Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 июля 2021 года г. Усолье-Сибирское Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Медведева П.В., при секретаре Пастуховой Е.Н., с участием прокурора Зайцевой С.С., истца Скачкова Н.А., представителя ответчика Поцелуйко Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0024-01-2021-002271-68 (2-1579/2021) по иску прокурора города Усолье-Сибирское в защиту интересов Скачкова Николая Александровича к администрации города Усолье-Сибирское о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: В обоснование исковых требований прокурором указано, что на основании договора социального найма жилого помещения Скачков Н.А. является нанимателем жилого помещения по адресу: (данные изъяты). Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда 00.00.0000 принято решение о признании жилого дома по ул. (данные изъяты) аварийным и подлежащим сносу на основании технического заключения ООО «Строительно-Техническая Компания». Администрацией города принято постановление от 00.00.0000 № 000 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: (данные изъяты), аварийным и подлежащим сносу». До настоящего времени администрацией г. Усолье-Сибирское Скачкову Н.А. не предоставлено жилое помещение на условиях социального найма, соответствующее установленным Жилищным кодексом РФ требованиям. На территории г. Усолье-Сибирское согласно муниципальной адресной программе города «Переселение граждан, проживающих на территории г. Усолье-Сибирское, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 00.00.0000, в 2020-2025 годах», утвержденной постановлением администрации от 00.00.0000 № 000 расселению подлежит 31 многоквартирный дом. Дом по ул. (данные изъяты) не вошел в программу переселения, так как был признан аварийным после 0000 года. Согласно п. 1.1. постановления администрации от 00.00.0000 № 000 определен срок отселения граждан из дома по ул. (данные изъяты) до 00.00.0000. Указанный срок является чрезмерно длительным, является неразумным, так как состояние жилого дома не позволяет проживать в нем до указанного срока, дом подлежит расселению во избежание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. При проведении проверки жилого дома советником центрального отдела по надзору за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области дано заключение том, что выявленные разрушения дома указывают на аварийное состояние несущих конструктивных элементов не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан. На основании изложенного прокурор города Усолье-Сибирское просит обязать администрацию города Усолье-Сибирское предоставить на основании договора социального найма Скачкову Николаю Александровичу благоустроенное равнозначное занимаемому жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в границах города Усолье-Сибирское, общей площадью не менее 000 кв.м. В судебном заседании прокурор Зайцева С.С. и истец Скачков Н.А. исковые требования поддерживают по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика администрации города Усолье-Сибирское по доверенности Поцелуйко Е.М. (л.д. ), возражает против иска, изложив свои доводы письменно (л.д. ). Третьи лица Скачкова Т.Н., Скачков М.Н. и Скачкова О.Н., привлеченные судом определением от 00.00.0000 (л.д.), в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что Скачков Николай Александрович является нанимателем муниципального жилого помещения по адресу: (данные изъяты), что подтверждается договором социального найма жилого помещения (л.д. ). В качестве членов семьи нанимателя в договоре указаны: Скачкова Т.Н. - дочь, Скачков М.Н. – сын, Скачкова О.Н. - дочь, Крюков И.В. – внук, Крюков М.В. – внук, Скачков С.С. – внук. Согласно поквартирной карточке на регистрационном учете по указанному адресу помимо нанимателя и членов его семьи значится несовершеннолетняя Скачкова Е.А. (л.д.). Как следует из пояснений истца, в квартире он проживает с сыном Скачковым М.Н., дочерью Скачковой О.Н. и внуками Скачковым С.С. и Скачковой Е.А. Дочь Скачкова Т.Н. проживает отдельно со своей семьей, снимают жилье. Заключением № 000 от 00.00.0000 межведомственной комиссии жилой дом по адресу: (данные изъяты) признан аварийным и подлежащим сносу. По заключению ОАО "Проектно-технологический институт" физический износ строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого дома в целом составляет от 81,3%. Состояние строительных конструкций жилого дома оценивается как аварийное. Постановлением администрации города Усолье-Сибирское № 000 от 00.00.0000 дом по ул. (данные изъяты) признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что отселение жильцов из числа нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма осуществить в срок до 00.00.0000. С учетом внесенных в постановление изменений срок отселения граждан из многоквартирного дома установлен до 00.00.0000. (л.д. ). Также установлено, что дом по ул. (данные изъяты) не вошел в действующую муниципальную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории г. Усолье-Сибирское, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 00.00.0000, в 2020-2025 годах», утвержденной постановлением администрации от 00.00.0000 № 000, поскольку признан аварийным после 00.00.0000. Полагая, что Скачков Н.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, прокурор обратился в суд с настоящим иском. В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения). В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает решение. В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. По смыслу положений части 2 статьи 49, части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися. Внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения. Следовательно, наличие одного лишь факта признания жилого дома аварийным не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истцов жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий. Исходя из правовой позиции, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. По смыслу приведенных норм права и разъяснений по их применению жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Возможность же обеспечения лица во внеочередном порядке поставлена в зависимость от наличия угрозы для жизни и здоровья проживающих в аварийном жилом помещении и малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в предоставлении жилого помещения. В этой связи для правильного разрешения настоящего спора подлежит выяснению вопрос, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, их малоимущность и нуждаемость в предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, обстоятельств, свидетельствующих о необходимости незамедлительного решения вопроса о переселении истца в другое жилое помещение в связи с опасностью для жизни и здоровья жильцов с учетом состояния дома, в ходе рассмотрения дела не установлено. По мнению суда, визуальный осмотр конструктивных элементов многоквартирного дома, проведенный советником службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, не может являться достаточным доказательством, свидетельствующим о наличии опасности для жизни и здоровья граждан (л.д. ). Предоставленный суду акт технического освидетельствования строительных конструкций многоквартирного жилого дома по ул. (данные изъяты), выполненный в октябре 0000 года специализированной организацией ООО «СтройТехноКом», таких выводов не содержит. В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В целях реализации указанной конституционной обязанности в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье. Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса). Судом установлено, что ни Скачков Н.А., ни члены его семьи не признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, не приняты на соответствующий учет органом местного самоуправления, хотя такое право истцу разъяснялось (л.д. ). В силу п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (п.2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Таким образом, суду не предоставлены доказательства того, что в соответствии с критериями, предусмотренными Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 125-о «О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области», истец и члены его семьи являются малоимущими и объективно нуждаются в жилом помещении, а также доказательства, подтверждающие, что несущие и строительные конструкции жилого дома имеют значительные дефекты и деформации, что не обеспечивает безаварийную эксплуатацию и конструктивную надежность здания, недопущение обрушения конструкций всего строения, и требуется немедленное отселение людей из такого здания, и соответственно, жилое помещение представляет угрозу для жизни и здоровья граждан по причине его аварийного состояния или по иным основаниям. Учитывает суд и то обстоятельство, что Скачкову Н.А. предлагали жилье маневренного фонда для временного жилого помещения, от которого он отказался. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░ 2021 ░░░░. ░░░░░: