Дело № 2-5017/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2019 года г. Махачкала
Советский районный суд города Махачкалы РД в составе
председательствующего судьи Магомедовой Д.М.,
при секретаре Магомедов А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ахмедовой ФИО10 и Ашуралиевой ФИО9 к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Ахмедова Ф.Р. и Ашуралиева Д.Р. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности. Иск мотивирован тем, что приговором Ахтынского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу (без номера) Ашуралиев ФИО11 был оправдан по предъявленному к нему обвинению по ч. 3 ст. 159 УК РФ на основании п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ в связи с отсутствием события преступления.
Судом апелляционной инстанции Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республика Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) приговор Ахтынского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без изменения, а апелляционное представление прокуратуры Ахтынского района - без удовлетворения. Ашуралиев Р.Н. был признан непричастным в совершении преступления, и за ним было признано право на реабилитацию.
В результате незаконного возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст. 159 УК РФ в отношении Ашуралиева ФИО11 (умер ДД.ММ.ГГГГ), привлечения его к уголовной ответственности, честное и чистое имя, достоинство, честь и заслуги перед Отечеством и Родиной Ашуралиева Р.Н. были опорочены.
Ахмедова Фатима Руслановна и Ашуралиева Дженнет Руслановна являются родными дочерями Ашуралиева ФИО11, соответственно наследниками первой очереди. Их мать Ашуралиева ФИО8, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Других наследников первой очереди не имеется.
Просят суд взыскать с ответчика - Министерство Финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ахмедовой ФИО10 и Ашуралиевой ФИО9, как законных наследников первой очереди их отца Ашуралиева ФИО11 компенсацию морального вреда в сумме 2 (два) миллиона рублей.
Истцы и их представитель Мехтиев М.М. просили суд рассмотреть исковое заявление без их присутствия в судебном заседании.
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Министерство финансов РФ направило суду возражение, в котором выразило несогласие с исковыми требованиями, просило производство по делу прекратить, исковое заявление рассмотреть в отсутствие их представителя.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет Казны Российской Федерации в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п. 1).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо (п. 2).
Как усматривается из материалов дела, Ашуралиев Р.Н. приходящийся отцом истиц умер ДД.ММ.ГГГГ. Приговором от ДД.ММ.ГГГГ года Ашуралиев Р.Н. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренному ч. 3 ст. 159 УК РФ на основании п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, в связи с отсутствием события указанного преступления.
Нормами действующего законодательства дочерям умершего не предоставлено право требования вреда, причиненного их отцу в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, так как статья 1070 ГК РФ ограничена правом на компенсацию лишь лица в отношении которого имели место, указанные в статье незаконные действия, но не его родственников. Доказательств того, что дочерям умершего был причинен моральный вред, материалы дела не содержат. Факт обвинения их отца, не является таким доказательством, так как причинение морального вреда связанного с посягательством на принадлежащие лицу нематериальные блага, не влечет причинение морального вреда для родственников указанного лица, только лишь, на основании родственных связей.
В силу абз. 3 статьи 1112 ГК РФ не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В этой связи, истицы не наследуют право Ашуралиева Р.Н. на компенсацию морального вреда предусмотренную статьей 1070 ГК РФ, так как указанное право является неимущественным и по наследству передано быть не может.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ахмедовой ФИО10 и Ашуралиевой ФИО9 к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Магомедова Д.М.