен ФКУ СИЗО №1 на профилактический учет как лицо, склонное к суициду и членовредительству. К личному делу осужденного Петрова С.Ю. приобщена учетная карточка лица, поставленного на указанный профилактический учет. При прибытии Петрова С.Ю. в ФКУ ИК-8 данная учетная карточка имелась в его личном деле. Таким образом, сведения об обстоятельствах, являющиеся необходимым и достаточным основанием для постановки Петрова С.Ю. на профилактический учет, имелись в личном деле осужденного на момент его прибытия в ФКУ ИК-8.

В связи с изложенным, на основании решения комиссии ФКУ ИК-8 от 11.10.2018г. во исполнение указанных нормативных требований Петров С.Ю. законно и обоснованно поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства.

Административный истец также просит обязать администрацию исправительного учреждения восстановить его на промзоне ЦТАО ФКУ ИК-8.

По данному вопросу судом установлено, что осужденный Петров С.Ю. был трудоустроен на участке швейного производства с 16 ноября по 11 декабря 2018 года. В последующем, в период с 11 по 26 декабря 2018 года находился в ШИЗО, по выходу из ШИЗО с 27 декабря 2018 года переведен в строгие условия содержания, рабочие места в строгих условиях содержания отсутствуют. Таким образом, в связи с нахождением административного истца в строгих условиях содержания правовых оснований для возложения на администрацию исправительного учреждения обязанности по обеспечению трудовой занятости Петрова С.Ю. на промзоне ЦТАО ФКУ ИК-8 не имеется, что влечет отказ в удовлетворении данной части требований.

С учетом объема удовлетворенных административных исковых требований отсутствует необходимость положительного разрешения поставленного административным истцом вопроса об обращении решения суда к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Административные исковые требования Петрова Сергея Юрьевича удовлетворить частично.

Признать незаконным нахождение Петрова Сергея Юрьевича в помещении штрафного изолятора ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области за период после 20 час. 10 мин. 20.10.2018г. до 17 час. 25 мин. 22.10.2018г. В остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

РЎСѓРґСЊСЏ Р”.Рњ. Р СѓСЃРёРЅРѕРІ

Рј.СЂ. 12.04.2019

2а-155/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Другие
УФСИН России по Ярославской области
Департамент финансов Ярославской области
Петров С.Ю.
ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ярославской области
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Дело на сайте суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
21.11.2018Регистрация административного искового заявления
22.11.2018Передача материалов судье
23.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2018Судебное заседание
17.01.2019Судебное заседание
12.02.2019Судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
22.03.2019Судебное заседание
26.03.2019Судебное заседание
28.03.2019Судебное заседание
12.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее