Дело №2-32/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Турунтаево 21 января 2020 года
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Туравининой Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., при участии прокурора Дульской И.Г., представителя ответчика ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница» Коновалова Н.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия об обязании обеспечить структурные подразделения необходимым медицинским оборудованием в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прибайкальского района Республики Бурятия обратился в суд с иском к ответчикам ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия об обязании обеспечить структурные подразделения необходимым медицинским оборудованием в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, а именно:
- аппаратом искусственной вентиляции легких в количестве 2 единиц;
- установкой стоматологической в количестве 6 единиц.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Бурятия проведена проверка соблюдения законодательства в сфере здравоохранения в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ».
В судебном заседании старший помощник прокурора Дульская И.Г., исковые требования поддержала, согласно доводов, изложенных в иске. Просила иск удовлетворить, обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница» обеспечить подразделения необходимым медицинским оборудованием в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, а именно:
- аппаратом искусственной вентиляции легких в количестве 2 единиц – реанимационное отделение ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница»;
- установкой стоматологической в количестве 2 единиц – <данные изъяты>;
- установкой стоматологической в количестве 2 единиц – <данные изъяты>;
- установкой стоматологической в количестве 2 единиц – кабинет стоматологов поликлиники <данные изъяты>.
Представитель ответчика ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница» Коновалов Н.Р., по доверенности, в судебном заседании выявленные нарушения подтвердил, суду пояснил, что они не возражают против доводов иска, но для исполнения требований прокурора требуется финансирование. При надлежащем финансировании необходимое оборудование будет закуплено.
В судебное заседание представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия не явился, извещены надлежаще, в письменном заявлении представитель по доверенности Осокина И.А., просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства здравоохранения РБ.
В письменном отзыве на исковое заявление Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит в удовлетворении исковых требований к Министерству отказать, поскольку является ненадлежащим ответчиком. Министерство является главным распорядителем бюджетных средств и распределяет финансовые средства между подведомственными организациями в рамках доведенных лимитов на выполнение государственного задания, и самостоятельно вопрос о выделении денежных средств не решает. Дополнительные финансовые средства могут быть выделены ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» на основании заявки больницы, направленной Минздравом РБ. Просят привлечь к участию в деле в качестве ответчика Министерство финансов РБ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.
На основании ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
В силу ст. 10 указанного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой района проверкой в отношении ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» в сфере соблюдения требований законодательства о здравоохранении установлено, что кабинеты стоматолога в поликлинике <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> оснащены стоматологическими установками, которые в процессе эксплуатации пришли в полную непригодность и подлежат списанию, износ оборудования составляет 100%, аппараты искусственной вентиляции легких, также имеют износ оборудования – 100%, что подтверждается данными представленного отчета, инвентарными карточками учета нефинансовых активов, дефектной ведомостью, актами приемки выполненных работ, а также пояснениями представителя ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ».
В соответствии с Уставом ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» (далее учреждение) является некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к основной деятельности, и создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства здравоохранения РБ. Учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Бурятия. Полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Минимущество РБ в соответствии с действующим законодательством. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения РБ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Предметом деятельности учреждения является оказание квалифицированной медицинской помощи на территории Прибайкальского района, основной целью деятельности – оказание медицинской помощи населению (экстренной, неотложной, консультативной, диагностической, профилактической и лечебной помощи).
Структурными подразделениями ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» являются в том числе: <данные изъяты>, <данные изъяты> с травматологическим пунктом.
Принимая во внимание, что факт 100% износа медицинского оборудования указанного выше, не оспаривается медицинским учреждением, указанное нарушение влечет нарушение требований санитарного законодательства к условиям оказания квалифицированной медицинской помощи населению Прибайкальского района и до настоящего времени не устранено, следовательно ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» обязано устранить выявленные нарушения.
Кроме того, как следует из Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утвержденном Постановлением Правительства РБ от 15.10.2007 N 319 Министерство здравоохранения Республики Бурятия, сокращенное наименование - Минздрав РБ (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим - в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Президента Республики Бурятия, Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия (п.1).
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственного управления и органами государственного управления Республики Бурятия, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями всех форм собственности, деятельность которых связана с реализацией функций Министерства (п.2).
Для решения возложенных задач Министерство организует оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается в соответствии с федеральным законодательством); обеспечивает создание в пределах своей компетенции условий для развития медицинской помощи в Республике Бурятия и обеспечения ее доступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения республики; осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций; организует мероприятия по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджета (пп. 6.7, 6.10, 6.27, 6.53).
Основными задачами Министерства являются разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия; организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи (п.5).
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утвержденным учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (ч. 6 ст. 9.2.).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств - главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Таким образом, Министерство здравоохранения РБ, как исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия в сфере здравоохранения обязано организовать оказание медицинской помощи на территории Республики Бурятия, в частности финансирование мероприятий по приобретению необходимого медицинского оборудования, в связи с чем оснований полагать, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу у суда не имеется.
В связи с изложенным, а также учитывая мнение участвующего в деле прокурора Дульской И.Г., возражавшей против удовлетворения ходатайства Министерства о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерства финансов РБ, в соответствии с положениями ст.ст. 40-41 ГПК РФ, оснований для удовлетворения данного ходатайства не имеется, поскольку полномочия по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» медицинским оборудованием возложено именно на Министерство здравоохранения РБ.
Доводы письменного отзыва о том, что Минздравом РБ в адрес Правительства РБ направлено предложение по внесению изменений в Закон РБ «О республиканском бюджете на 2020 год…» в части выделения дополнительного финансирования медицинского учреждения не свидетельствуют о том, что Министерством приняты все меры связанные с финансированием приобретения необходимого медицинского оборудования, а также что запрашиваемой суммы будет достаточно для его приобретения.
Доказательств того, что медицинскому учреждению были предоставлены денежные средств в количестве необходимом для приобретения медицинского оборудования не представлено.
Доводы письменного отзыва, что Минздрав РБ самостоятельно финансовые средства выделить не может, а может лишь направить соответствующую заявку в Правительство Республики Бурятия о выделении дополнительных средств, не исключают необходимости соблюдения нормативных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия. Право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду в условиях, исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств или иных обстоятельств.
Более того, поскольку Минздрав РБ является главным распорядителем бюджетных средств, формирует государственное задание, участвует в разработке республиканского бюджета, осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему организаций, утверждает сметы расходов и доходов учреждений здравоохранения, без его участия в вопросе финансирования выполнить мероприятия по приобретению медицинского оборудования ГБУЗ «Прибайкальская ЦРБ» не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Прибайкальского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Республики Бурятия об обязании обеспечить структурные подразделения необходимым медицинским оборудованием в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница» обеспечить подразделения необходимым медицинским оборудованием в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, а именно:
- аппаратом искусственной вентиляции легких в количестве 2 единиц – реанимационное отделение ГБУЗ «Прибайкальская центральная районная больница»;
- установкой стоматологической в количестве 2 единиц – <данные изъяты>;
- установкой стоматологической в количестве 2 единиц – <данные изъяты>;
- установкой стоматологической в количестве 2 единиц – кабинет стоматологов поликлиники <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Судья Ю.Ю. Туравинина
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2020 года.
Судья Ю.Ю. Туравинина