Решение по делу № 33-3-1241/2024 от 18.01.2024

судья Кайшев А.Е.

дело № 33-3-1241/2024

дело № 2-1141/2023

УИД 26RS0020-01-2023-001551-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

21 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Меньшова С.В.,

судей

Дробиной М.Л., Савина А.Н.,

с участием секретаря

Латышева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО1 на решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения,

заслушав доклад судьи Дробиной М.Л.,

установила:

<адрес> ФИО15 В.А., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес>, в котором просил суд обязать администрацию Кочубеевского муниципального округа <адрес> в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа. Установлено, что в границах Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены гидротехнические сооружения: дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты N44°, в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии. Установлено, что указанные гидротехнические сооружения в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации, ни у кого на балансе не числятся и являются бесхозяйными. В связи с отсутствием собственников указанных гидротехнический сооружений на территории Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа <адрес> и (или) эксплуатирующей их организации, а также бездействием администрацией Кочубеевского муниципального округа <адрес> по их постановке на учет, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, предусмотренных ст.9 Федерального закона от21.07.1997-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон №117-ФЗ), не обеспечиваются.

Обжалуемым решением Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес>, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения, - удовлетворены частично.

Суд обязал администрацию Кочубеевского муниципального округа <адрес> в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения:

- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В <адрес>, географические координаты в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящееся в удовлетворительном состоянии.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в остальной части отказал.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО16 О.И. просит решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, считает его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение. Указывает, что судом при вынесении решения не была дана оценка обстоятельству, являются ли пруды, на которых расположены ГТС, русловыми, то есть, имеющими гидравлическую связь с какой-либо рекой, являются ли составной частью единой гидрографической сети бассейна реки, и соответственно являются ли Федеральной собственностью. Гидротехническое сооружение как объект недвижимости и субъект водопользования имеет тесную связь с земельным участком, на котором расположено данное гидротехническое сооружение и соответствующим водным объектом. В этой связи, собственник водного объекта является собственником ГТС данного объекта.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> ФИО17 А.А. просит решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО18 М.В. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО19 Т.Н. поддержала возражения на апелляционную жалобу, просила решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители третьих лиц отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес>, Георгиевского территориального отдела администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес>, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, Кавказского управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору, Станичного казачьего общества <адрес> и Сунженского хуторского казачьего общества Средне-Кубанского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией отслеживания почтовых отправлений; доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставили.

Таким образом, принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также в возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон №117-ФЗ) к числу гидротехнических сооружений отнесены, в том числе, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна рек, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Согласно ст.5 Федерального закона №117-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

В силу ст.8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установлениекритериевих безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Согласно ст.ст. 7 и 21 Федерального закона №117-ФЗ, все гидротехнические сооружения должны вноситься в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ определено, что только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ. На основании данной статьи к полномочиям Кочубеевского муниципального округа отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно ст. 1 Федерального Закона № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Статья 24 Федерального закона №68-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, так как техническое состояние из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и вследствие естественного износа крайне низкое, в период прохождения весенних паводков возможны аварийные ситуации, последствия которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинению вреда окружающей среде, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа, в ходе которой установлено, что в границах Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены следующие гидротехнические сооружения:

- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 2,8 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ <адрес>, географические координаты ’, в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии.

Согласно актам обследования гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистами ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» совместно с представителем администрации Кочубеевского муниципального округа гидротехническое сооружение - дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находится в неудовлетворительном состоянии, остальные дамбы - в удовлетворительном состоянии.

Согласно представленной министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> информации от ДД.ММ.ГГГГ , Сведениями о ГТС, представленными администрацией Кочубеевского муниципального округа <адрес>, собственники спорных ГТС не установлены.

Из ответа заместителя руководителя – начальника межрегионального отдела по надзору за ГТС Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Ростехнадзор) ФИО24 В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствуют сведения о спорных гидротехнических сооружениях, куда они подлежат внесению только после утверждения федеральными органами исполнительной власти декларации безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности указанные дамбы не разрабатывалась.

Как следует из ответа руководителя отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> ФИО23 Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ гидротехнические сооружения: - дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В <адрес>, географические координаты N44° в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В <адрес>, географические координаты N44°, в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ <адрес>, географические координаты N44° в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты N44°, в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии, не значатся в реестре муниципального имущества Кочубеевского муниципального округа <адрес>.

Из ответов Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанные гидротехнические сооружения – дамбы в реестре государственного имущества <адрес> и в реестре федерального имущества, не значатся.

Из ответа ГКУ <адрес> «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ, с вложенной таблицей гидротехнических сооружений, расположенных в границах Кочубеевского муниципального округа следует, что спорные гидротехнические сооружения расположены в границах следующих земельных участков: - ГТС (2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты ), на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен, - ГТС (2,5 км СЗ <адрес>, географические координаты ) – ГТС зарегистрировано, имеет кадастровый , - ГТС (2,8 км СЗ <адрес>, географические координаты ) – на земельном участке с кадастровым номером - ГТС (3,3 км В <адрес>, географические координаты ’) – на земельном участке с кадастровым номером - ГТС (3,7 км В <адрес>, географические координаты ) – на земельном участке с кадастровым номером - ГТС (13,9 км СВ <адрес>, географические координаты N44°), – на земельном участке с кадастровым номером - ГТС (4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты ) – на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно Выпискам из ЕГРН на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, недвижимое имущество с кадастровым номером является гидротехническим сооружением, собственником которой является ФИО21 И.В. Кроме того, ФИО22 И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером на котором расположено гидротехническое сооружение – дамба земляная, ГТС (2,8 км СЗ <адрес>, географические координаты ), которому присвоен кадастровый .

Как следует из Выписок из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами государственная собственность не разграничена, собственники отсутствуют. Земельные участки с кадастровыми номерами не имеющие собственников, находится в аренде. Земельный участок, на котором расположено ГТС (2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты ), не зарегистрирован в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен, что подтверждается ответами Министерства природных ресурсов и ГКУ <адрес> «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения».

По указанным фактам заместителем прокурора <адрес> ФИО20 Р.Я. ДД.ММ.ГГГГ администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> внесено представление об устранении допущенных нарушений.

Вместе с тем, мер, направленных на постановку гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйного органом местного самоуправления не принято, что подтверждено ответом на представление .

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеперечисленными положениями, учитывая факт непринятия мер ответчиком по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей при осуществлении деятельности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в части возложения на администрацию Кочубеевского муниципального округа <адрес> поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения – дамбы земляные: ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты ’, ГТС пруда 3,3 км В <адрес>, географические координаты , ГТС пруда 3,7 км В <адрес>, географические координаты , ГТС пруда 13,9 км СВ <адрес>, географические координаты , ГТС пруда в 4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты .

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствует обстоятельствам дела, подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка, с правильным применением норм права, регулирующих спорные правовые отношения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы гидротехнические сооружения, расположенные в границах Кочубеевского муниципального округа <адрес>, не имеют собственника и являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества.

Действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципального округа, что следует из предусмотренных ст.ст. 3 и 9 Федерального закона от 21.07.97 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения и организации его эксплуатации.

При этом непринятие мер по обращению ответчика в уполномоченный орган с заявлением об оформлении права собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Иные доводы апелляционной жалобы проверены судебной коллегией и отвергаются, поскольку аналогичны доводам ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым они были учтены и оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Выводы суда, сделанные на основе оценки всех доказательств по делу, в том числе доводов ответчика, подробным образом мотивированы.

Судебная коллегия не находит оснований к переоценке доказательств, в связи с чем доводы апелляционной жалобы при отсутствии нарушений судом норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, не могут быть приняты во внимание.

Решение постановлено судом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО1 без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Пятый кассационной суд общей юрисдикции (<адрес>) в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

судья Кайшев А.Е.

дело № 33-3-1241/2024

дело № 2-1141/2023

УИД 26RS0020-01-2023-001551-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

21 февраля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Меньшова С.В.,

судей

Дробиной М.Л., Савина А.Н.,

с участием секретаря

Латышева Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО1 на решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения,

заслушав доклад судьи Дробиной М.Л.,

установила:

<адрес> ФИО15 В.А., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес>, в котором просил суд обязать администрацию Кочубеевского муниципального округа <адрес> в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа. Установлено, что в границах Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены гидротехнические сооружения: дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты N44°, в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии. Установлено, что указанные гидротехнические сооружения в настоящее время ни за кем не закреплены, не имеют собственника и (или) эксплуатирующей организации, ни у кого на балансе не числятся и являются бесхозяйными. В связи с отсутствием собственников указанных гидротехнический сооружений на территории Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа <адрес> и (или) эксплуатирующей их организации, а также бездействием администрацией Кочубеевского муниципального округа <адрес> по их постановке на учет, постоянный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, соблюдением норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, предусмотренных ст.9 Федерального закона от21.07.1997-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Федеральный закон №117-ФЗ), не обеспечиваются.

Обжалуемым решением Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес>, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения, - удовлетворены частично.

Суд обязал администрацию Кочубеевского муниципального округа <адрес> в течение 18 (восемнадцати) месяцев после вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения:

- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В <адрес>, географические координаты в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящееся в удовлетворительном состоянии.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в остальной части отказал.

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО16 О.И. просит решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, считает его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение. Указывает, что судом при вынесении решения не была дана оценка обстоятельству, являются ли пруды, на которых расположены ГТС, русловыми, то есть, имеющими гидравлическую связь с какой-либо рекой, являются ли составной частью единой гидрографической сети бассейна реки, и соответственно являются ли Федеральной собственностью. Гидротехническое сооружение как объект недвижимости и субъект водопользования имеет тесную связь с земельным участком, на котором расположено данное гидротехническое сооружение и соответствующим водным объектом. В этой связи, собственник водного объекта является собственником ГТС данного объекта.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> ФИО17 А.А. просит решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО18 М.В. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Старший помощник прокурора <адрес> ФИО19 Т.Н. поддержала возражения на апелляционную жалобу, просила решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители третьих лиц отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес>, Георгиевского территориального отдела администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес>, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, Кавказского управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору, Станичного казачьего общества <адрес> и Сунженского хуторского казачьего общества Средне-Кубанского казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества в судебное заседание не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается имеющейся в материалах дела информацией отслеживания почтовых отправлений; доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не предоставили.

Таким образом, принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, также в возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон №117-ФЗ) к числу гидротехнических сооружений отнесены, в том числе, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна рек, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод. Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Согласно ст.5 Федерального закона №117-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

В силу ст.8 Федерального закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установлениекритериевих безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

Согласно ст.ст. 7 и 21 Федерального закона №117-ФЗ, все гидротехнические сооружения должны вноситься в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ определено, что только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ. На основании данной статьи к полномочиям Кочубеевского муниципального округа отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно ст. 1 Федерального Закона № 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Статья 24 Федерального закона №68-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Бесхозяйные гидротехнические сооружения являются потенциально опасными, так как техническое состояние из-за отсутствия надлежащей эксплуатации и вследствие естественного износа крайне низкое, в период прохождения весенних паводков возможны аварийные ситуации, последствия которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, а, следовательно, причинению вреда окружающей среде, что в свою очередь влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и режима водоохранных зон на территории Кочубеевского муниципального округа, в ходе которой установлено, что в границах Георгиевского территориального отдела Кочубеевского муниципального округа расположены следующие гидротехнические сооружения:

- дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 2,8 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ <адрес>, географические координаты ’, в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии;

- дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии.

Согласно актам обследования гидротехнического сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистами ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» совместно с представителем администрации Кочубеевского муниципального округа гидротехническое сооружение - дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находится в неудовлетворительном состоянии, остальные дамбы - в удовлетворительном состоянии.

Согласно представленной министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> информации от ДД.ММ.ГГГГ , Сведениями о ГТС, представленными администрацией Кочубеевского муниципального округа <адрес>, собственники спорных ГТС не установлены.

Из ответа заместителя руководителя – начальника межрегионального отдела по надзору за ГТС Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Ростехнадзор) ФИО24 В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Российском регистре гидротехнических сооружений отсутствуют сведения о спорных гидротехнических сооружениях, куда они подлежат внесению только после утверждения федеральными органами исполнительной власти декларации безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности указанные дамбы не разрабатывалась.

Как следует из ответа руководителя отдела имущественных и земельных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> ФИО23 Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ гидротехнические сооружения: - дамба земляная, ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала длиной по гребню 84 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в неудовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда 2,5 км СЗ <адрес>, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, географические координаты , в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 105 м, шириной по гребню 8 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда 3,3 км В <адрес>, географические координаты N44° в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 55 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда 3,7 км В <адрес>, географические координаты N44°, в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 65 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда 13,9 км СВ <адрес>, географические координаты N44° в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 95 м, шириной по гребню 6 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии; - дамба земляная, ГТС пруда в 4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты N44°, в границах кадастрового квартала , длиной по гребню 145 м, шириной по гребню 2 м, находящаяся в удовлетворительном состоянии, не значатся в реестре муниципального имущества Кочубеевского муниципального округа <адрес>.

Из ответов Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанные гидротехнические сооружения – дамбы в реестре государственного имущества <адрес> и в реестре федерального имущества, не значатся.

Из ответа ГКУ <адрес> «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ, с вложенной таблицей гидротехнических сооружений, расположенных в границах Кочубеевского муниципального округа следует, что спорные гидротехнические сооружения расположены в границах следующих земельных участков: - ГТС (2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты ), на земельном участке, не зарегистрированном в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен, - ГТС (2,5 км СЗ <адрес>, географические координаты ) – ГТС зарегистрировано, имеет кадастровый , - ГТС (2,8 км СЗ <адрес>, географические координаты ) – на земельном участке с кадастровым номером - ГТС (3,3 км В <адрес>, географические координаты ’) – на земельном участке с кадастровым номером - ГТС (3,7 км В <адрес>, географические координаты ) – на земельном участке с кадастровым номером - ГТС (13,9 км СВ <адрес>, географические координаты N44°), – на земельном участке с кадастровым номером - ГТС (4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты ) – на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно Выпискам из ЕГРН на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, недвижимое имущество с кадастровым номером является гидротехническим сооружением, собственником которой является ФИО21 И.В. Кроме того, ФИО22 И.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером на котором расположено гидротехническое сооружение – дамба земляная, ГТС (2,8 км СЗ <адрес>, географические координаты ), которому присвоен кадастровый .

Как следует из Выписок из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами государственная собственность не разграничена, собственники отсутствуют. Земельные участки с кадастровыми номерами не имеющие собственников, находится в аренде. Земельный участок, на котором расположено ГТС (2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты ), не зарегистрирован в установленном порядке, кадастровый номер не присвоен, что подтверждается ответами Министерства природных ресурсов и ГКУ <адрес> «Управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения».

По указанным фактам заместителем прокурора <адрес> ФИО20 Р.Я. ДД.ММ.ГГГГ администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> внесено представление об устранении допущенных нарушений.

Вместе с тем, мер, направленных на постановку гидротехнических сооружений на учет в качестве бесхозяйного органом местного самоуправления не принято, что подтверждено ответом на представление .

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеперечисленными положениями, учитывая факт непринятия мер ответчиком по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей при осуществлении деятельности, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора <адрес> в части возложения на администрацию Кочубеевского муниципального округа <адрес> поставить на кадастровый учет в органах Федеральной регистрационной службы бесхозяйные гидротехнические сооружения – дамбы земляные: ГТС пруда 2,3 км ЮВ <адрес>, географические координаты ’, ГТС пруда 3,3 км В <адрес>, географические координаты , ГТС пруда 3,7 км В <адрес>, географические координаты , ГТС пруда 13,9 км СВ <адрес>, географические координаты , ГТС пруда в 4,8 км СЗ <адрес>, географические координаты .

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствует обстоятельствам дела, подтвержденным представленными в материалы дела доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка, с правильным применением норм права, регулирующих спорные правовые отношения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы гидротехнические сооружения, расположенные в границах Кочубеевского муниципального округа <адрес>, не имеют собственника и являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества.

Действующим законодательством прямо предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципального округа, что следует из предусмотренных ст.ст. 3 и 9 Федерального закона от 21.07.97 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения и организации его эксплуатации.

При этом непринятие мер по обращению ответчика в уполномоченный орган с заявлением об оформлении права собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Иные доводы апелляционной жалобы проверены судебной коллегией и отвергаются, поскольку аналогичны доводам ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым они были учтены и оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Выводы суда, сделанные на основе оценки всех доказательств по делу, в том числе доводов ответчика, подробным образом мотивированы.

Судебная коллегия не находит оснований к переоценке доказательств, в связи с чем доводы апелляционной жалобы при отсутствии нарушений судом норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, не могут быть приняты во внимание.

Решение постановлено судом при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кочубеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика администрации Кочубеевского муниципального округа <адрес> по доверенности ФИО1 без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Пятый кассационной суд общей юрисдикции (<адрес>) в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК РФ.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-1241/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кочубеевского района в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края
Другие
Станичное казачье общество ст. Георгиевской Кочубеевского района Ставропольского края
Панкратова Ирина Владимировна
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Георгиевский территориальный отдел администрации Кочубеевского муниципального округа
отдел земельных и имущественных отношений администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края
Сунженское хуторское казачье общество Средне-Кубанского казачьего общества
Кавказское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
ГКУ СК "Земельный фонд Ставропольского края"
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
18.01.2024Передача дела судье
21.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Передано в экспедицию
21.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее