РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2024 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А., при секретаре судебного заседания Борисове А.В., с участием представителя истца Павловой А.Е., представителя ответчика Кокоуровой А.Л., представителя третьего лица Мокроусовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3420/2024 (38RS0034-01-2023-002514-05) по исковому заявлению Администрации города Иркутска к Кокоурову Леониду Александровичу об обязании привести в исправное состояние пожарный гидрант, взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация города Иркутска обратились в Ленинский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Кокоурову Леониду Александровичу об обязании привести в исправное состояние пожарный гидрант.
Обращаясь с иском, истец ссылается на следующие обстоятельства: Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствие стихийных бедствий по <адрес> (далее МЧС) было направлено письмо мэру города Иркутска от ****год №. Приложением к письму является перечень неисправных пожарных гидрантов. В пункте 15 указан пожарный гидрант, расположенный по адресу: г Иркутск, <адрес> имеющий неисправность в виде отсутствия воды.
Пожарный гидрант находится на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, город Иркутск, <адрес>. 109. кадастровый №. Собственником указанного земельного участка, согласно информации из единого государственного реестра недвижимости является ответчик Кокоуров Л.А.
Таким образом, обслуживание пожарного гидранта находится в зоне ответственности ответчика Кокоурова Л.А., поскольку при проведении проверки было установлено, что пожарный гидрант, расположенный по адресу: г Иркутск, <адрес> имеет неисправность в виде отсутствия воды, истец полагает, что обслуживание выполнялось ненадлежащим образом, либо не выполнялось совсем.
Управлением ЖКХ комитета по управлению <адрес>ом администрации города Иркутска ****год в адрес ответчика было направлено уведомление № с требованием привести пожарный гидрант в исправное состояние.
В настоящее время, требование не выполнено, пожарный гидрант не был приведен в исправное состояние, что подтверждается письмом МЧС от ****год №.
На основании изложенного, истец просил суд:.
обязать Кокоурова Леонида Александровича привести в исправное состояние пожарный гидрант, расположенный по адресу: г Иркутск, <адрес>;
взыскать с Кокоурова Леонида Александровича судебную неустойку за неисполнение решения суда по иску Администрации г. Иркутска. по 1 000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта о истечении трех месяцев после вступления в законную силу решения суда по день его фактического исполнения.
В судебном заседании представитель истца Администрации г. Иркутска – Павлова А.Е. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Кокоуров Л.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеются сведения о направлении заказных писем в адрес ответчика.
Представитель ответчика Кокоурова Л.А. по доверенности Кокоурова А.Л. исковые требования Администрации г. Иркутска не признала, просила в иске отказать, поскольку пожарный гидрант не расположен на земельном участке Кокоурова Л.А.
Третье лицо МУП «Водоконал» в судебное заседание представителя не направили, в ранее представленном отзывы по существу исковых требований не возражали, полагали подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес> Мокроусова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Обсудив причины неявки ответчика и представителя третьего лица МУП «Водоконал» в судебное заседание, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав в судебном заседании объяснения представителей сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от ****год №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствие с ст.10 Федерального закона от ****год N69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 19 ФЗ N69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления;
Общие требования обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах определены Федеральным законом от ****год № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии со статьей 19 которого принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов, оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения, установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от ****год № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого же Закона (о первичных мерах пожарной безопасности).
Аналогичные нормы содержатся и в «Методических рекомендациях по разработке декларации пожарной безопасности», утверждённых ФГБУ ВНИИПО МЧС России 01.01.2013
В силу пункта 2 статьи 63 названного Федерального закона от ****год № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности определены Постановлением Правительства РФ от ****год N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
Статьей 62 Федерального закона от ****год № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (части 1-3 статьи 68 Федерального закона от ****год N 123-ФЗ).
Положением п. 75. Постановления Правительства РФ от ****год N 1479
«Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» предусмотрено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Как следует из материалов дела, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствие стихийных бедствий по <адрес> (далее МЧС) было направлено письмо мэру города Иркутска от ****год №. Приложением к письму является перечень неисправных пожарных гидрантов. В пункте 15 указан пожарный гидрант, расположенный по адресу: г Иркутск, <адрес> имеющий неисправность в виде отсутствия воды.
Исходя из ответа МУП «Водоканал» г. Иркутска от ****год №И-22-01630 Пожарный гидрант находится зоне эксплуатационной ответственности ответчика на основании акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон между МУП «Водоканал г. Иркутска и абонентом Кокоуровым Л.А. №-П от ****год
Из пункта 2.3. договора холодного водоснабжения и водоотведения № от ****год заключенного между ответчиком Кокоуровым Л.А. и МУП «Водоканал» следует, что абонент обязан:
обеспечивать сохранность пломб и знаков поверки на приборах учета, узла учета, задвижках обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других устройств, находящихся в границах его эксплуатационной ответственности, соблюдать температурный режим в помещении, где расположен узел учета холодной воды (не менее 5°С), обеспечивать защиту такого помещения от несанкционированного проникновения, попадания грунтовых, талых дождевых вод, вредных химических веществ, гидроизоляцию помещения, где расположен узел учета холодной воды, и помещений, где проходят водопроводные сети, от иных помещений, содержать указанные помещения чистоте, не допускать хранение предметов, препятствующих доступу к узлам и приборам учета, несанкционированное вмешательство в работу прибора учета (узла учета) механические, химические, электромагнитные или иные воздействия, которые могут искажать показания приборов учета;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного снабжения, принадлежащие ему или находящиеся в границах (зоне) его эксплуатационной ответственности, включая пожарные гидранты, задвижки, краны и установки автоматического пожаротушения, устанавливать соответствующие указатели согласно требованиям норм противопожарной безопасности;
незамедлительно уведомлять организацию водопроводно-канализационного хозяйства и структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, о невозможности использования пожарных гидрантов из-за отсутствия или недостаточного напора холодной воды в случаях возникновения аварии на его водопроводных сетях.
Как пояснил истец, пожарный гидрант находится на земельном участке, расположенном по адресу <адрес>, город Иркутск, <адрес>. 109. кадастровый №. Собственником указанного земельного участка, согласно информации из единого государственного реестра недвижимости является ответчик Кокоуров Л.А.
Вместе с тем, в соответствии с заключением кадастрового инженера Батуровой Н.В. водопроводный колодец ВК-2 МУП «Водоканал», в котором находится пожарный гидрант, расположен на расстоянии 10,85 м. от границы земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, город Иркутск, <адрес>. 109. кадастровый №, собственником которого является ответчик Кокоуров Л.А.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ****год N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от ****год N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с положениями статьей 68 Федерального закона N 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами.
Поскольку в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты Росреестра РФ пожарный гидрант, расположенный в водопроводном колодце ВК-2, расположен на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который находится в ведении Администрации г. Иркутска, обязанность по содержанию в надлежащем порядке пожарного гидранта и обязанность привести в исправное состояние пожарный гидрант лежит на Администрации г. Иркутска.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования об обязании Кокоурова Л.А. привести в исправное состояние пожарный гидрант, расположенный по адресу: г Иркутск, <адрес> не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом отказано истцу в удовлетворении требований об обязании Кокоурова Л.А. привести в исправное состояние пожарный гидрант, требования истца о взыскании судебной неустойки также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации города Иркутска (ИНН 3808131271) к Кокоурову Леониду Александровичу (СНИЛС 039-827-174 93) об обязании привести в исправное состояние пожарный гидрант, расположенный по адресу: г Иркутск, <адрес>, взыскании судебной неустойки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 августа 2024 года.
Судья В.А. Долбня