Решение по делу № 2-338/2021 от 17.09.2020

Дело № 2-338/2021 12 января 2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Зайнулина А.В.

при секретаре Буториной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Северодвинске гражданское дело по иску Голикова ФИО8 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате,

установил:

Голиков ФИО9 обратился в суд с иском к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о взыскании задолженности по заработной плате.

В обоснование иска указал, что работает в войсковой части 40640 на основании заключенного с данным ответчиком трудового договора. В 2019 году истец привлекался работодателем к осуществлению должностных обязанностей в выходные дни и нерабочие праздничные дни, а также к выполнению работ за недостающего по штату работника. Работодателем произведена оплата данных работ, однако с размером указанных выплат истец не согласен. Кроме того, в октябре и ноябре 2019 года ему не произвели повышение должностного оклада в связи с работой во вредных условиях труда. На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную заработную плату за апрель 2019 года в размере 17 870 рублей 11 копеек, за май 2019 года в размере 40 251 рубль 69 копеек, за июнь 2019 года в размере 27 538 рублей 15 копеек, за июль 2019 года в размере 25 494 рубля 04 копейки, за сентябрь 2019 года в размере 37 229 рублей 40 копеек, за октябрь 2019 года в размере 11 717 рублей 21 копейка, за ноябрь 2019 года в размере 11 287 рублей 86 копеек (л.д. 3-6 т. 1, л.д.78-83 т.2).

Определением суда от 12.01.2021 прекращено производство по делу в части требований о взыскании оплаты за работу за недостающего по штату работника в сентябре 2019 года, в связи с отказом истца от иска в указанной части.

Истец Голиков А.В. о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в суд не явился (л.д. 70 т.2), его представитель Максакова Т.Н. в ходе судебного заседания поддержала требования о взыскания задолженности по заработной плате в части оплаты в выходные дни и нерабочие праздничные дни в период с апреля по сентябрь 2019 года и оплаты работы по вредных условиях труда за октябрь, ноябрь 2019 года.

Ответчики войсковая часть 40640, ФКУ «ОСК Северного флота» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном законом порядке (л.д. 69, 71 т.2).

Третье лицо Министерство обороны РФ о судебном заседании извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило (л.д. 73 т.2).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ходе судебного заседания установлено, что истец работает в войсковой части 40640 по трудовому договору в должности <данные изъяты>». Истцу установлен районный коэффициент 1,4 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80 % (л.д. 101-108 т. 1).

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела, ни кем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.

В соответствии со ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Приказом Министра обороны Российской Федерации ..... утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 указанного Положения продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

В п. 22 Положения предусмотрено, что членам экипажей судов, привлекаемым к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов, предоставляются другие дни отдыха, а за часы работы по графику сверх установленной продолжительности рабочего времени – дополнительные дни отдыха из расчета один день отдыха за каждые восемь часов переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

При невозможности по условиям работы регулярно предоставлять указанные дни отдыха они предоставляются в суммированном виде с учетом планирования использования судов. Оставшиеся неиспользованные дни отдыха присоединяются к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Согласно п. 24 Положения в тех случаях, когда членам экипажей судов невозможно предоставить дни отдыха полностью, допускается с согласия членов экипажей этих судов оплата за работу в выходные и праздничные дни в размере, предусмотренном трудовым законодательством Российской Федерации.

Особенности оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни установлены ст. 153 Трудового кодекса РФ, согласно которой работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе, работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Таким образом, в ст. 153 Трудового кодекса РФ установлено общее правило об оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни в повышенном размере – не менее чем в двойном размере за работу в выходные и нерабочие праздничные дни с возможностью оплаты этой работы в одинарном размере в случае предоставления работнику по его желанию другого дня отдыха.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации ....., в качестве приоритетного вида компенсации членам экипажей судов работы в выходные и нерабочие праздничные дни в период эксплуатации судов предусмотрено предоставление других дней отдыха, в том числе в суммированном виде при невозможности их регулярного предоставления, с возможностью их присоединения к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Оплата указанной работы в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации производится в случае невозможности предоставления таких дней отдыха.

Как следует из табелей учета рабочего времени, истец привлекался к работе в календарные выходные дни (субботу и воскресенье) в апреле, мае, июне, июле, сентябре 2019 года.

В соответствии с приказами командира войсковой части 40640 ..... работодателем принято решение об оплате истцу работы выполненной в выходные дни в апреле, мае, июне, июле, сентябре 2019 года, в размере двойной часовой ставки сверх оклада за каждый час работы, с учетом компенсационных и стимулирующих выплат (л.д. 28-34, 97-98 т. 1).

Данные приказы направлены в 3 финансово-экономическую службу ФКУ «ОСК Северного флота» для исполнения, однако, указанный ответчик соответствующую выплату истцу не произвел.

В соответствии с п. 15 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (действовавшего в период спорных правоотношений), основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей войсковых частей.

Таким образом, принимая во внимание, что обязанность по надлежащему учету рабочего времени и времени отдыха лежит на работодателе войсковой части 40640, приказы командира войсковой части ..... изданы в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с п. 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации ....., с учетом установленного отсутствия возможности предоставления указанных дней отдыха за работу в выходные дни, приказ передан для оплаты в финансовую службу и является основанием для оплаты компенсационных выплат, командиром не отзывался и не признавался неподлежащим исполнению, работа в выходные дни, отработанные сверх месячной нормы рабочего времени за апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2019 года в соответствии с ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ, во взаимосвязи с положениями абз. 2 ч. 2 ст. 22 и ст.ст. 132 и 149 данного Кодекса, подлежит оплате в размере двойной часовой ставки сверх оклада за каждый час работы, с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

При этом взаимоотношения между работодателем войсковой частью 40640 и его финансовым органом ФКУ «ОСК Северного флота» не должны влиять на трудовые права работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

В трудовых отношениях работодателю, как стороне, обязанной предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором, принадлежит право самостоятельно организовывать свою хозяйственную деятельность и в связи с этим использовать труд своих работников таким образом, который наиболее эффективен (целесообразен) с учетом потребностей производства и необходимости соблюдения требований трудового законодательства.

Именно работодатель поручает работнику выполнение конкретной работы и определяет сроки ее выполнения. Соответственно, только работодатель определяет необходимость привлечения работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.ст. 97, 99, 113 Трудового кодекса РФ). Оценка целесообразности принимаемых работодателем кадровых и организационных решений к полномочиям суда не относится.

Поскольку работодателем истца не отзывались и не признавались неподлежащими исполнению приказы от ....., финансовым органом ФКУ «ОСК Северного флота» указанные приказы в установленном порядке не оспаривались и не признавались незаконными, суд приходит к выводу, что ФКУ «ОСК Северного флота» обязано было их исполнить, оплатив истцу работу в выходные дни по правилам установленным ст. 153 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, суд обращает внимание, что из справки командира войсковой части 40640 от 12.01.2021 следует, что истцу в 2019 году предоставлялись дополнительные дни отдыха за работу, выполненную в выходные и нерабочие праздничные дни в декабре 2015 года, в мае, сентябре 2016 года, в июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2017 года, в январе, апреле 2018 года; в 2020 году – за работу, выполненную в апреле, мае, ноябре, декабре 2018 года, январе 2019 года (л.д. 89-92 т.2).

При этом из содержания указанной справки командира войсковой части 40640 следует, что по состоянию на 11.01.2021 истцу не предоставлены дополнительные дни отдыха за работу выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 63 рабочих дней (89 календарных дней), в том числе за апрель, май, июнь, июль, сентябрь 2019 года.

Также согласно данной справке командира войсковой части 40640 по состоянию на 11.01.2021 общее количество нереализованного истцом времени отдыха составляет 473 календарных дня.

Истец 11.08.2020 обращался к командиру войсковой части 40640 с заявлением о предоставлении ему неиспользованных дней отдыха за ранее отработанные выходные дни.

Согласно визе командира войсковой части от 11.08.2020 на данном заявлении, истцу отказано в предоставлении дополнительных дней отдыха в связи с производственной необходимостью (л.д. 75).

Из справки командира войсковой части 40640 от 11.08.2020 следует, что до окончания 2020 года отсутствует возможность предоставления истцу неиспользованных дней отдыха в связи с производственной необходимостью (л.д. 4, 5 т. 2).

Из пояснений представителя истца, следует, что истцу с августа 2020 года по состоянию на сегодняшний день не предоставлялись дополнительные дни отдыха за работу в выходные дни. Доказательств обратного ответчиком не предоставлено.

Изложенные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о невозможности предоставления истцу дополнительных дней отдыха за работу в выходные дни в апреле, мае, июне, июле, сентябре 2019 года, в том числе в суммированном виде с присоединением к отпуску, в связи с чем, такая работа подлежит оплате по правилам, установленным ст. 153 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что истцом выполнялась работа в нерабочие праздничные дни в мае и июне 2019 года (л.д. 63, 65 т.1). Данная работа была оплачена работодателем исходя из одинарного размера часовой ставки (части оклада за час работы) сверх оклада с применением районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера (л.д. 53, 54 т.1).

В ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере, в том числе, работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Таким образом, в силу прямого указания закона оплата работы в выходной или нерабочий праздничный день производится не менее чем в двойном размере. При этом в случае, если такая работа осуществлялась в пределах нормы рабочего времени, работнику сверх его оклада, который ему выплачен, в том числе, и за эту работу, выплачивается соответствующая часть оклада в одинарном размере. Если работа в выходной или нерабочий праздничный день выполнялась сверх нормы рабочего времени, она оплачивается независимо от оклада, полученного за отработанную норму рабочего времени, в связи с чем, работнику должна быть выплачена соответствующая часть оклада в двойном размере.

В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ компенсационные и стимулирующие выплаты являются составными частями заработной платы работника наряду с должностным окладом.

Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей, в период спорных правоотношений, была установлена Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации ..... (действующим в период спорных правоотношений), и включала: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера (п. 2).

Из материалов дела следует, что заработная плата истца в мае и июне 2019 года включала кроме оклада выплаты компенсационного характера (надбавку за вредность, надбавку за работу с шифрами, надбавка за работу со сведениями составляющими государственную тайну, морскую надбавку, надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера, районный коэффициент) а также стимулирующие выплаты (за выслугу лет, премиальные выплаты). При этом в совокупности компенсационные и стимулирующие выплаты значительно превышают размер оклада истца, что наглядно подтверждается расчетными листками и представленным ФКУ «ОСК Северного флота» контррасчетом исковых требований.

В п. 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от ..... (действовавшего в спорный период), предусматривалось, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день производится в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ.

При этом ст. 153 Трудового кодекса РФ прямо предусматривает оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере и не содержит никаких положений, исключающих из оплаты труда работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, какие-либо составные части его заработной платы, в том числе компенсационные или стимулирующие выплаты.

Какие-либо специальные выплаты (помимо предусмотренных данным Положением компенсационных и стимулирующих выплат), позволяющие обеспечить получение работником заработной платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере по сравнению с заработной платой за работу в обычный рабочий день, указанным Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации не установлены.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что императивное требование закона об оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере в данном деле может быть обеспечено только при условии оплаты этой работы с применением установленных для истца компенсационных и стимулирующих выплат.

Учитывая изложенное, суд полагает обоснованным довод истца о том, что оплата его работы в выходные и нерабочие праздничные дни должна производиться с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении ..... «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ДФИО10

Поскольку работодателем истцу произведена оплата работы в нерабочие праздничные дни в мае и июне 2019 года, исходя из одинарного размера часовой ставки (части оклада за час работы) сверх оклада без учета компенсационных и стимулирующих выплат, суд приходит к выводу, что оплата указанной работы должна быть произведена сверх оклада в одинарном размере, но с учетом компенсационных и стимулирующих выплат.

При данных обстоятельствах имеются основания для взыскания с работодателя в пользу истца указанной оплаты с учетом компенсационных и стимулирующих выплат за вычетом фактически выплаченных сумм.

Расчет истца и контррасчет ФКУ «ОСК Северного флота» в части оплату труда за работу в выходные дни в апреле, мае, июне, июле, сентябре 2019 года идентичны друг другу, таким образом, у сторон отсутствует спор по расчету указанных выплат, у суда также не имеется оснований не согласиться с данными расчетами.

Так размер невыплаченный истцу заработной платы за работы в выходные дни в апреле 2019 года составляет 17 870 рублей 11 копеек, в мае 2019 года – 32 803 рубля 52 копейки, июне 2019 года – 20 710 рублей 39 копеек, июле 2019 года – 25 494 рубля 06 копеек, сентябре 2019 года – 37 229 рублей 40 копеек.

Указанные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Согласно расчету, представленному истцом, размер невыплаченной истцу заработной платы за работу в нерабочие праздничные дни в мае 2019 года составляет 7 029 рублей 33 копейки, в июне 2019 года – 6 656 рублей 91 копейка.

Данный расчет, произведенный истцом, ответчиками не оспаривался, оснований не согласиться с данным расчетом у суда не имеется, в связи с чем, суд взыскивает с ответчика указанные суммы.

Разрешая спор в части требований истца о взыскании заработной платы, в связи с работой во вредных условиях труда в октябре и ноябре 2019 года, суд учитывает следующее. Данные требования истец обосновывает тем, что работодателем не произведены компенсационные выплаты за работу во вредных условиях труда.

В силу ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с п. 16 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации ....., действовавшего до 01.10.2019, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) отнесены к вредным либо опасным условиям труда и отработавшему в этих условиях не менее половины установленной нормы рабочего времени. Должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу, занятому на работах, указанных в приложении № 1 к настоящему Положению, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

С 01.10.2019 система оплаты труда гражданского персонала воинских частей установлена приказом Министра обороны Российской Федерации ....., утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера и порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации ..... («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента; на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов; на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов; на работах с опасными условиями труда - на 24 процента. Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда. Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.

Исходя из буквального толкования указанных правовых норм, компенсационная выплата в виде повышения должностного оклада за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, на которую истец имел право до введения нового регулирования системы оплаты труда гражданского персонала, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда и может быть отменена в том случае, если по результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте истца будут признаны оптимальными или допустимыми (1 или 2 класс).

Данный подход соответствует требованиям ч. 4 ст. 219 Трудового кодекса РФ, согласно которым в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются, а также ч. 4 ст. 27 Федерального закона от ..... «О специальной оценке условий труда», допускающей до проведения специальной оценки условий труда использование результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с ранее действовавшим порядком, в том числе в целях установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.

Таким образом, действующее трудовое законодательство исходит из сохранения ранее установленных гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до подтверждения результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда на их рабочих местах безопасных условий труда.

Материалами дела подтверждается, что до октября 2019 года ответчиком истцу выплачивалась заработная плата с учетом увеличения должностного оклада на 12 % за работу во вредных условиях труда.

Каких-либо изменений в трудовой функции истца с октября 2019 года не произошло. Доказательств того, что условия труда на рабочем месте истца являются безопасными, ответчиками не представлено. Напротив, приказами командира войсковой части 40640 ..... (л.д. 111-113, 137-140 т. 1), табелем учета рабочего времени во вредных условиях и выписками из судового журнала (л.д. 114-136 т. 1) подтверждается, что в октябре и ноябре 2019 года истец выполнял работу во вредных условиях.

По результатам специальной оценки условий труда, проведенной в октябре 2019 года, условия труда на рабочем месте истца также отнесены к вредным, итоговый класс (подкласс) условий труда 3,4 (л.д. 144-149 т. 1).

При таких обстоятельствах, суд не соглашается с доводами ФКУ «ОСК Северного флота», обосновывающего отказ в осуществлении данной компенсационной выплаты изменением с 01.10.2019 системы оплаты труда гражданского персонала, и приходит к вводу о том, что истец имеет право на компенсационную выплату (повышение должностного оклада) за октябрь и ноябрь 2019 года в связи с работой во вредных условиях труда.

Суд также не соглашается с мнением ФКУ «ОСК Северного флота» о том, что действующей системой оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление иных компенсационных и стимулирующий выплат, на выплату за работу с вредными условиями труда.

Так в п. 4 приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации ..... спорная компенсационная выплата предусмотрена как повышение должностного оклада гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии с п. 6 приложения № 2 к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.

Таким образом, в связи с работой во вредных условиях труда истцу устанавливается новый (повышенный) оклад, на который подлежат начислению иные компенсационные и стимулирующие выплаты.

Согласно представленному ФКУ «ОСК Северного флота» контррасчету (выполненному с учетом компенсационных и стимулирующих выплат) невыплаченная истцу заработная плата в связи с непредоставлением указанной компенсационной выплаты в октябре 2019 года составит 11 362 рубля 61 копейка, в ноябре 2019 года – 11 194 рубля 72 копейки (л.д. 141). Оснований не согласиться с данным расчетом суд не находит.

При этом суд отклоняет расчет истца, поскольку им при определении не выплаченной надбавки за вредность используется ошибочный размер оклада.

Учитывая вышеизложенное, суд частично удовлетворяет требования истца и взыскивает в его пользу задолженность по заработной плате за апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года в размере 170 351 рубль 05 копеек.

В силу ст.ст. 207-209, 226 Налогового кодекса РФ вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента. Суд в отношении истца налоговым агентом не является, в связи с чем, взыскивает с ответчика указанную сумму невыплаченной истцу заработной платы без учета последующего удержания с этой суммы налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.

Из материалов дела следует, что финансовое обеспечение работодателя истца – войсковой части 40640 осуществляет ответчик ФКУ «ОСК Северного флота». При данных обстоятельствах, присужденные в пользу истца денежные суммы подлежат взысканию с войсковой части 40640 за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота».

В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Государственные органы – это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ ..... Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами РФ.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

Ответчик войсковая часть 40640, зачисленная на финансовое обеспечение ФКУ «ОСК Северного флота», входящая в систему Вооруженных Сил РФ и находящаяся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ, являющегося органом военного управления, относится к структурным подразделениям и выполняет возложенные на него функции государственного органа в целях обороны и безопасности государства, поэтому в силу п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при распределении судебных расходов подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в доход соответствующего бюджета, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Голикова ФИО11 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворить частично.

Взыскать с войсковой части 40640 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу Голикова ФИО13 задолженность по заработной плате за апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года в размере 170 351 (сто семьдесят тысяч триста пятьдесят один) рубль 05 копеек.

В удовлетворении требований Голикова ФИО12 к войсковой части 40640, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании задолженности по заработной плате в размере 1 037 рублей 41 копейка, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

А.В. Зайнулин

В окончательной форме решение принято 19.01.2021

2-338/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Голиков Андрей Владимирович
Ответчики
Войсковая часть 40640
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота"
Другие
Министерство Обороны РФ
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Судья
Зайнулин А.В.
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
17.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2020Судебное заседание
11.01.2021Производство по делу возобновлено
12.01.2021Судебное заседание
19.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее