Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2016 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре Седых М.А., с участием представителя Ван Цзяляна – Бариновой С.С., действующей на основании доверенности от 28 июля 2016 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-149/2016 по административному исковому заявлению Ван Цзяляна к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Ван Цзялян в лице своего представителя Бариновой С.С., действующей на основании доверенности от 28 июля 2016 года, обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, в обоснование которого указал, что Ван Цзяляну на основании договора купли-продажи объектов недвижимости от 5 марта 2012 года принадлежит на праве собственности земельный участок <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер изъят>, выданным 10 апреля 2012 года.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (с учётом изменений, внесённых в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года №239-пп) утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно данному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 19 января 2012 года составляет 9677881,62 рублей.
Считая кадастровую стоимость в отношении указанного выше земельного участка завышенной по сравнению с его рыночной стоимостью, Ван Цзялян обратился в <данные изъяты> для проведения оценки рыночной стоимости этого земельного участка по состоянию на 19 января 2012 года.
Согласно отчету об оценке <номер изъят> от 22 октября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка, <данные изъяты>, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 19 января 2012 года составляет 1649000,00 рублей.
Положительным экспертным заключением <данные изъяты> подтверждено, что указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки.
Административный истец считает свои права нарушенными, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка применяется для целей налогообложения и ее увеличение влечет за собой значительное увеличение земельного налога, а в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков по сравнению с их рыночной стоимостью.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом уточнений исковых требований административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости – 19 января 2012 года в размере 1644589,00 рублей.
В судебное заседание административный истец Ван Цзялян, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
В судебном заседании представитель административного истца Ван Цзяляна – Баринова С.С., действующая на основании доверенности, административные исковые требования Ван Цзяляна поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление Ван Цзяляна, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, в удовлетворении исковых требований к органу кадастрового учета отказать как предъявленных к ненадлежащему ответчику.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление Ван Цзяляна, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление Ван Цзяляна, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Заинтересованное лицо Администрация г. Шелехов, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, отзыв на административное исковое заявление не представила.
Суд с учетом мнения явившегося в судебное заседание представителя Ван Цзяляна – Бариновой С.С., не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАСРФ), совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Ван Цзяляна – Бариновой С.С., действующей на основании доверенности, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (далее Закон о кадастре) внесение органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке, в том числе, кадастровой стоимости, является государственным кадастровым учетом недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о кадастре, орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;
о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено, что Ван Цзяляну на основании договора купли-продажи объектов недвижимости от 5 марта 2012 года принадлежит на праве собственности земельный участок <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <номер изъят>, выданным 10 апреля 2012 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов по состоянию на 1 января 2012 года результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области» (в редакции Постановлений Правительства Иркутской области № 239-пп от 5 мая 2014 года, № 422-пп от 26 августа 2015 года), вступившим в силу 3 декабря 2013 года.
В соответствии с данным Постановлением, земельный участок с кадастровым <номер изъят> отнесен к <данные изъяты> группе видов разрешенного использования: «Земельные участки, предназначенные для <данные изъяты>», удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 1844,46 рублей за 1 кв.м., кадастровая стоимость всего участка составляет 9677881,62 рублей (1844,46 рублей (удельный показатель) х 5247,00 кв.м. (площадь земельного участка)).
Размер внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного земельного участка подтверждается приобщенной к материалам дела кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 сентября 2015 года.
Собранными по делу доказательствами подтверждается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> может быть определена по состоянию на 19 января 2012 года.
Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь указанного земельного участка, а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.
Ван Цзяляном соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленной в отношении земельного участка с кадастровым <номер изъят>, поскольку с момента определения его кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился в <данные изъяты> для проведения оценки рыночной стоимости земельных участков.
Согласно отчету об оценке <номер изъят> от 22 октября 2015 года об определении рыночной стоимости земельного участка, <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым <номер изъят> по состоянию на 19 января 2012 года составляет 1649000,00 рублей.
На отчет об оценке <номер изъят> от 22 октября 2015 года получено положительное экспертное заключение <данные изъяты> от 21 декабря 2015 года.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области <номер изъят> от 14января 2016 года заявление Ван Цзяляна об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке, поступившее 28 декабря 2015 года <номер изъят>, отклонено.
Основанием отклонения отчета об оценке явилось несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, пункта 8 Федерального стандарта оценки «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, пункта 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 254.
Для устранения имеющихся в указанном выше отчете противоречий определением суда от 29 августа 2016 года назначена судебная оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости данного земельного участка, проведение которой поручено эксперту <данные изъяты>.
Согласно заключению эксперта <номер изъят> от 28 октября 2016 года, выполненному экспертом <данные изъяты>, предупрежденной об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 19 января 2012 года составляет 1644589,00 рублей.
Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт <данные изъяты> предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки с объектами аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости – 19 января 2012 года в размере 1644589,00 рублей.
Принимая во внимание разъяснения, приведенные в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о взыскании по данной категории административных дел судебных расходов, что исковые требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое фактически не оспаривалось привлеченными к участию в деле заинтересованными лицами, административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы подлежат отнесению на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованных лиц, административных ответчиков, не имеющих противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Ван Цзяляна к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> равной его рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости – 19 января 2012 года в размере 1644589,00 рублей.
Установить, что датой подачи заявления Ван Цзяляна в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым <номер изъят> является 28 декабря 2015 года, датой обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере рыночной является 1 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.
Судья А.С. Папуша