судья Жукова С.С. УИД 50RS0<данные изъяты>-26
дело <данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> 4 октября 2023 г.
<данные изъяты>
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурцевой Л.Н.,
судей Колчиной М.В. и Мирошкина В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Дужановйо Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску Королева И. В., Гуселетовой Т. П., БарА. А. П., Кушлевич О. АнатО., Поликарповой Т. В., Курылева Д. А., Сычуговой Е. В., Якубенко Е. Ю. к НП «Сиеста» о признании решений правления недействительным,
по апелляционной жалобе НП «Сиеста» на решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Колчиной М.В.,
объяснения представителя ответчика Дубовика А.Н.,
установила:
истцы обратились в суд с иском к НП «Сиеста» о признании решений правления НП «Сиеста» от <данные изъяты>, оформленных протоколом № П068-2022, недействительными.
В обоснование иска указано, что истцы являются членами НП «Сиеста» и собственниками недвижимого имущества, расположенного на территории партнерства, а также индивидуальными собственниками, ведущими хозяйства без членства в НП «Сиеста». <данные изъяты> правлением НП «Сиеста» было проведено заседание, на котором приняты оформленные Протоколом № П068-2022 следующие решения: об утверждении сметы поступлений и расходования членских взносов на 2023 год; об установлении с <данные изъяты> ежемесячного взноса с одной сотки земли, находящейся во владении собственника НП, в размере 711 руб. 45 коп. Истцы полагают, что данные решения подлежат отмене, поскольку они приняты с нарушением действующего законодательства неуполномоченными на то лицами, в связи с чем, просили о признании недействительными решений правления НП «Сиеста» от <данные изъяты>, оформленные протоколом № П068-2022.
Решением Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, НП «Сиеста» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель НП «Сиеста» доводы жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцы являются членами НП «Сиеста» и собственниками недвижимого имущества, расположенного на территории партнерства, а также индивидуальными собственниками, ведущими хозяйства без членства в НП «Сиеста».
Пунктом 7.9 Устава НП «Сиеста», утвержденного протоколом <данные изъяты> общего собрания учредителей от <данные изъяты>, изменения утверждены общим собранием членов партнёрства протоколом <данные изъяты> от <данные изъяты>, определено, что размер и порядок внесения целевых и членских взносов устанавливается решением Правления Партнерства.
Правление Партнёрства является коллегиальным исполнительным органом Партнерства, осуществляющее текущее руководство деятельностью Партнёрства и подотчетное Общему собранию членов Партнерства (пункт 8.3.1 Устава), к компетенции которого относится, в том числе составление приходно-расходных смет и отчетов Партнерства (пункт 8.3.8 Устава).
Решением Правления Партнерства, оформленного протоколом № П068-2022 от <данные изъяты> утверждена смета поступлений и расходования членских взносов на 2023 год, установлен с <данные изъяты> ежемесячный взнос с одной сотки земли, находящейся во владении собственника НП, в размере 711 рублей 45 копеек.
Данное решение принято на заседании Правления в составе председателя правления Поздняковой О.М., Данилова Е.В., Поздняковой Е.В., Кузнецова А.В., Гуздюка И.Ю.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался статьями 3, 4 Федерального закона от <данные изъяты> N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", статьями 10, 123, 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что Устав НП «Сиеста» был принят в 2013 году, т.е. до внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, в то время как согласно п. 8.2.1 Устава высшим органом управления Партнерством является общее собрание членов Партнерства, таким образом, установление размера и порядка уплаты членских и целевых взносов относится к исключительной компетенции общего собрания НП «Сиеста», а положения п. 8.3.8 Устава в части наделения Правления Партнерства указанными полномочиями противоречат нормам действующего законодательства. На основании положений статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решения Правления Партнерства от <данные изъяты> об утверждении сметы поступлений и расходования членских взносов на 2023 год, повышении членских взносов (ежемесячных взносов) с <данные изъяты>, содержащиеся в протоколе № П068-2022 заседания Правления являются недействительными в силу их ничтожности, поскольку приняты по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания партнерства, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о неверном применении судом Федерального закона от <данные изъяты> N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", судебной коллегией отклоняются, поскольку до внесения изменений в учредительные документы партнерства, они сохраняют свое действие в части, не противоречащей вышеуказанному закону. В связи с чем независимо от внесения изменений в устав партнерства вопрос о порядке определения размера членских взносов относится к компетенции общего собрания.
Не может судебная коллегия согласиться и с доводами апелляционной жалобы в той части, что к компетенции общего собрания относится именно вопрос о порядке определения членских взносов, но не об их размере.
Пунктом 1 ст. 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.
Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определяются Федеральным законом от <данные изъяты> N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях). Данный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 1).
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (статья 2 Закона о некоммерческих организациях).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о некоммерческих организациях юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей вправе создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами некоммерческих организаций являются устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (статья 28 Закона о некоммерческих организациях).
В соответствии со статьей 29 Закона о некоммерческих организациях высшими органами управления ассоциации (союза) являются общее собрание членов.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, следует признать ошибочным довод ответчика в той части, что определение размера членского взноса не относится к компетенции общего собрания.
Как указано выше членские взносы направляются, в том числе, на содержание общего имущества партнерства, сметы расходов утверждаются также решением общего собрания.
В связи с чем именно к компетенции общего собрания, то есть с учетом мнения собственников земельных участков в партнерстве, относится вопрос не только о порядке определения членского взноса (например, исходя из площади земельного участка), но и размере платы, из которой определяется размер членского взноса. В противном случае, участники сообщества лишены возможности высказывать свои мнения и влиять на решение вопросов о размере взносов, что напрямую нарушает их права и противоречит общим принципам, для соблюдения которых участники объединяются в сообщество.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального права, влекущих отмену или изменение решения суда, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию ответчика, заявленную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия,
руководствуясь статьями 193, 199 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Домодедовского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу НП «Сиеста» без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи