В суде первой инстанции дело № 2-295/2020
Дело № 33-5481/2020 г. Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Хохловой Е.Ю.
судей Мещеряковой А.П., Моргунова Ю.В.
при секретаре Шадрине Б.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 сентября 2020 года дело по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края к Сусликову С. М. о понуждении к освобождению самовольно занятого участка лесного фонда по апелляционной жалобе ответчика решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 18 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Хохловой Е.Ю., объяснения Сусликова С.М. и представителей истца Лихачевой Л.В. и Таранова М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Управление лесами Правительства Хабаровского края обратилось в суд с иском к Сусликову С.М. о понуждении к освобождению самовольно занятого участка лесного фонда, просило обязать Сусликова С.М. освободить самовольно занятый лесной участок, площадью 58,64 кв.м., расположенный в квартале № 56 в границах выделов 15 и 31 Бичевского часть 2 (бывшее Кафэнское) участкового лесничества Хорского лесничества, в месте слияния р. Гвасюгинки и р. Хор от самовольно возведенных построек в виде 4 некапитальных деревянных строений: зимовья, недостроенного зимовья, дровяника, туалета. Свои требования мотивировало тем, что названные строения возведены без разрешительных документов на использование данного участка, за самовольное занятие указанного лесного участка Сусликов С.М. привлечен к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ, добровольно освобождать участок Сусликов С.М. не желает.
Определением суда от 29.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСОМН «УДЭ».
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 18.06.2020 иск Управления лесами Правительства Хабаровского края удовлетворен, на Сусликова С.М. возложена обязанность в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу освободить самовольно занятый лесной участок, площадью 58,64 кв.м., расположенный в квартале № 56 в границах выделов 15 и 31 Бичевского часть 2 (бывшее Кафэнское) участкового лесничества Хорского лесничества, в месте слияния р. Гвасюгинки и р. Хор от самовольно возведенных построек в виде четырех некапитальных деревянных строений: зимовья, недостроенного зимовья, дровяника, туалета.
Управлению лесами Правительства Хабаровского края в случае неисполнения ответчиком решения суда в течение установленного срока предоставлено право совершить действия по сносу самовольных построек с взысканием с ответчика необходимых расходов.
С Сусликова С.М. в доход бюджета муниципального района имени Лазо Хабаровского края взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе Сусликов С.М. просит решение суда отменить, указывая, что он является представителем коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации, в связи с чем обладает особыми правами при ведении традиционного образа жизни и осуществления традиционной деятельности, он не строил указанные постройки, а произвел ремонт ранее имевшихся построек, которые перешли ему по наследству от Кялундзюга, они находятся на территории традиционного природопользования и предназначены для ведения традиционной хозяйственной деятельности.
В письменных возражениях истец выражает согласие с решением суда, просит оставить без удовлетворения апелляционную жалобу ответчика, ссылаясь на то, что ответчик заблуждается в указанных им доводах, границы территорий традиционного природопользования закреплены за КМНС постановлением главы края от 25.06.1992 № 291 и квартал 56, где возвел постройки ответчик, в него не включен.
Изучив материалы дела, заслушав ответчика, поддержавшего доводы жалобы, представителей истца, просивших отказать в удовлетворении жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик является представителем коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации.
Территория, на которой ответчик проживает, – район имени Лазо Хабаровского края распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р включена в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
По договору от 06.10.2018, заключенному между территориально-соседской общиной малочисленных народов «УДЭ» и Сусликовым С.М., община передала ответчику в пользование земельный участок в бассейне р. Хор, устье протоки Гвасюги площадью 1,5 тыс.га.
Руководствуясь данным договором, ответчик построил зимовье, дровяник, туалет, а также начал строительство второго зимовья.
По заявлению жителей с. Гвасюги истцом проведена проверка, в ходе которой установлено, что строительство указанных объектов осуществлено ответчиком на участке лесного фонда, который не был передан ТСОМН «УДЭ» и не включен в состав территорий, традиционного природопользования КМНС.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15.02.2019, оставленным без изменения решением суда от 29.04.2019, Сусликов С.М. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ (самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для возведения построек (строительства) без специальных разрешений на использование указанных участков).
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 7, 8, 36, 48, 71 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 60, 62, 76 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Законом Хабаровского края от 30.06.2004 № 202, постановлением главы администрации Хабаровского края от 25.06.1992 № 291, и дав оценку доводам сторон и представленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда как постановленными на основании исследованных доказательств при правильном применении норм материального права.
Конкретизируя ст. 69 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определил, что коренными малочисленными народами Российской Федерации признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (абз. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).
Под традиционным образом жизни малочисленных народов понимается исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований, а под исконной средой обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни (п.п. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).
Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ) как нормативный правовой акт общего действия, регулируя отношения, возникающие в связи с осуществлением видов деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, закрепил в числе принципов данного регулирования учет интересов населения, для которого охота является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и предусмотрел охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного вида охоты (п. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 4 и п. 7 ч. 1 ст. 12).
Право на охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности предоставлено лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ).
Данный вид охоты осуществляется свободно в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления и определяемом с учетом лимитов использования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, т.е. не требует получения каких-либо разрешений (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ, п. 2 ст. 333.2 НК РФ и п. 11 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.11.2010 № 512).
Согласно ст. 36 ЛК РФ использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений с предоставлением или без предоставления лесных участков (ч. 1).
Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или создание объектов охотничьей инфраструктуры (ч.2).
Для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса (ч. 3).
На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры, являющихся некапитальными строениями, сооружениями, в том числе ограждений (ч. 4).
Правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесных участков устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
Организация охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охоты, осуществляемой лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования предусмотрена Перечнем случаев использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков, утвержденных приказом Минприроды России от 12.12.2017 № 661.
Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (п. «в» ст. 71), а защита прав и свобод человека и гражданина, вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п.п. «б», «в», «д», «м» ч. 1 ст. 72). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 76).
Постановлением Главы администрации Хабаровского края от 25.06.1992 № 291 (в ред. от 30.09.2016) «О территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края» в целях ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации образована территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края площадью 46,42 тыс. гектаров в следующих границах: кварталы №№ 17, 19 - 21, 29 - 36, 41 - 47, 59, 60, 63 - 77, 88 - 98, 111 - 116, 130 - 134, 150 - 158, 179 Бичевского (урочище-2, бывшего Кафэнского) участкового лесничества Хорского лесничества.
Данное постановление в установленном порядке не оспорено, не признано недействующим.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет (ч.1).
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (ч. 2).
Охотхозяйственное соглашение включает в себя следующие условия:
1) сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья, о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду земельных участках и лесных участках;
2) сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах;
3) требования к размещению минимального количества и максимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья;
5) срок действия охотхозяйственного соглашения;
6) обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство;
7) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки;
8) обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, право на добычу охотничьих ресурсов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения;
10) иные предусмотренные федеральными законами условия.
18.09.2013 между территориально-соседской общиной малочисленных народов «УДЭ» с. Гвасюги (охотопользователь) и министерством природных ресурсов Хабаровского края заключено охотохозяйственное соглашение сроком по 17.09.2062 с описанием местоположения, границ и площади охотничьего угодий и расположенных в его границах и предоставляемых в аренду лесных участков.
Лесной участок, на котором ответчик возвел постройки в границы охотничьих угодий, предоставленных ТСОМН «УДЭ», и территории традиционного природопользования КМНС, определенных постановлением Главы администрации Хабаровского края от 25.06.1992 № 291, не входит.
В настоящем деле истец не оспаривает право ответчика пользоваться спорной территорией для ведения традиционной хозяйственной деятельности, включая охоту, иск заявлен относительно построек, возведенных ответчиком на лесном участке, не предоставленном ответчику в пользование.
Доводы ответчика о том, что район имени Лазо распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р включен в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в связи с чем он вправе для ведения традиционной хозяйственной деятельности - охоты строить зимовье в лесном массиве района имени Лазо, основаны на неверном толковании норм материального права, такое толкование позволило бы возводить постройки без соответствующих разрешений и в иных муниципальных образования, включенных в данный Перечень, в том числе в городских округах.
Доводы заявителя жалобы о том, что он не строил, а произвел ремонт ранее имевшихся построек, которые перешли ему по наследству от Кялундзюга, не нашли подтверждение при рассмотрении дела.
В целом, доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и по существу сводятся лишь к несогласию с ними.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется.
Ввиду изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 18 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сусликова С. М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: