Дело 5-25/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«29» января 2020 года с. Корткерос
Судья Корткеросского районного суда Республики Коми Мокрецов В.А., изучив в ходе подготовки дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в отношении:
Алексеева А.В, <...>, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
<дата> в Корткеросский районный суд Республики Коми поступил протокол ХХХ ХХХ от <дата>, составленный помощником УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ФИО3 о том, что «6» января 2020 года в «15» часа «05» минут, Алексеев А.В. находясь в здании администрации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, на неоднократные законные требования сотрудника полиции, отказался пройти медицинское освидетельствование для определения степени опьянения, тем самым совершил неповиновение законным требованиям представителя власти.
По мнению административного органа, ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Рассмотрев представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления протокола об административном правонарушении указаны в статье 28.2 КоАП РФ.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ предусмотрена за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Объективная сторона предусмотренного состава административного правонарушения состоит в неповиновении исключительно законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей.
В то же время в протоколе ХХХ ХХХ об административном правонарушении от <дата>, составленном в отношении Алексеева А.В., в полном объеме не указана объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, а именно в связи с чем у Алексеева А.В. возникла обязанность пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Выявленные в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении нарушения в содержании протокола об административном правонарушении, в соответствии с положениями п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, являются основанием для возвращения протокола и других материалов дела должностному лицу, его составившему.
Кроме того, следует обратить внимание на следующее.
Санкция ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ устанавливает наказание в виде административного штрафа или административного ареста.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
Частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу части 3 статьи 25.1 КоАП РФ присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, является обязательным.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части 3 статьи 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 29.09.2015 № 1902-О, часть 3 статьи 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что при передаче судье для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает в качестве наказания административный арест, орган, возбудивший дело об административном правонарушении, должен обеспечить отсутствие препятствий к рассмотрению этого дела судом, в том числе к его рассмотрению, в установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ сроки, необходимым условием к чему является обеспечение участия в судебном заседании лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Невыполнение данного условия препятствует рассмотрению судом дела об административном правонарушении по существу и может являться основанием нарушения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ принципов своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
На основании вышеизложенного, протокол ХХХ ХХХ об административном правонарушении от <дата> в отношении Алексеева А.В. с другими материалами дела, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, подлежит возвращению должностному лицу, составившему его, для устранения вышеизложенных нарушений закона.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ,
определил:
возвратить в ОМВД России по <адрес> протокол ХХХ ХХХ об административном правонарушении от <дата> в отношении Алексеева А.В и материалы дела к нему.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в Верховный суд РК в течение 10 суток через Корткеросский районный суд РК.
Судья Мокрецов В.А.