Дело № 33-5764/2024 (№ 2-56/2024)
УИД 59RS0034-01-2023-000838-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2024 года г.Пермь
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Мухтаровой И.А.,
судей Коневских О.В., Букатиной Ю.П.,
при ведении протокола помощником судьи Гуляевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Октябрьская центральная районная больница» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Октябрьская центральная районная больница», апелляционному представлению прокурора Октябрьского района Пермского края на решение Октябрьского районного суда Пермского края от 05 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Коневских О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Октябрьская центральная районная больница» (далее ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ», Учреждение) о возложении обязанностей. Обоснование требований указал, что прокуратурой в сентябре 2023 года с привлечением специалистов Южного территориального филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» и 25 ОНПР по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу УНДиПР МЧС России по Пермскому краю проведена проверка деятельности ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» по исполнению требований законодательства при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности при реализации национального проекта «Здравоохранение».
ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность, в том числе в фельдшерско-акушерских пунктах (далее-ФАП), расположенных в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края.
В ходе проверки установлено, что контейнерные площадки для сбора медицинских отходов класса «А» располагаются в непосредственной близости на расстоянии 1,5-2 м от здания ФАПов, расположенных в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, что не соответствует требованиям п. 201 СанПиН 2.1.3684-21 (при нормативе не менее 25 м от медицинской организации). Контейнеры для сбора медицинских отходов класса «А», установленные на контейнерных площадках у ФАПов, не имеют маркировку, что не соответствует требованиям п.170. СанПиН 2.1.3684-21.
Кроме того, в соответствии с п. 158 СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса А применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
Согласно п.2.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее - СП 2.1.3678-20) мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками. На момент проверки контейнеры для сбора медицинских отходов класса «А», установленные на контейнерных площадках у вышеуказанных ФАПов, не оборудованы крышками, таким образом, не защищены от попадания атмосферных осадков, что не соответствует требованиям п.2.9 СП 2.1.3678-20, п.158 СанПиН 2.1.3684-21.
Невыполнение требований по соблюдению санитарного законодательства может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
Статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.
Структура и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности обслуживаемого населения с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.
Согласно п.2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение № 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н) фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
В силу приложения № 16 Правил штатные нормативы фельдшерско-акушерского пункта при численности обслуживаемого населения до 900 жителей составляют одну должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом -фельдшера, акушерки (заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера), а также 0,5 должности санитара.
Прокуратурой района установлено, что на момент проверочных мероприятий ФАП с.Басино не эксплуатируется. При этом должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом (фельдшера) с.Басино предусмотрена штатным расписанием ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ», санитар штатным расписанием не предусмотрен.
Между тем, отсутствие медицинских работников фельдшерско-акушерского пункта с. Басино нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья, доступность и качество оказываемой медицинской помощи, не соответствует основным целям учреждения, снижает доступность получения медицинской помощи, является препятствием для получения неопределенным кругом лиц качественной и своевременной медицинской помощи.
С учетом изложенного истец просит возложить на ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» обязанность
- обеспечить размещение контейнеров с отходами класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов в с. Басино, д. Колтаево, д. Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с требованиями п.201 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, в срок до 31.12.2024;
- промаркировать емкости для сбора отходов класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с п.170 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, в срок до 31.12.2024;
- оборудовать крышками контейнеры для размещения отходов отходами класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с требованиями с п.2.9 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44, п.158 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 в срок до 31.12.2024;
- укомплектовать штат фельдшерско-акушерского пункта в с. Басино Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, в срок до 31.12.2024.
Определением суда от 08.02.2024 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Октябрьского городского округа Пермского края и Министерство здравоохранения Пермского края.
Помощник прокурора Октябрьского района в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями согласился части возложения обязанности промаркировать емкости для сбора отходов класса А и оборудовать крышками контейнеры для размещения отходов класса А. В части обеспечения размещения контейнеров с отходами класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями пп.«д» п.201 СанПиН 2.1.3684-21 просил отказать, так как демонтаж и перенос контейнеров не ходит обязанность ответчика. Пояснил также, что на день рассмотрения дела в ФАП с.Басино штат укомплектован согласно штатному расписанию, санитар согласно штатному расписанию не предусмотрен.
Представитель третьего лица администрации Октябрьского городского округа представил письменный отзыв.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, письменный отзыв не представил.
Решением Октябрьского районного суда Пермского края от 05 марта 2024 года исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Октябрьская центральная районная больница» о возложении обязанностей удовлетворены частично, на Государственное бюджетное учреждение здравоохранение Пермского края «Октябрьская центральная районная больница» (ИНН: **, ОГРН: **) возложена обязанность
- обеспечить размещение контейнеров с отходами класса А, расположенных у фельдшерско¬-акушерских пунктов в с. Басино, д. Колтаево, д. Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с требованиями пп.«д» п.201 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, в срок до 31.12.2024;
- промаркировать емкости для сбора отходов класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов в с. Басино, д. Колтаево, д. Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с п.170 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, в срок до 31.12.2024;
- оборудовать крышками контейнеры для размещения отходов отходами класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов в с. Басино, д. Колтаево, д. Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с требованиями с п.2.9 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44, п.158 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 в срок до 31.12.2024.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
На указанное решение суда ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части возложения обязанности обеспечить размещение контейнеров с отходами класса А, расположенных у фельдшерско¬-акушерских пунктов в с. Басино, д. Колтаево, д. Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с требованиями пп.«д» п.201 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, в срок до 31.12.2024.
Ответчик указывает, что согласно государственной программе Пермского края Качественное здравоохранение, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03.10.213 № 1319-п на органы местного самоуправления возлагаются обязанности предоставить земельные участки под возведение модульных конструкций ФАП, организовать благоустройство прилегающей территории и подключение медицинских учреждений к инженерным сетям, а также содержать сети до границ зоны ответственности, на эти целя выделяются субсидии Пермского каря. Таким образом, ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» не являлось заказчиком по благоустройству территорий ФАП в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан, а значит в обязанность ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» не входит демонтаж и перенос контейнеров. Для возведения модульных конструкций ФАП Комитетом земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности администрации Октябрьского городского округа было выделено 3 земельных участка с видом разрешенного использования – амбулаторно-поликлиническое обслуживание, стационарное медицинское обслуживание, которые постановлением администрации Октябрьского городского округа были переданы ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» в постоянное (бессрочное) пользование. Пунктом 9 приказа Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н утвержден порядок поступления, принятия к учету, внутреннего перемещения объектов основных средств. Учитывая, что благоустройство является малыми архитектурными формами, при завершении работ по благоустройству прилегающей территории ФАП, установке инженерных сетей должны передаваться на основании первичны учетных документов. В настоящее время благоустройство и передача инженерных сетей не производилась, соответственно постановка основных средств на баланс ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» не представляется возможным.
В апелляционном представлении прокурор Октябрьского района Пермского края просит решение в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить. Не согласен с выводом суда о наличии фактически укомплектованного штатного расписания ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» и отсутствием штатной единицы по должности санитара, а также рекомендательным характером штатных нормативов фельдшерско-акушерского пункта, указанных в Приложении № 16 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, полагает, что указанные выводы не соответствуют нормам материального права. Кроме того, указывает, что в ФП с.Басино должность заведующего предусмотрена штатным расписанием (фактически замещена на 0,25 ставки), а должность санитара штатным расписанием не предусмотрена. Отсутствие медицинских работников ФАП с.Басино нарушает конституционное права граждан на охрану здоровья, доступность медицинской помощи, является препятствием для получения неопределенным кругом лиц качественной и своевременной медицинской помощи. Также не согласен с выводом суда, что прокурором требования о приведении штатного расписания в соответствии с Положением, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, не заявлено, так как в исковом заявлении указано о возложении на медицинское учреждение обязанности укомплектовать штат в ФАП с.Басино в соответствии с Положением № 543н, что в свою очередь предусматривает необходимость как приведения штатного расписания в соответствие с требованиями закона так и фактическое замещение должностей фельдшера и санитара на полную ставку.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст.11 ФЗ № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п.1 СанПиН 2.1.3684-21 санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
В силу п. 170, пп. «д» п.201 СанПиН 2.1.3684-21 емкости для сбора медицинских отходов и тележки должны быть промаркированы «Отходы. Класс А». Контейнеры с медицинскими отходами класса «А» устанавливаются на специальной площадке. Контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны медицинской организации не менее чем в 25 м от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальтовое, бетонное).
Согласно п.158 СанПиН 2.1.3684-21 к обращению с медицинскими отходами класса «А» применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО.
В соответствии с п.2.9 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (далее - СП 2.1.3678-20) мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками.
