Решение по делу № 33а-4724/2020 от 21.09.2020

Судья Румянцева И.М.          Дело № 33а-4724/2020

(№ 2а-715/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Соболева В.М.,

судей Попова В.В., Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 сентября 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе Судомойкиной Зинаиды Валентиновны на решение Интинского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года по делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республики Коми к Судомойкиной Зинаиде Валентиновне о взыскании задолженности по налогам и пени,

Заслушав доклад судьи Санжаровской Н.Ю., судебная коллегия по административным делам

установила:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Судомойкиной З.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 4356 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 в размере 60 рублей 37 копеек, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 218 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 в размере 3 рубля 02 копейки, судебных расходов в размере 96 рублей 90 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что Судомойкина З.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного налога, поскольку за ней зарегистрированы объект недвижимого имущества (квартира) и транспортное средство. В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление об уплате указанных налогов за 2018 год в срок до 02 декабря 2019 года. В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок, ответчику были начислены пени и выставлено требование № 3323 от 07.02.2020 о погашении задолженности по налогам и пени в срок до 01.04.2020, которое ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим иском.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми и Судомойкиной З.В., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Решением Интинского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года взыскано с Судомойкиной З.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Республики Коми задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 4356 руб., пени по транспортному налогу в сумме 60,37 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 218 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 03 рубля 02 копейки, судебные расходы в размере 96 рублей 90 копеек по следующим реквизитам: счет № 40101810000000010004 БИК: 048702001 Отделение - НБ Республика Коми, Управление Федерального казначейства по Республике Коми, ИНН получателя 1105002864, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми, КПП 110501001, ОКМТО 87715000, КБК транспортного налога 18210604012021000110, КБК пени по транспортному налогу 18210604012022100110, КБК налога на имущество 18210601020041000110, КБК пени налога на имущество 18210601020042100110, КБК судебных расходов 18211302991016000130; взыскана с Судомойкиной З.В. государственная пошлина в доход бюджета Российской Федерации в размере 400 рублей.

В апелляционной жалобе Судомойкина З.В. просит об отмене состоявшегося по делу решения суда в связи с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывает на недоказанность факта направления налоговым органом в ее адрес налогового уведомления и требования об уплате налогов, в связи с чем считает, что обязанность по уплате налогов у нее отсутствует.

В письменных возражениях представитель Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая, что решение суда вынесено с соблюдением требований норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а жалоба Судомойкиной З.В. - без удовлетворения.

Лица, участвующие в административном деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии с положениями статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрении дела.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах, которое на федеральном уровне состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (статьи 1 и 2).

В частности, Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

Нормами статьи 57 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно части 2 статьи 44, статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу абзаца 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу частей 1, 2 статьи 52, части 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Вместе с тем, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении транспортных средств, исчисляется налоговыми органами.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 363 приведенного выше кодекса установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Частью 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ установлено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.Исчисленный размер налога доводится до налогоплательщика посредством направления налогового уведомления.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки статьей 75 Налогового кодекса РФ предусмотрена уплата пени.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2018 году Судомойкина З.В. являлась собственником транспортного средства – легкового автомобиля ХХХХ, государственный регистрационный знак <Номер обезличен>, модель <Номер обезличен>, VIN <Номер обезличен>, <Дата обезличена> года выпуска, и квартиры, расположенной по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. <Адрес обезличен> с кадастровым/условным номерами <Номер обезличен>.

07 августа 2019 года Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми в адрес Судомойкиной З.В. посредством почтовой связи направлено налоговое уведомление № 48522843 от 25.07.2019 об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 4 356 рублей, налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 218 рублей.

В связи с неуплатой Судомойкиной З.В. налогов в установленный законом срок, 18 февраля 2020 года налоговым органом в адрес административного ответчика почтовой связью направлено требование № 3323 по состоянию на 07.02.2019 об уплате в срок до 01 апреля 2019 года недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 356 рублей и пени за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 в размере 60 рублей 37 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 218 рублей, пени за период с 03.12.2019 по 06.02.2020 в размере 03 рубля 02 копейки.

Поскольку в срок, установленный в требовании, налоги и пени административным ответчиком не были уплачены, Межрайонная ИФНС № 2 по Республике Коми обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Судомойкиной З.В. суммы недоимки по налогу и пени.

18 мая 2020 года мировым судьей Западного судебного участка г. Инты Республики Коми выдан судебный приказ о взыскании с Судомойкиной З.В. недоимки по указанным выше налогам и пени.

Определением мирового судьи Западного судебного участка г. Инты Республики Коми от 28 мая 2020 года вынесенный судебный приказ по заявлению должника отменен.

02 июля 2020 года Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми обратилась в Интинский городской суд Республики Коми с исковым заявлением к Судомойкиной З.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.

Руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив вышеуказанные фактические обстоятельства, с учетом отсутствия доказательств добровольной уплаты задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2018 год и пени, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Инициируя пересмотр судебного акт, административный ответчик указывает на отсутствие обязанности по уплате налогов и пени ввиду неполучения налогового уведомления и требования.

Согласно пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми, при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Как следует из материалов дела, налоговое уведомление № 48522843 от 25.07.2019, направлено налоговым органом в адрес Судомойкиной З.В. 07.08.2019 заказной почтовой корреспонденцией, что подтверждается списком заказных почтовых отправлений № 782276 от 07.08.2019 (л.д. 14). Налоговое требование № 3323 от 07.02.2020 направлено заказной почтовой корреспонденцией 18.02.2020, о чем свидетельствует список заказных почтовых отправлений № 912474 от 18.02.2020 (л.д. 17).

Таким образом, Межрайонной ИФНС № 2 по Республики Коми надлежащим образом исполнена обязанность по направлению налогового уведомления и требования в адрес налогоплательщика, и в силу положений вышеуказанных норм данные документы считаются полученными последней.

При таких обстоятельствах, административный ответчик, являясь собственником объекта недвижимого имущества и транспортного средства, отнесенных законом к объектам налогообложения, при проявлении достаточной степени заботливости и осмотрительности должна была предпринять необходимые меры к исполнению возложенной на нее Конституцией Российской Федерации обязанности.

Между тем, эта обязанность Судомойкиной З.В. не исполнена, доказательств оплаты налогов материалы дела не содержат, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС № 2 по Республики Коми.

В соответствии со статьями 103, 106 и 111 Кодекса административного судопроизводства РФ суд правомерно возложил на административного ответчика обязанность по возмещению истцу почтовых расходов, связанных с направлением в ее адрес копии административного искового заявления, подтвержденных представленными в материалы дела доказательствами.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с обжалуемым решением суда, однако выводов суда не опровергают и не сдержат правовых оснований, которые могут повлечь отмену решения суда первой инстанции.

Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и согласуются с указанными выше нормами законодательства о налогах и сборах.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части взыскания государственной пошлины в доход бюджета Российской Федерации не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно абзаца 8 пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от уплаты государственной пошлины, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Исходя из указанных положений закона, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, с учетом удовлетворения требований в доход бюджета муниципального образования городского округа «Инта», в этой связи решение суда в указанной части подлежит изменению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Интинского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года изменить в части взыскания с Судомойкиной З.В. государственной пошлины в доход бюджета Российской Федерации в размере 400 рублей.

Вынести в указанной части по делу новое решение, которым

Взыскать с Судомойкиной Зинаиды Валентиновны государственную пошлину в размере 400 рублей в доход бюджета муниципального образования городского округа «Инта».

В остальной части решение Интинского городского суда Республики Коми от 20 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу Судомойкиной Зинаиды Валентиновны - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия.

Председательствующий –

Судьи –

33а-4724/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Коми
Ответчики
Судомойкина Зинаида Валентиновна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Санжаровская Н.Ю.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2020Передано в экспедицию
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее