I инстанция – Манаков В.В.
II инстанция – Руденко Н.В., Бобрикова Л.В., Федоришин А.С. (докладчик)
Дело №88-10459/2024
Уникальный идентификатор дела 67RS0002-01-2023-000847-60
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2024 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В.,
судей Захаровой С.В., Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова Алексея Анатольевича к Администрации г.Смоленска, о признании решения незаконным (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-2111/2023)
по кассационной жалобе Фролова Алексея Анатольевича на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 26 октября 2023 года,
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Фролов А.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска, в котором просил суд признать приказ Администрации г.Смоленска от 23.01.2023 № 64 незаконным, обязать Администрацию г. Смоленска включить Фролова А.А. включить в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Исковые требования мотивированы тем, что Фролов А.А. является лицом из числа детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его родители умерли. Постановлением от 02.04.1996 № 79 за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. По указанному адресу никогда не проживал. Приказом от 23.01.2023 Администрация г. Смоленска отказала ему во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.Смоленска. Основанием для принятия такого решения послужило достижения возраста 33 года.
Протокольным определением от 12.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечена Администрация МО «Хиславичский район» Смоленской области.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 3 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 26 октября 2023 года, в удовлетворении исковых требований Фролову А.А. отказано.
В кассационной жалобе Фролов А.А. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, вновь ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Данный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования 23.12.1996.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, a также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 названного Закона детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных * учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен новый порядок обеспечения указанных категорий лиц жилыми помещениями, при этом новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
В том числе в Жилищный кодекс Российской Федерации введены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. 98.1, ст. 109.1 Кодекса), из Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1, ч. 6, ч. 7, ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в действующей редакции) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится, место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5).
Не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 1 января 2013 на учете как нуждающиеся в жилье.
Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Фролов А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ
Его родители Фролова Н.А. и Фролов А.А. умерли ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
С 20.03.1996 Фролов А.А. находился под опекой Галицкой Е.И.
Постановлением Администрация МО «Хиславичский район» Смоленской области от 15.08.2006 № 238 Галицкая Е.А. освобождена от возложенных на нее обязанностей попечителя по состоянию здоровья.
Постановлением Администрация МО «Хиславичский район» Смоленской области от 15.08.2006 № 239 несовершеннолетний Фролов А.А. направлен на учебу в государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Фролов А.А. достиг совершеннолетия 27.12.2006.
06.12.2022 истец обратился в Администрацию г.Смоленска с заявлением о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения.
Приказом Администрации г.Смоленска от 23.01.2023 № 64 отказано в удовлетворении заявления по причине достижения заявителем возраста 33 года.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что судам необходимо выяснять, относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе, и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
В соответствии с ч.4 ст.8 Закона (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в 4 порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно ч. 5 ст. 8 Закона порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Такой Порядок, в частности, утвержден постановлением Администрации Смоленской области от 29.05.2013 N 437.
Установление факта невозможности проживания в жилом помещении носит заявительный характер. С таким заявлением могут обратиться как законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и сами лица.
Согласно п. 4 Порядка уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня представления заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, принимает решение об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении либо об отсутствии факта невозможности проживания в жилом помещении по основаниям, установленным Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено, что постановлением Администрации МО «Хиславичский район» Смоленской области от 02.04.1996 № 79 за Фроловым А.А. была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>
Вышеуказанное постановление Фроловым А.А. не оспаривалось. Согласно заключению от 11.05.2016 № 6 жилое помещение, расположенное по адресу: Смоленская область, Хиславичский район, д. Козловка признано непригодным для постоянного проживания, то есть после утраты Фроловым А.А. статуса лица, из числа детей сирот, так как он достиг возраста 23-х лет.
Будучи совершеннолетним, с момента признания непригодным для проживания, в 11.05.2016, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Фролов А.А. с заявлением об установлении факта невозможности проживания в вышеупомянутом помещении в Администрацию МО «Хиславичский район» Смоленской области не обращался.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН от 31.07.2023 усматривается, что правообладателем квартиры <адрес> является Фролова О.А. (супруга Фролова А.А.) Общая площадь квартиры № 373 составляет 59,1 кв. м.
В соответствии с п. 1.2 постановления Главы г. Смоленска от 03.05.2005 № 1087 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Смоленск», в г. Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно справке о составе семьи от 03.08.2023 № 11420, выданной «СКС», в квартире № 373 зарегистрировано 5 человек (Фролов А.А., Фролова О.А. (супруга) и их несовершеннолетние дети Фролова А.А. 2015 г.р., Фролова А.А., 2016 г.р., Фролова К.А., 2020 г.р.), то есть на каждого проживающего в квартире № 373 приходится больше установленной нормы площади жилого помещения в г. Смоленске.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права, и исходил из того, что какие-либо объективные причины, препятствующие реализации прав истца до достижения возраста 23 лет и вплоть до 2022 года отсутствовали, истец обеспечен жилым помещением и не является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав следующее.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из г числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Данная норма распространяется на граждан, ранее относившихся к категории детей-сирот, в случае, если их право на обеспечение жилыми помещениями уже возникло по основаниям, предусмотренным действующим законодательством в период, когда они относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, но по каким-либо причинам не было ими реализовано.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в силу прямого указания закона жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, право на однократное обеспечение жилым помещением возникает у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в момент приобретения ими полной дееспособности.
Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением такие лица должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут ? рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняют причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020.
Гарантированное законом право на обеспечение жилым помещением предоставляется лицам, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста 23 лет. Такое право сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями при условии постановки их на учет в установленном законом порядке, то есть до достижения 23 лет.
Как установлено судом, Фролов А.А. не обращался в установленном законом порядке с заявлением о включении его в списки на предоставление жилья. Каких-либо уважительных причин, препятствующих реализации его права, ни суду первой, ни апелляционной инстанциям представлено не было.
С учетом того, что истец ранее не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 23 лет, не представил доказательств, имелись ли у него до достижения 23-летнего возраста (до 31.12.2011) препятствия для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных исковых требований.
Кроме того, судом установлено, что Фролов А.А. состоит в зарегистрированном браке с Фроловой О.А.
В период брака, по договору купли-продажи от 31.03.2022, Фроловой О.А. приобретена в собственность квартира, общей площадью 59,1 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение является общей совместной собственностью супругов Фроловых, в силу пункта 1 статьи 34 СК РФ, на кого бы из супругов собственность не была зарегистрирована.
Для оплаты стоимости данной квартиры истец и его семья участвовали в программе «Молодая семья», а также использовали средства материнского капитала, выданного Территориальным органом Пенсионного Фонда РФ от 20.01.2017, на имя Фроловой О.А. в сумме 524 527,90 руб.
В квартире зарегистрированы истец, его супруга Фролова О.А., дочери Фролова А.А., Фролова А.А. и Фролова К.А., в связи с чем на каждого из членов семьи истца приходится 11,82 кв. м., что больше учетной нормы площади жилого помещения, установленной для соответствующего муниципального образования.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Фроловой О.А. в совместную с супругом собственность приобретено жилое помещение, площадь которого исключает возможность признания его нуждающимся в жилом помещении, пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суды обоснованно указали, что довод истца о сохранении за ним права на получение специализированного жилого помещения независимо от его обеспеченности жилым помещением, основан на неверном толковании норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана подробная мотивированная оценка, приведенная выше, с которой полностью соглашается суд кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в дополнительной аргументации не нуждаются.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств и установление фактических обстоятельств дела относится к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фролова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи