Решение по делу № 2а-5248/2017 от 21.11.2017

Дело № 2а-5248/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2017 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Беляковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Костроме к В.В.Д, о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с указанным административным иском, просили взыскать задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 5923,77 руб. Свои требования мотивировали тем, что ответчик ранее являлся индивидуальным предпринимателем, в ходе своей деятельности налогоплательщик исчислял и уплачивал налоги и являлся плательщиком страховых взносов, как налоговый агент. В настоящее время деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ответчик прекратил. Пенсионным фондом РФ в налоговый орган по состоянию на <дата> передано сальдо, образовавшееся до <дата>. по налоговому обязательству с задолженностью в сумме 5923,77 руб., которая плательщиком в установленные законодательством сроки не уплачена. В соответствии со ст. 69,70 НК РФ ответчику было выставлено требование об уплате задолженности и направлено в адрес налогоплательщика. Представить суду требование и реестр отправки требования не представляется возможным, поскольку последние не сохранились в связи с истечением срока давности хранения. На момент обращения налоговым органом в суд вышеуказанная сумма задолженности не погашена, что подтверждается расчетом задолженности.

В судебное заседание административный истец не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом.

В судебное заседание административный ответчик не явился, о дате и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п.п.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (здесь и далее- в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

В соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь - индивидуальный предприниматель обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со ст.28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи - индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Его размер в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Срок уплаты страхового взноса в виде фиксированного платежа установлен в п.4 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 № 148. Платеж за текущий год производится не позднее 31 декабря соответствующего года.

В соответствии со ст.26 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.

Из анализа положений ст.25 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых взносов могут быть начислены пени.

С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязательства по уплате страховых взносов, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок взыскания и по дополнительному обязательству. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов, а соответственно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по страховым взносам пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов.

Как следует из административного искового заявления недоимка по страховым взносам ответчика по состоянию на <дата>. составляла 5 923,77 руб.

В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Закон о пенсионном страховании на тот момент не регламентировал порядок взыскания недоимок и пеней, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, в части правил определения срока обращения в суд с иском о взыскании недоимки по страховым взносам за период с 01.01.2004г. подлежали применению ст.ст.48, 70 НК РФ в редакции от 23 декабря 2003 г.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой письменное извещение, направленное налогоплательщику, о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Как следует из административного искового заявления налогоплательщику в установленном законом порядке выставлялись требования об уплате недоимки по налогу, однако представить их в суд возможности не имеется в связи с истечением срока хранения.

Между тем суд полагает, что срок для обращения в суд с настоящим иском должен быть исчислен следующим образом.

В силу п.1 ст.70 НК РФ (в редакции от 23.12.2003г.) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

По общему правилу для добровольной уплаты недоимки, пеней, штрафа, процентов отводится восемь рабочих дней, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абз. 4 п. 4 ст.69 НК РФ).

В п.3 ст.48 НК РФ (в редакции от 23.12.2003г.) определено, что исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

С учетом приведенных норм сроки на обращение в суд ИФНС России по г.Костроме подлежали исчислению с <дата> следующим образом: 3 месяца (п.1 ст.70 НК РФ) плюс 8 дней (срок на исполнение требования) плюс 6 месяцев (п.3 ст.48 НК РФ).

Как следует из материалов дела административный истец впервые обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 25.09.2017г., т.е. за пределами установленного срока.

В заявлении ИФНС России по г.Костроме просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд.

Согласно абз.4 п.2 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Между тем, таких причин в судебном заседании не установлено, истцом в обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд соответствующих доказательств не представлено.

Таким образом, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи искового заявления следует отказать, в связи с чем, заявленные исковые требования ИФНС России по г.Костроме не подлежат удовлетворению.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

При таких обстоятельствах сумму недоимки следует признать безнадежной ко взысканию.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по г.Костроме к В.В.Д, о взыскании задолженности отказать.

Признать безнадежной ко взысканию недоимку по страховым взносам и пени в сумме 5 923,77руб.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия суда в окончательной форме.

Судья И.В. Шувалова

2а-5248/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г.Костроме
Ответчики
Васильев В.Д.
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
21.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
21.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2017[Адм.] Судебное заседание
13.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее