Решение по делу № 2а-77/2018 от 04.12.2017

Дело N 2а-77/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2018 года г. Зеленогорск

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи С.В. Доронина, при секретаре Федоровой О.Г.,

при участии представителя административного ответчика главного специалиста-юрисконсульта юридического отдела Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Сизовой А.А., действующей на основании доверенности № 20 от 30.11.2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Савченко Николая Михайловича к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконным отказа в переводе нежилого здания в жилое,

УСТАНОВИЛ:

Савченко Н.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать незаконным отказ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в переводе нежилого здания, расположенного по адресу Красноярский край г. Зеленогорск ул. Партизанская д. 5, в жилое здание, выраженное в ответе № 1-11/3123 от 10.10.2017 г.

В обоснование требований Савченко Н.М. указал, что 21.03.2016 года он получил свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества: здание магазина, назначение нежилое, площадью 94,5 кв.м., количество этажей - 1, по адресу: Красноярский край г. Зеленогорск ул. Партизанская дом 5. Основанием для регистрации явились разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 9.02.2016 года № 24-RU243160000-005-2016 и договор аренды земельного участка от 30.04.2015 г.

Здание находится на земельном участке, на который по решению суда был изменен вид разрешенного использования. Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорск № 2332-Р от 06.10.2017 года на земельный участок с кадастровым номером 24:59:0407001:3 был изменен вид разрешенного использования «для размещения объектов торговли» на вид «для индивидуального жилищного строительства». В связи с решением Зеленогорского городского суда, признавшим незаконным отказ администрации в изменении вида разрешенного использования земельного участка, истец 11.09.2017 года обратился в Администрацию ЗАТО г. Зеленогорск с заявлением о переводе указанного нежилого здания в здание жилого дома. Письмом от 10.10.2017 года Савченко Н.М. было отказано в рассмотрении перевода нежилого здания в жилое. Основанием отказа явилось отсутствие по мнению Администрации правового регулирования перевода зданий из нежилых в жилые. Истцу было рекомендовано обратиться в суд с заявлением об установлении факта о пригодности здания для постоянного проживания.

Однако, Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25.01.2017 года было установлено, что такой порядок защиты права является неправильным. Надлежит обжаловать в суд действия администрации в соответствии со ст.24 ЖК РФ.

Савченко Н.М. сделал проектную документацию для переустройства нежилого помещения в жилое и заключение по обследованию переустройства здания магазина в жилое помещение. Согласно заключению перепланировка и переустройство нежилого помещения в жилое соответствует техническим требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 24 ЖК РФ решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. В ч.1 ст.24 ЖК РФ нет такого основания как отсутствие правового регулирования перевода нежилого здания магазина в жилой дом. Никаких других оснований отказа не приведено.

В судебное заседание административный истец Савченко Н.М. и его представитель адвокат Шумков В.А. поддержали заявленные требования, пояснив, что административному ответчику были представлены все необходимые документы в обоснование заявленных требований. Кроме того обстоятельства, необходимые для рассмотрения заявленных требований, были изучены при вынесении судебных решений как в отношении земельного участка, так и по вопросу пригодности здания для постоянного проживания.

Представитель административного ответчика Сизова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» зданием является результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Согласно пункту 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещением является часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а именно статьями 22, 23, 24, регулируется перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Административный истец обратился в Администрацию ЗАТО

г. Зеленогорска с заявлением о переводе нежилого здания магазина в здание жилого дома. Однако, законодательством не регулируется перевод нежилого здания в жилой дом. Следовательно, нормы главы 3 ЖК РФ в данном случае неприменимы.

Заслушав объяснения административного истца Савченко Н.М и его представителя адвоката Шумкова В.А., представителя административного ответчика Сизову А.А., исследовав материалы настоящего административного дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства /далее - КАС РФ/, поскольку настоящие отношения возникли из публичных правоотношений, связаны с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных полномочий.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с ч. 8, ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

В силу положений ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 4 указанной статьи перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение предусмотрен статьей 23 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 названной статьи предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно положениям п. 3 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.

Из материалов дела следует, что Савченко Н.М. является собственником здания магазина, назначением: нежилое здание, площадью 94.5 кв.м., количество этажей: 1, адрес объекта: Российская Федерация, Красноярский край, г. Зеленогорск, улица Партизанская, дом 5, кадастровый номер 24:59:0000000:1401, о чем выдано Свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2016 г. (24-24/013-24/013/001/2016-1174/1).

Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 2331-р от 06.10.2017 г. на основании решения Зеленогорского городского суда от 14.06.2017 г. вид разрешенного использования земельного участка кадастровый номе 24:59:0407001:3, на котором расположено указанное выше здание магазина, «для размещения объектов торговли» изменен на вид «для индивидуального жилищного строительства».

11.09.2017 г. Савченко Н.М. обратился в Администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о переводе нежилого здания магазина по ул. Партизанская д. 5 г. Зеленогорска в здание жилого дома.

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденным Постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 190-п от 30.06.2016 г., определено, что прием и регистрация запроса осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (п. 2.4.2.). Основания для отказа в приеме запроса не установлены (п. 2.7). Отказ в предоставлении муниципальной услуги допускается в случаях, установленных ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, и указанный перечень является исчерпывающим (п. 2.8.). По результатам рассмотрения поступившего запроса выносится распоряжение Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о переводе либо об отказе в переводе (п. 3.3.4). Решение об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и или нежилого помещения в жилое помещение должно содержать основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ. Приложением к распоряжению об отказе в переводе является уведомление об отказе в переводе (п. 3.3.4.1.). Уведомление оформляется по форме, установленной Постановлением Правительства РФ № 502 от 10.08.2005 г.

Как установлено судом, на заявление Савченко Н.М. от 11.09.2017 г. административный ответчик, вопреки требованию п. 3.3.4 Административного регламента без надлежащего оформления соответствующего распоряжения, в своем ответе № 1-11/3123 от 10.10.2017 г. в переводе здания магазина в жилой дом отказал, указав, что перевод нежилого здания в жилой дом не урегулирован действующим законодательством, поэтому не может быть рассмотрен как в порядке признания пригодным для проживания межведомственной комиссией, так и в порядке перевода нежилого помещения в жилое помещение. Для признания здания магазина жилым домом Савченко Н.М. необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта пригодности здания для постоянного проживания. Ссылок на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, указанный ответ не содержит.

При этом, административный ответчик игнорировал выводы Судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда в апелляционном определении от 25.01.2017 г. (дело № 33-772/2017 А182г), которым решение Зеленогорского городского суда от 18.11.2016 г. об установлении факта пригодности здания магазина по ул. Партизанская д. 5 г. Зеленогорска для постоянного проживания отменено, и указано на регулирование указанных правоотношений нормами ст. 24 ЖК РФ.

Представитель административного ответчика Сизова А.А. в судебном заседании пояснила, что нормами ст. 24 ЖК РФ предусмотрена возможность перевода жилых в нежилые и нежилых в жилые помещений, но не зданий (термина «здание» нормы указанной статьи не содержат), в связи с чем не могут применяться при разрешении вопроса о переводе нежилого здания в жилой дом. Кроме того, изменение целевого назначения здания возможно исключительно в порядке реконструкции здания, т.е. в порядке градостроительных норм.

При этом, вопреки требованию ст. 62 КАС РФ, представитель административного ответчика Сизова А.А. не смогла привести правовые основания в подтверждение своей позиции. Также представитель административного ответчика доказательства наличия оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 24 ЖК РФ для отказа в предоставлении муниципальной услуги, суду не представила.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. А согласно ч. 1 ст. 16 ЖК РФ жилой дом относится к жилым помещениям.

Таким образом, с учетом установленной ст. 16 ЖК РФ терминологии номами ст. 24 ЖК РФ регулируется и перевод жилого дома в нежилое здание и наоборот.

Судом установлено, что отказ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в переводе нежилого здания, расположенного по адресу Красноярский край г. Зеленогорск ул. Партизанская д. 5, в жилое здание, выраженный в ответе № 1-11/3123 от 10.10.2017 г., как по форме, так и по содержанию является незаконным.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку отказ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в переводе нежилого здания, расположенного по адресу Красноярский край г. Зеленогорск ул. Партизанская д. 5, в жилое здание, выраженный в ответе № 1-11/3123 от 10.10.2017 г. нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, и не соответствуют нормативным правовым актам, то административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Савченко Николая Михайловича к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании незаконным отказа в переводе нежилого здания в жилое удовлетворить.

    Признать незаконным отказ Администрации ЗАТО г. Зеленогорска в переводе нежилого здания, расположенного по адресу Красноярский край г. Зеленогорск ул. Партизанская д. 5, в жилое здание, выраженное в ответе № 1-11/3123 от 10.10.2017 г.

Обязать Администрацию ЗАТО г. Зеленогорск в течение не позднее 45 календарных дней принять решение о переводе здания, расположенного по адресу Красноярский край г. Зеленогорск ул. Партизанская д. 5, на земельном участке с кадастровым номером 24:59:0407001:3, в жилое здание, в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденным Постановлением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 190-п от 30.06.2016 г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Зеленогорский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 29.01.2018 г.

Федеральный судья С.В. Доронин

2а-77/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Савченко Николай Михайлович
Ответчики
Администрация ЗАТО г. Зеленогорск
Суд
Зеленогорский городской суд Красноярского края
Судья
Доронин С.В.
Дело на странице суда
zelen.krk.sudrf.ru
11.05.2020Регистрация административного искового заявления
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
25.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее