Дело № 2-1129/2021
42RS0001-01-2021-002270-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Логвиновой О.В.,
при секретаре Петерс С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области
25 августа 2021 года
гражданское дело по иску Семенова В.Я. , Семеновой Т.Я. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,
установил:
Истцы Семенов В.Я. , Семенова Т.Я. обратились в суд с иском к ответчику о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты, мотивируя свои требования следующим.
Жилой дом по адресу: <адрес>, был приобретен истцом Семеновым В.Я. по договору от <дата>, в <...> году дом был подарен сыну Семенову С.В. , право собственности зарегистрировано <дата>. Истцы Семенов В.Я. , Семенова Т.Я. фактически проживают в доме с <...> года по настоящее время, другого жилья не имеют.
На основании заключения Сибирского филиала АО ВНИМИ от <дата> дом рекомендован к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированным ОАО «Шахтоуправление Анжерское».
Администрацией Анжеро-Судженского городского округа было отказано истцам во включении в списки граждан, подлежащих переселению, что нарушает их жилищные права.
Истцы просили суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности для проживания в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв. метров на семью, состоящую из 2 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Истец Семенов В.Я. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в своем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебном заседании истец Семенова Т.Я. на требованиях настаивала, доводы, изложенные в заявлении, поддержала, кроме того, пояснила, что они решили подарить дом сыну, чтобы он после их смерти не оформлял наследство. Сын в доме не проживает.
Представитель истцов Базырина Г.Н., действующая на основании заявления, требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала, также пояснила, что истцы фактически проживают в спорном доме с 1969 года. В 2019 году они распорядились своей собственностью в пользу своего сына Семенов С.В. , но продолжают проживать в спорном доме по настоящее время.
Представитель ответчика Килина Е.В., действующая на основании доверенности, требования не признала и пояснила, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, 20, на основании заключения ВНИМИ № от <дата> сносу не подлежит, подработан с малыми деформациями, ветхий, в связи с чем не было оснований доля включения истцов в списки на предоставление социальной выплаты. Заключение СФ АО ВНИМИ, которым установлено, что дом расположен на горном отводе ликвидированного ОАО «Шахтоуправление Анжерское», является ветхим и подлежит сносу, не оспаривает.
Третье лицо Семенов С.В. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал, также пояснил, что в доме проживают его родители с момента приобретения. Поскольку дом не был включен в списки, родители решили подарить ему дом, чтобы после их смерти не вступать в наследство. Договор дарения был формальный. Он в доме не зарегистрирован и не проживает, у него есть другое жилье, на выплату не претендует.
Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ, привлеченного к участию в деле определением Анжеро-Судженского городского суда, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица.
Выслушав истца, представителей сторон, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту - Правила), которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - межбюджетные трансферты).
Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики Российской Федерации предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики Российской Федерации сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.
В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.
Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 № 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.
Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН (л.д.18-19) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <дата> зарегистрирован на праве собственности за Семеновым С.В.
Как следует из договора дарения жилого дома от <дата> (л.д.15-17) жилой дом и земельный участок, расположенный по <адрес>, был передан Семенову С.В. в собственность Семеновым В.Я. , которому указанные объекты недвижимости принадлежали на основании постановления Администрации Анжеро-Судженского городского округа от <дата> «О предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости».
Согласно договору от <дата> Семенов В.Я. приобрел в собственность жилой дом по <адрес> (л.д.14), право собственности было зарегистрировано в БТИ (л.д.21).
Согласно справке МП ЕРКЦ (л.д.20) в доме по <адрес> зарегистрированы Семенов В.Я. с <дата> и его супругу Семенова Т.Я. с <дата>.
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № дом <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское», имеет отметку МПВ – подработанные с малыми деформациями ветхие (л.д.38).
Заключением АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» Сибирский филиал от <дата>, составленным по заявлению истца, установлено, что жилой дом по <адрес> является ветхим, основной причиной ветхого состояния дома являются подземные горные работы ОАО «Шахтоуправление Анжерское», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Жилой дом рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское». Жилой дом не подлежит повторному заселению, после переселения жителей должен быть разобран (л.д. 22-27).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано <дата> для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.
Решением Арбитражного суда ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Как указывает ответчик в своем ответе на обращение истцов (л.д.30) дом по <адрес> расположен на горном отводе ОАО «Шахтоуправление Анжерское», на основании заключения СФ ОАО ВНИМИ от <дата> дом подлежит сносу. Вопрос о включении в список граждан истцы должны решать в судебном порядке.
Согласно сведениям БТИ (л.д.21) и Росреестра истцы, кроме спорного жилого дома по <адрес> принадлежащего по сведениям БТИ на основании договора купли-продажи от <дата>, другого принадлежащего им на праве собственности жилья не имеют.
Разрешая требования истцов оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что удовлетворение заявленных истцами требований возможно при наличии совокупности следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем.
Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец Семенов В.Я. на основании договора купли-продажи от <дата> приобрел в собственность жилой дом по <адрес>, который на основании договора дарения от <дата> подарил своему сыну Семенову С.В. В доме истец Семенов В.Я. постоянно проживает и зарегистрирован с момента приобретения дома, с <...> года. Также с ним постоянно проживает и зарегистрирована с <...> года его супруга Семенова Т.Я.
Истцы не были включены ответчиком в список граждан на переселение и получение социальной выплаты в связи с тем, что заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> № дом по <адрес>, отнесен к категории домов «подработанные с малыми деформациями ветхие». Заключением АО «Научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела Межотраслевой научный центр ВНИМИ» Сибирский филиал от <дата> установлено, что дом подлежит сносу по условию подработки. Данное заключение ответчик не оспаривает.
ОАО «Шахтоуправление Анжерское» <дата> признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, и как установлено судом, истцы на указанную дату фактически проживали в доме.
До настоящего времени спорный жилой дом является единственным жильём для истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у них нет, что не оспаривается ответчиком и подтверждается сведениями БТИ и Росреестра.
Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцам на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования истцов о включении их в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении им социальной выплаты на приобретение другого жилья.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Семенова В.Я. , Семеновой Т.Я. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты удовлетворить.
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа:
- включить Семенова В.Я. , <дата> года рождения, уроженца г. <...>,
Семенову Т.Я. , <дата> года рождения, уроженку <...>,
зарегистрированных по адресу: <адрес>,
в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское»;
- предоставить Семенов В.Я. , Семеновой Т.Я. социальную выплату из расчета 42 кв. метров на семью из 2 человек для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме составлено 01.09.2021.