Дело № 2-2375/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2015 года г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Знамеровского Р.В.,
при секретаре Чистяковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саляховой Н. А., Завражной Т. А., Суминой Н. Ф., Сумина В. В. к филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Заявители Саляхова Н.А., Завражная Т.А., Сумина Н.Ф., Сумин В.В. обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, которое выразилось в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» принадлежащих заявителям двухсот тридцати шести земельных участков. Также заявители просит возложить на палату обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения.
В обоснование жалобы указывают, что указанные участки находятся в пределах границ населенного пункта (адрес), что является основанием для изменения категории земельных участков, однако ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области соответствующие изменения не вносит.
Заявители Саляхова Н.А., Завражная Т.А., Сумина Н.Ф., Сумин В.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представитель заявителей Пикельная Ю.Е., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании на доводах заявления настаивала в объеме и по основаниям указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области Жидкова А.Ю., действующая на основании доверенности, предъявленные требования не признала, представила письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица администрации Копейского городского округа Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела и проверив доводы заявления, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, что установлено в ч.1 ст.258 ГПК РФ.
Судом установлено, что Саляхова Н.А., Завражная Т.А., Сумина Н.Ф., Сумин В.В. Яковлев А.С. являются собственниками *** земельных участков, каждый в ? доле, расположенных, согласно сведениям ГКН, по адресу: (адрес). Также в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о том, что указанные земельные участки относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для дачного строительства».
Заявители обратились в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» с просьбой о внесении в ГКН изменений в части категории принадлежащих им земельных участков, с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов».
В письме от (дата) филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Челябинской области, сообщил, что основания для внесения в ГКН сведений об изменении категории земельных участков отсутствуют, указав, что:
- сведения о границе населенного пункта (адрес)» внесены в №. на основании решения органа кадастрового учета от (дата)
- в связи с тем, что администрацией Копейского городского округа, перечень земельных участков, вошедших в границу населенного пункта, не предоставлен, то основания для изменения категории земель отсутствуют.
Дополнительно было сообщено, что согласно сведениям ГКН, земельные участки, указанные в обращении заявителей располагаются в границах населенного пункта (адрес).
В соответствии с п. 3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту Закон №221-ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ст.16 Закона №221-ФЗ о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее – постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 ч. 2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости (п.3 ст.16 Закона №221-ФЗ).
По целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на категории, перечень которых приведен в ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации. К числу самостоятельных категорий, перечисленных в указанной статье, относятся «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли населенных пунктов».
В соответствии с п.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу ст.83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Порядок перевода земель из одной категории в другую определен, в том числе, Законом № 172-ФЗ.
В силу п.1 ст.8 указанного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Аналогичные правила установлены ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В силу ст.9 Закона №221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации; реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации; описание местоположения границ муниципальных образований; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов; реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
В соответствии с ч.6 ст.15 Закона №221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст.9 или 10 настоящего Федерального закона сведения. Кадастровый учет в связи с изменением любых, указанных в пунктах 7, 10 - 17 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке (ч.3 ст.16 Закона о кадастре).
Как установлено и судом и не оспаривается ответчиком, на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 30.12.2004 № 1609 «Об утверждении черты (адрес)») в соответствии с решением территориального отдела № (Копейский городской округ) Управления Роснедвижимости по Челябинской области от (дата) №№ в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о границе населенного пункта (адрес).
Указанные действия по смыслу п.1 ст.8 Закона 172-ФЗ, являются переводом земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 5 ст.14 Закона №172-ФЗ определено, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Как следует из материалов дела - письмо филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области от 04.08.2014, спорные земельные участки включены в состав городской черты (адрес), в связи с чем, дополнительного перевода земельных участков из существующей категории в категорию «земли населенных пунктов» и предоставления дополнительных документов, в соответствии с указанными выше нормами законодательства не требуется.
До настоящего времени, ответчиком в государственный кадастр недвижимости изменения в отношении категории спорных земельных участков, а именно с существующей на «земли населенных пунктов», не внесены. Ссылки ответчика на то, что п.3 ст.8 Закона №172-ФЗ предусмотрено направление сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов, в порядке, предусмотренном ст.5 настоящего Федерального закона, в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, подлежит отклонению, поскольку указанный пункт применим к ситуации включения земельных участков в границы населенных пунктов, которая наряду с установлением или изменением границ населенного пункта, является переводом в земли населенных пунктов.
Поскольку внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границе населенного пункта означает отражение в государственном информационном ресурсе соответствующих сведений о переводе земель, суд полагает, что у ответчика имелись достаточные основания для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений в части категории спорных земельных участков. Более того, ответчиком признается, что спорные земельные участки входят в городскую черту Копейска.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности наличия незаконного бездействия со стороны ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, что является основанием для удовлетворения требований в полном объеме.
Довод представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области о пропуске заявителями срока для обращения в суд, поскольку ответ был дан 04.08.2014, подлежит отклонению, поскольку заявители не оспаривают указанный ответ, а бездействие палаты является длящимся.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Саляховой Н. А., Завражной Т. А., Суминой Н. Ф., Сумина В. В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по (адрес) в части невнесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» в отношении двухсот тридцати шести земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: (адрес), и принадлежащих заявителям на праве общей долевой собственности.
Возложить на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости изменения категории «земли сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» в отношении вышеуказанных земельных участков.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Р.В. Знамеровский