Председательствующий: Зарубин А.В.
Дело № 7р-4/2021 (7р-239/2020)
19RS0001-02-2020-006843-08
РЕШЕНИЕ
1 марта 2021 года г. Абакан
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Майнагашевой С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Кабанова Д.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года, которым оставлено без изменения постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – УФАС по РХ) от 28 августа 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Межрайонные распределительные электрические сети» (далее – ООО «МРЭС») Кабанова Дениса Анатольевича.
Огласив жалобу, заслушав защитника Иценко Е.В., поддержавшую жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя УФАС по РХ от 28 августа 2020 года генеральный директор ООО «МРЭС» Кабанов Д.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, Кабанов Д.А. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение. Указывает на отсутствие в деянии состава административного правонарушения, поскольку направленное ООО «МРЭС» в ответ на заявление Злобиной А.В. письмо от 18.10.2019 не являлось ответом общества на заявку Злобиной А.В., уведомлением о предоставлении необходимых документов в соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, и соответственно, срок его направления законодательством не установлен. Ссылаясь на положения ст. 113 ГПК РФ, полагает, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку суд рассмотрел дело в отсутствие его и защитника, неизвещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В письменных возражениях руководитель УФАС по РХ полагает доводы жалобы несостоятельными и просит решение суда оставить без изменения, жалобу Кабанова Д.А. – без удовлетворения.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает постановление суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. По смыслу указанной нормы по объему и пределам судебного разбирательства порядок пересмотра постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения к административной ответственности, в ходе которой судом проверяется и правовая и фактическая сторона дела. При этом должны быть выяснены все обстоятельства, которые, согласно ст. 26.1 КоАП РФ, входят в предмет доказывания по любому делу об административном правонарушении, в том числе: наличие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении, что предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного деяния.
При рассмотрении данного дела суд не принял во внимание вышеприведенные требования закона.
В силу ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, административным правонарушением признается, в том числе нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Как следует из материалов дела объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, за совершение которого генеральный директор ООО «МРЭС» Кабанов Д.А. привлечен к ответственности, являлось ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей по соблюдению установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, что выразилось в нарушении, предусмотренного п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, срока рассмотрения заявки Злобиной А.В. от 03.10.2019 на осуществление технологического присоединения. В силу приведенной нормы ООО «МРЭС» следовало в течение 3 рабочих дней рассмотреть заявку Злобиной А.В., приложенные к ней документы и сведения, проверить их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил, и при отсутствии таких сведений и документов, не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направить заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостановить рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. Однако в установленный срок до 09.10.2019 ответ заявителю направлен не был, заявка не рассмотрена, ответ был направлен 18.10.2019.
Рассматривая жалобу на указанное постановление, суд первой инстанции, исследовав в судебном заседании представленные доказательства, в том числе заявку Злобиной А.В. от 03.10.2019 в ООО «МРЭС» на технологическое присоединение в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:09:060401:17 по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно, письмо ООО «МРЭС» от 18.10.2019 Злобиной А.В. о том, что электрические сети, принадлежащие ООО «МРЭС» находятся в процессе передачи в аренду ООО «Сетевая компания Сибири», в связи с чем, заявителю необходимо обратиться в сетевую организацию, находящуюся на наименьшем расстоянии до границ ее земельного участка, сделал вывод о законности и обоснованности привлечения Кабанова Д.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Между тем приведенные в постановлении о привлечении к административной ответственности фактические обстоятельства дела материалами дела не подтверждаются и, обосновывая свои выводы, суд первой инстанции не учел следующее.
Пункт 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).
Указанные Правила определяют, в том числе, порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям.
В силу п. 3 Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 8 Правил № 861 определено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
В соответствии с пунктом 8(5) Правил № 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Пунктом 15 Правил №861 (в редакции, действовавшей на момент совершения деяния) предусмотрено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил № 861, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определяемого Правительством Российской Федерации. При этом в абзаце 12 пункта 15 Правил № 861 установлено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил №861. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил №861, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Таким образом, из положений данного пункта правил следует, что на сетевую организацию возложена обязанность направления заявителю уведомления определенного содержания не позднее трех рабочих дней со дня получения заявки, лишь в случае отсутствия сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил № 861. В иных случаях сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя.
Из материалов данного дела следует, что доказательств того, что заявка Злобиной А.В., направленная 03.10.2019, не содержала необходимых документов и сведений, и заявителю необходимо было предоставить недостающие сведения и документы, что обязывало общество соблюсти трехдневный срок для направления уведомления со дня получения заявки, не имеется.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, 15.10.2019 между заявителем и ООО «СКС» заключен договор аренды имущества №1980, по условиям которого общество в срок до 01.11.2019 обязуется передать во временное владение и пользование, принадлежащие ему линии электропередач, электрические подстанции, оборудование, механизмы и устройства, а ООО «СКС» обязуется принять и оплатить использование указанного имущества, а также подключать к имуществу новых потребителей в соответствии с Правилами №861 (пункты 1.1, 3.1.1, 3.6 договора). Договор аренды заключен сроком до 31.12.2025 (пункт 6.1) и зарегистрирован в установленном законодательством порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия 06.11.2019(л.д. 20-48). При таких обстоятельствах доводы, содержащиеся в отзыве на жалобу о ненаправлении Злобиной А.В. проекта договора, не свидетельствуют о намеренном уклонении сетевой организации от заключения договора. На момент рассмотрения заявки Злобиной А.В. общество находилось на стадии заключения договора аренды линий электропередач, электрических подстанций и сопутствующего имущества с иным юридическим лицом, принимавшим на себя обязанности сетевой организации (в том числе по подключению новых потребителей), а договор аренды заключен до истечения срока, предоставленного Правилами № 861 сетевой организации для направления Злобиной А.В. проекта договора.
Письмом от 18.10.2019 № 658 ООО «МРЭС» сообщило Злобиной А.В. о передаче в аренду электросетевого хозяйства в городе Абаза иной сетевой организации и предложено Злобиной А.В. обратиться в сетевую организацию, находящуюся на наименьшем расстоянии до границ земельного участка (л.д.19). 13.05.2020 между ООО «СКС» и Злобиной А.В. заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 92, по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя электроустановки земельного участка.
Указанные обстоятельства оценки суда первой инстанции не получили, что свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, а такое рассмотрение дела об административном правонарушении не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Поскольку доказательства того, что заявка Злобиной А.В., направленная 03.10.2019, не содержала необходимых документов и сведений, отсутствуют, договор аренды электросетевого хозяйства заключен до истечения срока, предоставленного Правилами № 861 сетевой организации для направления Злобиной А.В. проекта договора, выводы органа административной юрисдикции и суда первой инстанции о наличии в деянии Кабанова Д.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, материалами дела не подтверждаются. Изложенное согласуется с выводами, содержащимися во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Республики Хакасия от 07.12.2020 по делу № А74-8736/2020 о признании незаконным и отмене постановления от 28 августа 2020 года о привлечении к административной ответственности ООО «МРЭС» за идентичное событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, в силу которых должностное лицо подлежит административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей и положений ст. 1.5 КоАП РФ, по общему правилу которой лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, поскольку однозначных допустимых доказательств ненадлежащего исполнения Кабановым Д.А. служебных обязанностей при рассмотрении заявки Злобиной А.В. материалы дела не содержат, суд второй инстанции приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу.
Следовательно, постановление руководителя УФАС по РХ от 28 августа 2020 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО «МРЭС» Кабанова Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу, в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 28 августа 2020 года, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 октября 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Межрайонные распределительные электрические сети» Кабанова Дениса Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай