УИД 12RS0008-01-2024-000639-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Медведево 24 апреля 2024 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,
при секретаре Михеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Оршанского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Великопольская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по обеспечению финансирования и укомплектования средствами материально-технического обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оршанского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Великопольская средняя общеобразовательная школа», в котором просит обязать администрацию Оршанского муниципального района предусмотреть и обеспечить финансирование МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» на приобретение манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт. в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» после поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района укомплектовать предметный кабинет ОБЖ объектами и средствами материально-технического обеспечения – манекеном-тренажером для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт. в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Оршанского района в ходе осуществления надзора установлены нарушения законодательства об образовании, о воинской обязанности и военной службе, допущенные МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа», поскольку учебно-материальная база образовательного учреждения не имеет в наличии манекен-тренажер для реанимационных мероприятий. В отсутствие данного оборудования образовательное учреждение в полной мере не обеспечивает выполнение задач обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Республики Марий Эл Миниханова Г.Ф. требования искового заявления поддержала по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика Оршанского муниципального района Республики Марий Эл Краев В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает, что овладение приемами оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях возможно без использования манекена-тренажера для реанимационных мероприятий.
Представитель ответчика МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, извещены.
Представитель третьего лица Отдела образования Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, в судебное заседание не явились, извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что в МОУ «Великопольская СОШ» обучают начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 8-11 классах. При этом учебно-материальная база общеобразовательной организации не имеет в наличии манекен-тренажер для реанимационных мероприятий. Отделом образования администрации Оршанского района, как представителем учредителя, направило заявку о рассмотрении вопроса о выделении дополнительных лимитов на приобретение манекена-тренажера.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Согласно ст.13 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до призыва на военную службу
граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в
образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
В соответствии с п.п.4,6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 Приказом Министра обороны Российской Федерации № 96, Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 от 24 февраля 2010 года утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования (далее - Инструкция), пункт 13 которой устанавливает, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в числе прочего, утвержден стандарт среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях: базовом и профильном.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры, основан на воспитательных и развивающих задачах общего образования, задачами социализации.
Профильный уровень стандарта учебного предмета ориентирован с учетом потребностей обучающегося и основан на его подготовке к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
Согласно стандарту основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение целей, в том числе, овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
В соответствии с п. 9.16 Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 (далее - Стандарт) требования к предметным результатам освоения базового курса "Основы безопасности жизнедеятельности" должны отражать, в том числе:
5) владение основами медицинских знаний: владение приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического здоровья; сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях биолого-социального характера;
Приказом Министра обороны РФ N 96, Минобрнауки РФ N 134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах.
Инструкция определяет организацию обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях и учебных пунктах, в том числе порядок организации и проведения учебных сборов.
Согласно п. 9 Инструкции органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Пунктом 13 Инструкции предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.
В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер) (п. 14).
Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции, п. 25 которой в перечень включен манекен-тренажер для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт., компас по количеству обучающихся.
Таким образом, нормативные требования к учебно-материальному обеспечению устанавливаются в зависимости от уровня изучения учебного предмета - базового или профильного. Изучение основ медицинских знаний, в том числе, владения приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях; знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение применять их на практике входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ на базовом уровне в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по основам безопасности жизнедеятельности.
Судом установлено, что в МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» обучение учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 8-11 классах.
В рамках проведенной прокуратурой Оршанского района Республики Марий Эл проверки было выявлено, что учебно-материальная база образовательного учреждения не имеет в наличии манекен-тренажер для реанимационных мероприятий. Отсутствие указанного средства материально-технического оснащения в ходе судебного разбирательства ответчиками не оспаривалось.
28 февраля 2024 г. руководителю отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл Москвиной Н.С. прокурором Оршанского района Республики Марий Эл внесено представление.
Представление прокурора рассмотрено и признано обоснованным, принято решение направить официальное письмо в администрацию Оршанского муниципального района о выделении дополнительных лимитов в сумме 378 тыс. руб. для приобретения манекена-тренажера для реанимационных мероприятий для семи общеобразовательных организаций района, о чем свидетельствует письмо Отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл от 01 марта 2024 г. № 250.
Оценивая доводы представителя ответчика администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о рекомендательном характере требований Инструкции, возможности получения базового уровня подготовки без использования манекена-тренажера, суд находит их неубедительными.
Тренажер-манекен является одним из основных средств обучения по предмету ОБЖ при изучении раздела медицинский знаний. Отказ от его использования влечет за собой неумение действовать в сложной жизненной ситуации. Применение на уроках ОБЖ данного средства обучения позволяет обеспечить безопасность обучения, неограниченную возможность создания и моделирования различных ситуаций, формирование у обучающихся четкого представления о приемах жизнеподдержания.
В материалы дела ответчиками не представлено доказательств того, что в образовательном учреждении имеется необходимая учебно-методическая база и средства для обучения в соответствии с требованиями образовательного стандарта, а также положениями Инструкции, которая позволила бы обеспечить базовый уровень подготовки без использования манекена-тренажера, для достижения целей овладения умениями оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, так как в соответствии с требованиями стандартов требования к предметным результатам освоения базового курса ОБЖ должны отражать владение основами медицинских знаний: приемами оказания первой помощи при неотложных состояниях. Наличие предметного кабинета предполагает обеспечение его учебными пособиями и техническими средствами обучения, следовательно, предметный кабинет должен быть оснащен манекеном-тренажером. Доводы ответчика об обратном являются субъектным мнением, не подтвержденным какими-либо объективными доводами и доказательствами.
Суд полагает, что в отсутствие манекена-тренажера для реанимационных мероприятий достижений указанных целей и результатов невозможно. Отсутствие материально-технического оснащения свидетельствует о ненадлежащей организации обучения знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Ограничение прав и законных интересов детей при получении образования является недопустимым. В связи с чем, должна быть обеспечена возможность полноценной реализации данных прав в соответствии с законодательством об образовании и нормативно-правовых актов в сфере начальной военной подготовки граждан.
Выявленное нарушение оказывает негативное влияние на процесс образования, у учащихся могут быть не в полном объеме сформированы необходимые начальные знания и умения в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 части 1 статьи 15 и пункт 13 части 1 статьи 16) относит к вопросам местного значения муниципального района и городского округа организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" к числу полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, создание, реорганизацию, ликвидацию муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункты 1, 4 и 5 части 1 статьи 9), а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся, в частности, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (пункт 3 части 1 статьи 8). Данные субвенции рассчитываются для каждого муниципального района (городского округа, городского округа с внутригородским делением) исходя из численности учащихся, детей соответствующих возрастных категорий, других параметров, отражающих потребность в получении общеобразовательных услуг.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 35 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
По смыслу приведенных законоположений в системе действующего законодательства, финансирование муниципальных общеобразовательных организаций должно обеспечиваться из бюджетов тех муниципальных образований и субъектов Российской Федерации, в которых они находятся. Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не запрещено выделение средств на приобретение учебных пособий и средств обучения из муниципального бюджета. Таким образом, к ведению субъекта относится установление нормативов финансирования предоставления дошкольного, начального, основного, среднего общего и дополнительного образования, в соответствии с которыми осуществляется финансирование муниципальных районов и городских округов, которые в свою очередь осуществляют финансирование конкретных образовательных организаций за счет выделенных субвенций и средств местного бюджета.
Согласно Уставу МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа», утвержденному приказом отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл № 210 от 27 октября 2020 г. учредителем образовательного учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл, полномочия и функции которого осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл в лице отдела образования администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл. Собственником имущества учреждения и собственником учреждения является Оршанский муниципальный район Республики Марий Эл, полномочия и функции которого осуществляет администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл.
В компетенцию учредителя в отношении Учреждения включается организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам); формирование и утверждение муниципального задания для Учреждения в соответствии с реализуемыми Учреждением основными видами деятельности; осуществление иных установленных Федеральным к законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по финансированию мероприятий по оснащению образовательного учреждения учебно-методическим оборудованием должна быть возложена на администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, исполняющую функции учредителя образовательного учреждения, что может быть обеспечено как за счет выделенных субвенций из средств бюджета субъекта, так за счет средств местного бюджета, поскольку Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" это не запрещено. Администрация Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, реализуя свои полномочия учредителя и предоставленные полномочия по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования, вправе определять источники финансирования данных мероприятий исходя из разграничения полномочий в сфере образования в рамках выделенных субвенций и (или) лимитов бюджетных обязательств средств местного бюджета. Также и п. 9 Инструкции на органы местного самоуправления возложены функции по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Кроме того, ответчиком не указано и не представлено доказательств недостаточности средств выделенных субвенций на приобретение технических средств обучения.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по устранению выявленных нарушений и обеспечение финансирования мероприятий необходимо время, суд полагает, что указанный прокурором в исковом заявлении срок для обеспечения финансирования 11 месяцев после вступления решения в законную силу является разумным.
В связи с тем, что после выделения финансирования на закупку и приобретение манекенов также требуется время, суд полагает необходимым установить срок для укомплектования средством материально-технического обеспечения образовательного учреждения в течении трех месяцев с момента поступления финансирования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Оршанского района Республики Марий Эл.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Оршанскогорайона Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл, муниципальному общеобразовательному учреждению «Великопольская средняя общеобразовательная школа» удовлетворить.
Обязать администрацию Оршанского муниципального района Республики Марий Эл (ИНН № ...) предусмотреть и обеспечить финансирование МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» на приобретение манекена-тренажера для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт. в течении 11 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать МОУ «Великопольская средняя общеобразовательная школа» (ИНН № ...) в течении трех месяцев с момента поступления финансирования из администрации Оршанского муниципального района Республики Марий Эл укомплектовать предметный кабинет ОБЖ объектами и средствами материально-технического обеспечения – манекеном-тренажером для реанимационных мероприятий в количестве 1 шт.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Н.Б. Чикризова
Мотивированное решение составлено 02 мая 2024 г.