Согласно ч.2 ст.5, ст.10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст. 9.2 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В пунктах 2, 3 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом, государственными (муниципальными) заданиями.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (п. 9 ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.
В силу п. 5 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н (далее – Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению) первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (п. 9 Положения).
В соответствии с п. 19.2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в населенных пунктах с числом жителей 100-300 человек организуются:
- фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км;
- домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
Согласно п.2 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (приложение № 15 к Положению) фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Пунктом 7 Правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта (Приложение N 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению), предусмотрено, что структура фельдшерско-акушерского пункта и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит фельдшерско-акушерский пункт, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы с учетом уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, иных показателей и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением N 16 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом.
В соответствии с приложением № 16 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению рекомендуемые штатные нормативы фельдшерско-акушерского пункта/фельдшерского здравпункта при численности обслуживаемого населения от 101 до 900 жителей составляют одну должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер, акушерка (заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер) и 0,5 должности санитара.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 22.08.2023 прокурором Октябрьского района Пермского края принято решение о проведении проверки деятельности ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» с целью соблюдения требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (том №1 л.д.15).
На основании предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю специалистом Южного территориального отдела и по требованию прокуратуры Октябрьского района Южным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в период с 24.08.2023 по 15.09.2023 проведена проверка с целью выполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при оказании гражданам первичной медико-санитарной помощи в зданиях фельдшерско-акушерских пунктов ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ», расположенных по адресу: Пермский край, Октябрьский городской округа д. Верх-Шуртан ул.Школьная, д. 4-2; д. Колтаево ул. Дорожная, д.1; с.Басино ул. Советская, д.27 (том № 1 л.д.17).
По результатам проведения проверки составлен протокол (акт) санитарно-эпидемиологического обследования от 15.09.2023 № 1282-ЮФ, которым установлено, что контейнерные площадки для сбора медицинских отходов класса «А» располагаются в непосредственной близости на расстоянии 1,5-2 м от здания ФАПов, расположенных в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, что не соответствует требованиям п.201 СанПиН 2.1.3684-21 (при нормативе не менее 25 м от медицинской организации); контейнеры для сбора медицинских отходов класса «А», установленные на контейнерной площадке у ФАПов, не имеют маркировку, что не соответствует требованиям п.170 СанПиН 2.1.3684-21; контейнеры для сбора медицинских отходов класса «А», установленные на контейнерных площадках у вышеуказанных ФАПов, не оборудованы крышками, таким образом, не защищены от попадания атмосферных осадков, что не соответствует требованиям п.2.9 СП 2.1.3678-20, п.158 СанПиН 2.1.3684-21 (том № 1 л.д.17-20).
Прокурором Октябрьского района Пермского края 27.09.2023 вынесено представление в адрес главного врача ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, законодательства о здравоохранении при реализации национального проекта «Здравоохранение», в котором требует устранить нарушения законодательства в течение 1 месяца (том № 1 л.д. 21-24).
Согласно ответу на вышеуказанное представление ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от 27.10.2023 сообщает, что в расположенные контейнеры сбор медицинских отходов не осуществляется в связи с тем, что между ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» и специализированной организацией заключены гражданско-правовые договоры на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов медицинских класса А, Б, В, Г. Медицинские отходы вывозятся ежедневно. По факту отсутствия фельдшера на ФАП с.Басино поясняют, что в связи с отсутствием постоянного медицинского работника для оказания медицинской помощи жителям с.Басино организован выезд фельдшера из ближайшего населенного пункта д.Колтаева (Иренский ФАП) два раза в неделю с 01.11.2023 (том № 1 л.д.26, 26 оборот).
Согласно разделам 1-3 Устава ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» Учреждение является некоммерческой бюджетной организацией (п.1.6), учредителем и собственником имущества является Пермский край (п.1.4). Для осуществления уставной деятельности Учреждение имеет в своем составе в том числе: Басинский фельдшерско-акушерский пункт, Верх-Шуртанский фельдшерско-акушерский пункт, Иренский фельдшерско-акушерский пункт ( п.1.8); предметом деятельности Учреждения является оказание первичной медико-санитарной помощи в виде диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний (п.2.1). От имени Пермского края функции и полномочия учредителя осуществляют Министерство здравоохранения Пермского края и Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края (п.1.5). Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, план финансово-хозяйственной деятельности, лицевые счета для учета операции со средствами бюджетных учреждений, имеет круглую печать, вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием (п.1.7). Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательствам в соответствии с целями своей деятельности, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать эксплуатацию имущества в соответствии с требованиями законодательства (п.3.1) (том №1 л.д. 43-53).
В соответствии с приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 20.04.2023 № 31-02-1-4-705 на праве оперативного управления за ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» закреплено следующее имущество: конструкции модульные, фельдшерско-акушерские пункты в д.Колтаева, с.Басино, д.Верх-Шуртан (том № 2 л.д.17-18).
По акту приема-передачи указанное имущество от 20.04.2023 передано ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» (том № 1 л.д.19).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу: Пермский край Октябрьский городской округ д.Колтаева, ул.**** передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» (том № 2 л.д.7-8).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу: Пермский край Октябрьский городской округ с.Басино, ул.**** передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» (том № 2 л.д.9-10).
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером **, расположенный по адресу: Пермский край Октябрьский городской округ д.Верх-Шуртан, ул.**** передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» (том № 2 л.д.11-12).
01.03.2024 между ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» и АО «Пермский региональный оператор ТКО» заключен договор, по условиям которого последний оказывает услуги по транспортированию медицинских отходов класса А. В Приложении 1 к техническому заданию гражданско-правового договора адреса места образования отходов, периодичность оказания услуги указаны в том числе: с.Басино, ул.****, д. Верх-Шуртан, ул.****, д.Колтаева, ул.**** (том № 2 л.д.28-37).
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик, осуществляя медицинскую деятельность на территории фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан допустил размещение контейнерных площадок для сбора медицинских отходов класса «А» в непосредственной близости на расстоянии 1,5 – 2 м от здания ФАПа, что является нарушением пп. «д» п.201 СанПиН 2.1.3684-21. Кроме того, в нарушение п.158, п. 170 СанПиН 2.1.3684-21, п. 2.9 СП 2.1.3678-20 не произвел маркировку «Отходы. Класс А» и не оборудовал крышками контейнеры для сбора медицинских отходов класса «А». На основании этого суд удовлетворении исковые требования о возложении на ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» обязанности обеспечить размещение контейнеров с отходами класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с требованиями пп.«д» п.201 СанПиН 2.1.3684-21; промаркировать емкости для сбора отходов класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов в с. Басино, д. Колтаево, д. Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с п.170 СанПиН 2.1.3684-21, а также оборудовать крышками контейнеры для размещения отходов отходами класса А, расположенных у фельдшерско-акушерских пунктов в с. Басино, д. Колтаево, д. Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края, в соответствии с требованиями с п.2.9 СП 2.1.3678-20, п.158 СанПиН 2.1.3684-21.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда в данной части.
Довод апелляционной жалобы о том, что ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» не являлось заказчиком по благоустройству территорий ФАП в с.Басино, д.Колтаево, д.Верх-Шуртан, а значит в обязанность ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» не входит демонтаж и перенос контейнеров, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный. Поскольку земельные участки для функционирования фельдшерско-акушерских пунктов в с. Басино, д. Колтаево, д. Верх-Шуртан Октябрьского городского округа Пермского края переданы ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» на праве постоянного (бессрочного) пользования, ответчик в указанных фельдшерско-акушерских пунктах осуществляет деятельность, в ходе которой образуются отходы класса А, именно на ответчике лежит обязанность обеспечить размещение контейнеров для сбора медицинских отходов класса А в соответствии с требованиями пп.«д» п.201 СанПиН 2.1.3684-21.
При рассмотрении требования прокурора о возложении обязанности на ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» обязанность укомплектовать штат ФАП в с.Басино Октябрьского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н в срок до 31.12.2024 суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с ответом на судебный запрос администрацией Октябрьского городского округа предоставлена информация от 14.02.2024, что численность в с. Басино по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермского краю на 01.01.2021 составляет 204 человека, по данным похозяйственного учета на 01.01.2024 - 190 человек (том № 1 л.д.113).
Согласно справке ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от 28.02.2024, на 31.12.2023 численность населения с.Басино (Басинский ФАП) составляет 176 человек (данные на основании проведенной подворовой (поквартирной) переписи населения (том № 1 л.д.119).
Согласно штатному расписанию ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» на 01.01.2023, утвержденного руководителем Учреждения, в структурном подразделении- Басинский фельдшерско-акушерский пункт предусмотрены должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер – 0,5 штатной единицы, уборщица служебных помещений - 0,25 штатной единицы (том № 1 л.д.10-14).
Согласно штатному расписанию ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» на 01.01.2024 в структурном подразделении- Басинский фельдшерско-акушерский пункт предусмотрены должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер – 0,5 штатной единицы, уборщица служебных помещений - 0,25 штатной единицы (том №1 л.д.120-123).
Из справки ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от 19.01.2024 № 40 следует, что согласно приказу главного врача № ** от 01.11.2023, с 01.11.2023 принята заведующей ФАП-фельдшером с.Басино –Х., по совместительству на 0,25 ставки, рабочий день составляет 1 час. 48 мин., также согласно приказа главного врача № ** от 01.11.2023 установлена ежемесячная доплата за выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должности заведующая ФАП-фельдшер с.Басино в размере 25% от должностного оклада (доплата совмещения определяется в процентом выражении, что составляет 0,25 ставки). В должности уборщика служебных помещений Басинского ФАП принята на 0,25 ставки с 03.08.2009 Н., исполняет свои трудовые обязанности по настоящее время. Должности заведующая фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер; уборщик служебных помещений установлены на основании Приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 31.07.2018 № СЭД-34-01-06-646 (с изменениями Приказ МЗ ПК от 15.05.2023 № СЭД-34-01-02-459) (том №1 л.д.78).
Согласно выписке из приказа ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от 01.11.2023 №** Х. принята в Басинский ФАП заведующей фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер, внутреннее совместительство 0,25 ставки. Работа по совместительству, сокращенный рабочий день, на период отсутствия сотрудника, внутреннее совместительство 0,25 ставки (том № 1 л.д.75,82).
Согласно приказу ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от 01.11.2023 №** от 01.11.2023 Х. (заведующий фельдшерско-акушерским пунктом –фельдшер Иренского ФАП) поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы – фельдшер Басинского ФАП и установлена доплата в порядке совмещения должностей в размере 25% (том № 1 л.д.81 оборот), что также подтверждается дополнительным соглашением № ** к трудовому договору № ** от 01.11.2023 (том № 1 л.д.81).
Согласно справке ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» от 19.01.2024 №**, Н. работает в ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» в должности уборщик служебных помещений Басинского ФАП на 0,25 ставки с 03.08.2009 по настоящее время (приказ № ** от 29.07.2009 (том № 1 л.д. 83).
Согласно п.4.5 Устава ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ», структура Учреждения и штатное расписание утверждается Учреждением (том № 1 л.д. 45 оборот).
Установив приведенные обстоятельства, суд первой инстанции, исходя из того, что в штатном расписании ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» в Басинском фельдшерско-акушерском пункте с.Басино предусмотрены должности заведующий фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшер 0,5 ставки и уборщик служебных помещений 0,25 ставки, при этом должность санитара штатным расписанием не введена, наличие штатных единиц по данной должности не предусмотрены, пришел к выводу, что на день рассмотрения дела штат Басинского ФАП согласно штатному расписанию полностью укомплектован, в связи с чем в данной части требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия с таким выводом соглашается, находит его основанным на правильном установлении фактических обстоятельств по делу и применении действующего законодательства.
Несогласие в апелляционном представлении прокурора с выводом суда о наличии фактически укомплектованного штатного расписания ГБУЗ ПК «Октябрьская центральная районная больница» и отсутствием штатной единицы по должности санитара, а также рекомендательным характером штатных нормативов фельдшерско-акушерского пункта судебной коллегией отклоняется.
Вопреки доводам прокурора об обязательности применения штатных нормативов фельдшерско-акушерского пункта Приложение № 16 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н, именуется как «Рекомендательные штатные нормативы фельдшерско-акушерского пункта/ фельдшерского здравпункта».
Установив, что в штатном расписании ГБУЗ ПК «Октябрьская ЦРБ» на 01.01.2024 в Басинском фельдшерско-акушерский пункте предусмотрены и фактически укомплектованы должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшер на 0,25, уборщица служебных помещений, в отсутствие доказательств того, что в данной комплектации функционирование Басинского ФАП не обеспечивает потребность жителей с. Басино медицинской помощи, суд правомерно отказал в удовлетворении требований прокурора.
Каких-либо нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда Пермского края от 05 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Октябрьская центральная районная больница», апелляционное представление прокурора Октябрьского района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.06.2024