ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 3а-81/2020г.
19 февраля 2020 г. г. Махачкала
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием представителя административного истца Б.А.Д. адвоката М.Ф.М.,
представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности К.Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Галимове А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.А.Д. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Б.А.Д. в лице представителя по доверенности адвоката М.Ф.М. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 26 000 кв.м., расположенного по адресу <адрес>), и установлении его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере <.> руб.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что установленная в отношении принадлежащего Б.А.Д. земельного участка и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение размера уплачиваемого им земельного налога. Ссылаясь на то, что очередная государственная кадастровая оценка земельных участков в Республике Дагестан не проводилась, просил восстановить пропущенный срок на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Представитель Б.А.Д. адвокат М.Ф.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, восстановив срок на обращение в суд с административным иском и установив кадастровую стоимость земельного участка в размере <.> руб., т.е. в размере, определенном представленным в суд отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан К.Ю.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, полагая, что пропущенный срок на обращение в суд с административным иском восстановлению не подлежит в связи с внесением в единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам очередной государственной кадастровой оценки.
Административный истец Б.А.Д., представители административного ответчика Управления Росреестра по Республике Дагестан и привлеченных к участию в административном деле заинтересованных лиц – администрации сельского поселения «село Сабнова» Дербентского района и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Как следует из материалов дела, административному истцу Б.А.Д. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 26 000 кв.м., расположенный по адресу Республика Дагестан<адрес> относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «под строительство станции технического обслуживания».
Согласно представленной в суд выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости в отношении принадлежащего Б.А.Д. земельного участка с кадастровым номером № была установлена кадастровая стоимость в размере <.> руб.
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13 «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан», которым утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, относящихся к группе «земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания», расположенных в сел. <адрес> Республики Дагестан в размере <.> руб. за 1 кв.м. (приложение № 2).
Полагая установленную и внесенную в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Б.А.Д. обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Дагестан, после отказа в приеме которого обратился в суд с настоящим административным иском.
Являясь в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, Б.А.Д. обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости принадлежащего Б.А.Д. земельного участка внесены в единый государственный реестр недвижимости 21 февраля 2013 года.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Республики Дагестан утверждены приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 года.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы.
В этой связи, учитывая, что Б.А.Д. обратился в суд с административным иском до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки и внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений об утвержденной этим актом новой кадастровой стоимости, а также учитывая право административного истца на пересчет суммы налоговой базы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка на момент подачи административного иска, рассмотрения дела и вынесения решения затрагивает права и законные интересы Б.А.Д., что дает суду основания для восстановления пропущенного административным истцом срока на обращение в суд с административным иском.
Доводы представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан о невозможности восстановления Б.А.Д. пропущенного срока на обращение в суд с административным иском в связи с внесением в единый государственный реестр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам очередной государственной кадастровой оценки, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать, противоречат вышеуказанным положениям закона и его разъяснениям, и основаны на неправильном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3июля2016года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 вышеназванного Федерального закона его положения не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня его вступления в силу. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статья 24.18. указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Согласно материалам административного дела принадлежащий Б.А.Д. земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 17 марта 2006 года.
Учитывая, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 года № 13, был составлен по состоянию на 1 декабря 2012 года, датой определения кадастровой стоимости принадлежащего Б.А.Д. земельного участка является дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, т.е. 1 декабря 2012 года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом представлен в суд отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка № 254/19 от 28 октября 2019 года, выполненный оценщиком ООО «ИМА-КОМ» А.М.Г., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 декабря 2012 года составляла <.> руб.
Оценивая указанный отчет по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем, признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 года, т.е. на дату установления его кадастровой стоимости.
Установленная оценщиком методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в отчете расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчете приведена информация по всем основным ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик правомерно использовал сравнительный подход, при этом отказ от доходного и затратного подхода в заключении обоснован и сомнений не вызывает. Изложенная в отчете последовательность определения стоимости объекта оценки понятна, а приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объекту оценки и определяемому виду стоимости (рыночной). В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 19, 20, 22 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя (административного истца), достоверности отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
Между тем, каких-либо доказательств, опровергающих выводы представленного в суд отчета административными ответчиками в суд не представлено.
Доводы представителя Правительства Республики Дагестан в судебном заседании о сомнительности выводов отчета в связи с тем, что оценщик не произвел анализ рынка земельных участков и не обосновал подбор объектов-аналогов, которые, по его мнению, не могли использоваться в процессе оценки, суд считает необоснованными.
При этом суд учитывает, что использованные оценщиком объекты-аналоги относятся к тому же сегменту рынка (рынку земельных участков коммерческого назначения) и расположены в том же районе (вдоль федеральной трассы «Кавказ» в Дербентском районе и в г. Дербенте), что и оцениваемый земельный участок, что свидетельствует об обоснованности использования данных объектов-аналогов в процессе определения рыночной стоимости. Кроме того, сведений о наличии на рынке на дату оценки других земельных участков, которые могли бы быть использованы оценщиком в процессе оценки и подтверждающие это обстоятельство доказательства представителем Правительства Республики Дагестан в суд не представлено.
Фактически доводы представителя Правительства Республики Дагестан сводились к несогласию с выводами представленного в суд отчета, в связи с чем определением суда от 19 февраля 2019 г. в удовлетворении заявленного им ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка на дату оценки судом было отказано, поскольку само по себе несогласие с выводами отчета самостоятельным основанием для назначения экспертизы не является, выдвинутые доводы признаны судом необоснованными, тогда как выводы представленного в суд отчета сомнений в их объективности у суда не вызывают.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащего Б.А.Д. земельного участка в размере, установленном представленным в суд отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка № 254/19 от 28 октября 2019 года.
Кроме того, удовлетворяя административное исковое заявление, суд учитывает, что в соответствии с результатами очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Республики Дагестан, утвержденными приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500, вступившим в силу с 1 января 2020 года, в отношении принадлежащего Б.А.Д. земельного участка с кадастровым номером № новая кадастровая стоимость установлена в размере <.> руб., (приложение № 3, строка 554840, http://pravo.e-dag.ru/document/05032004940/;, https://yadi.sk/i/_nB_BwWSIk9vnA), что, по мнению суда, также свидетельствует о необоснованности ранее установленной и оспариваемой административным истцом кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
Как установлено судом в ходе рассмотрения административного дела и подтверждается представленной по запросу суда актуальной выпиской из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка в размере <.> руб. внесены в единый государственный реестр недвижимости 30 января 2020 года.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В этой связи, учитывая, что приказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. № 500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан» вступил в силу с 1 января 2020 года, установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению на период с начала ее использования в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целей до 1 января 2020 года, т.е. до даты, с которой подлежит применению в предусмотренных законом целях новая кадастровая стоимость земельного участка.
Датой подачи Б.А.Д. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка является 21 ноября 2019 года, т.е. дата его обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Дагестан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление Б.А.Д. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 26000 кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, <адрес>), равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 года в размере <.>) рубля.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению на период до 1 января 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать 21 ноября 2019 года.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Дагестан.
В окончательной форме решение суда принято 28 февраля 2020 года.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов