УИД 28RS0002-02-2019-002050-28
Дело № 33АП-740/2020 судья первой инстанции
Докладчик Калиниченко Т.В. Барташевич А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2020 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В.,
судей Воробьевой В.С., Дружинина О.В.,
при секретаре Залевской Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белогорского района Амурской области, действующего в интересах Ивановой Я.П., к Администрации Белогорского района Амурской области о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя Администрации МО Белогорского района Амурской области - Рыбальченко Ю.А. на решение Белогорского городского суда Амурской области от 28 ноября 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Калиниченко Т.В., объяснения прокурора по делу Дегтяренко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Белогорского района Амурской области обратился в суд с данным иском, указав, что Иванова Я.П. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании Постановления главы Администрации Белогорского района Амурской области от 04 мая 2006 года № 825 решен вопрос об определении Ивановой Я.П. в детское государственное учреждение. Согласно уведомлению Министерства социальной защиты Амурской области от 16 ноября 2015 года Иванова Я.П. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением. Однако до настоящего времени Иванова Я.П. жильём не обеспечена, нуждается в обеспечении жилым помещением, имеет право на предоставление ей жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории Белогорского района. