Дело № 2-223/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2016 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре М.Б. Тимушевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чисталевой Т.Н. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании действий незаконными, взыскании компенсации расходов по оплате услуг освещения, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Чисталева Т.Н. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района») о признании действий в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления незаконными, возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за пределами норматива потребления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по оплате государственной пошлины в <данные изъяты> рублей, расходов по проезду в судебное заседание в размере <данные изъяты> рублей, почтовых расходов в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование исковых требований указано, что она является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «педагог», предоставляемых ответчиком в виде ежемесячной денежной компенсации. Ответчик предоставляет ей меры социальной поддержки по оплате освещения, исходя из норматива потребления электрической энергии. Указанные действия ответчик обуславливает отсутствием в ее жилом помещении отдельного прибора учета электрической энергии, по которому не учитывается потребление электроэнергии на бытовые приборы и иное электропотребление (отсутствует счетчик на освещение). Исходя из требований федерального законодательства и законодательства Республики Коми, педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) гарантировано права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения Федерального закона «Об образовании» (действующего до 01.09.2013), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступившего в законную силу с 01.09.2013) и Закона Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ) не предполагают какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг. В силу указанных выше положений закона, она имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.
Истец Чисталева Т.Н. в судебном заседании не участвовала, о дате и месте рассмотрения дела была извещена надлежаще. Ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Уточнила исковые требования, в частности, просила взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию расходов по оплате услуг освещения за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года включительно в размере 13 844,82 рублей, согласившись с расчетом ответчика. От исковых требований о признании незаконными действия ответчика в части отказа выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг холодного водоснабжения жилого помещения Чисталева Т.Н. отказалась. Считает, что незаконными действиями ответчика ей причинены нравственные страдания, а именно: обращаясь в суд за защитой своих прав, гарантированных действующим законодательством, она испытывает унижение, чувство раздражения, дискомфорта.
Представитель ответчика в судебном заседании не участвовал, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. Ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В представленных суду возражениях выразил мнение об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии пунктами «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 4 Закона № 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Подпункт 4 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакции Закона Республики Коми от 02.05.2012 № 26-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пункта, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.
Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ внесены изменения в редакцию пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», вступившие в силу с 12.07.2013, согласно которым, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение.
Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ исключена.
Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ возложены на Правительство Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383 внесены дополнения в «Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденные постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, в частности Правила дополнены пунктом 15.1, согласно положениям которого сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется:
1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;
2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.
В судебном заседании установлено, что Чисталева Т.Н. поставлена на учет в ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» как получатель мер социальной поддержки в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Истец получает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории лиц из числа педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» производит истцу начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению.
Чисталева Т.Н. зарегистрирована по месту жительства и проживает с семьей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
Жилое помещение Чисталевой Т.Н. отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано. На этом основании с 01.08.2013 по 31.12.2015 ответчик производил начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 № 62/21 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми», приказом Службы Республики Коми по тарифам от 25.03.2015 № 16/1 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах, а также нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании надворных построек, расположенных на земельном участке, на территории Республики Коми». Согласно сведениям ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» от ДД.ММ.ГГГГ № разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно составила <данные изъяты> рублей. Приведенные расчеты сторонами не оспариваются.
Поскольку гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки были нарушены, действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, не могут быть признаны законными.
Установив, что выплата компенсации истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производилась ответчиком не в полном объеме, суд полагает подлежащими удовлетворению исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
Согласно информации Банка России, применяемая ставка рефинансирования до 01.06.2015 составляла 8,25% годовых. Средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц по Северо-Западному федеральному округу составляла с 01.06.2015 по 14.06.2015 – 11.44%, с 15.06.2015 по 14.07.2015 – 11.37%, с 15.07.2015 по 16.08.2015 – 10,36%, с 17.08.2015 по 14.09.2015 – 10,11%, с 15.09.2015 по 14.10.2015 – 9,55%, с 15.10.2015 по 16.11.2015 – 9,29%, с 17.11.2015 по 14.12.2015 – 9,25%, с 15.12.2015 по 24.01.2015 – 7,08%, с 25.01.2015 по 18.02.2015 – 7,72%, с 19.02.2015 - 8,72%.
Пунктом 16 Постановления Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115 "Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" определено, что компенсация перечисляется центрами в финансово-кредитные учреждения или через организации почтовой связи ежемесячно:
1) до двадцатого числа - в случае поступления в центр сведений от организаций до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
2) до конца месяца - в случае поступления в центр сведений от организаций после 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как видно из договоров № 1 от 01.01.2010 «Об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и № 1 от 13.05.2015 «Об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» ОАО «Коми энергосбытовая компания» ежемесячно в срок до 10-го числа каждого месяца направляет в адрес ответчика информацию о начисленных суммах за жилое помещение и коммунальные услуги.
Таким образом, срок выплаты компенсации – до двадцатого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены меры социальной поддержки, ежемесячно.
С учетом указанных выше ставок размер за пользование чужими денежными средствами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> рублей.
Применительно к доводам истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда суд исходит из следующего.
Исходя из требований пункта 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Общий состав оснований ответственности за причинение морального вреда включает в себя наличие у потерпевшего физических или нравственных страданий; неправомерное действие или бездействие причинителя вреда, умаляющее принадлежащие потерпевшему нематериальные блага или создающие угрозу такого умаления; наличие причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и моральным вредом, вину причинителя вреда.
Законодатель, закрепив в статье 151 ГК РФ общий принцип компенсации морального вреда, не установил ограничений в отношении оснований такой компенсации. При этом согласно пункту 2 статьи 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Принимая во внимание, что незаконными действиями ответчика нарушены материальные блага истца, законодательством, регулирующим спорные правоотношения, не предусмотрено возмещение морального вреда, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда.
Согласно представленным документам истец понес расходы по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд в размере <данные изъяты> рублей, расходы на проезд в размере 360 рублей, почтовые расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; другие признанные судом необходимыми расходы.
Положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района», наделенное полномочиями государственного органа по исполнению публичных обязательств, от уплаты госпошлины освобождено. При этом ответчик не освобожден от возмещения судебных расходов.
На основании статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в соответствии с требованиями подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, расходы на проезд в размере 360 рублей, почтовые расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Частью 1 статьи 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе отказаться от иска.
Истец Чисталева Т.Н. отказалась от исковых требований о признания незаконными действия ответчика в части отказа выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг холодного водоснабжения жилого помещения.
В силу положений статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ, истцу разъяснены и понятны. Отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов. Обстоятельств, которые могут служить основанием для непринятия судом отказа представителя истца от своих требований, судом не установлено. Таким образом, имеются основания для принятия отказа истца от исковых требований о признании незаконными действия ответчика в части отказа выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг холодного водоснабжения жилого помещения и прекращения производства по делу в этой части.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Чисталевой Т.Н. удовлетворить в части.
Признать действия государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения Чисталевой Т.Н., исходя из норматива потребления, незаконными.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения <адрес>» в пользу Чисталевой Т.Н. выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, расходы на проезд в размере <данные изъяты> рублей, почтовые расходы в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей Чисталевой Т.Н. отказать.
Производство по делу в части исковых требований о признании незаконными действия государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» в части отказа выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг холодного водоснабжения жилого помещения прекратить. Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 10 марта 2016 года.