Решение по делу № 33а-551/2021 от 31.12.2020

Судья Яркович Н.Г.                          Дело № 33а-551/2021

                            УИД 22RS0011-02-2020-003102-53

№ 2а-2710/2020 (в суде 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 февраля 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего    Котликовой О.П.,

судей    Копцевой Г.В., Титовой В.В.,

при секретаре    Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2020 года по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности обеспечить очистку контейнерных площадок.

Заслушав доклад судьи Копцевой Г.В., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Краснощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах Алтайского края (далее – Территориальный отдел Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к Администрации города Рубцовска, в котором просило возложить обязанность на Администрацию г.Рубцовска обеспечить очистку территорий контейнерных площадок, находящихся по адресам: <адрес> (координаты участка *** и <адрес> (координаты участка ***

В обоснование требований указано, что в адрес Территориального отдела Роспотребнадзора поступила информация Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края о несвоевременной уборке контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов (ТОК), расположенным в <адрес>; <адрес>. Указанные земельные участки находятся в собственности Администрации <адрес> Алтайского края и предназначены для размещения контейнерных площадок накопления ТКО. Актами обследования от ДД.ММ.ГГ установлено, что на контейнерных площадках по адресам <адрес> (координаты участка ***); <адрес> (координаты участка ***) контейнеры отходами не переполнены, территории контейнерных площадок загрязнены ТКО, отходы размещаются вне контейнеров. Администрация г.Рубцовска Алтайского края как собственник земельных участков обязана самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации такого размещения. Бездействие юридического лица Администрации г.Рубцовска Алтайского края выражается в отсутствии очистки территорий контейнерных площадок, находящихся по вышеуказанным адресам, что нарушает требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

Судом первой инстанции требования Территориального отдела Роспотребнадзора рассмотрены в порядке административного судопроизводства.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2020 года административные исковые требования удовлетворены, на Администрацию г.Рубцовска Алтайского края возложена обязанность обеспечить очистку территорий контейнерных площадок, находящихся по адресам: <адрес> (координаты участка ***); <адрес> (координаты участка ***

В апелляционной жалобе Администрация города Рубцовска Алтайского края просит отменить решение суда, принять по делу новое, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме, полагая, что действующим законодательством обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО возложена на управляющие организации многоквартирных домов. Судом первой инстанции ходатайство административного ответчика о привлечении управляющих организаций многоквартирных домов к участию в деле отклонено, а также необоснованно отклонен довод о несвоевременном и некачественном оказании услуг региональным оператором ООО «<данные изъяты>. Кроме того, при вынесении решения по административному делу суд первой инстанции необоснованно руководствовался нормами гражданского процессуального законодательства.

В возражениях на апелляционную жалобу Территориальный отдел Роспотребнадзора просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о наличии препятствий к явке в суд не сообщили, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая публичный спор, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие Администрации г.Рубцовска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Поводов не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на надлежащей оценке совокупности собранных по делу доказательств и правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 1 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (преамбула) (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу статьи 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 26 статьи 6 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края, утвержденного решением Рубцовского городского Совета депутатов от 18 августа 2011 года № 633.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Закрепление указанных полномочий предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Абзац 5 пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, которое сформулировано, как «территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов».

ГОСТ 30772-2001 « Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно пунктам 11, 15 которых реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр включает в себя, в том числе, данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).

Как следует из реестра мест (площадок) накопления ТКО, размещенном на официальном сайте Администрации города Рубцовска Алтайского края г.Рубцовска Алтайского края (ссылка: ***), земельный участок по адресу <адрес> (координаты участка ***) и земельный участок по адресу <адрес> (координаты участка *** предназначены для размещения контейнерных площадок накопления ТКО, собственником мест (площадок) накопления ТКО по указанным адресам является муниципальное образование - <адрес>.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, истребованным в материалы дела судом апелляционной инстанции, права на земельные участки с разрешенным использованием – для обслуживания многоквартирных домов в <адрес>, не зарегистрированы.

Установив наличие несанкционированных свалок на площадках накопления ТКО, находящихся в собственности муниципального образования, суд правомерно возложил обязанность по обеспечению проведения мероприятий, направленных на обеспечение очистки территорий, на административного ответчика.

При этом отказ суда в удовлетворении ходатайства о привлечении управляющих организаций к участию в деле является обоснованным, поскольку права на земельные участки в <адрес>, не зарегистрированы.

Довод административного ответчика о некачественном оказании услуг региональным оператором ООО «<данные изъяты> оценен судом первой инстанции при принятии решения, при этом верно установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз, однако доказательств ненадлежащего оказания такой услуги в материалы дела не представлено.

Кроме того, судом апелляционной инстанции также принимается во внимание, что решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 ноября 2019 года по делу ***, вступившим в законную силу 18 марта 2020 года, на Администрацию г.Рубцовска была возложена обязанность обеспечить проведение мероприятий, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок, находящихся у контейнерных площадок в г.Рубцовске, в том числе, по адресу: <адрес>.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции допущено не было.

При рассмотрении дела судом верно определен вид судопроизводства, при этом указание в решении на применение норм гражданского процессуального законодательства не повлекло принятия неверного судебного акта.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 15 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи

33а-551/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по АК в лице ТО в г. Рубцовске, Рубцовском, Егорьевском, Поспелихинском, Кранощековском, Курьинском, Новичихинском и Шипуновском районах
Ответчики
Администрация г. Рубцовска
Другие
ООО "ВторГеоРесурс"
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
03.02.2021Судебное заседание
05.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2021Передано в экспедицию
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее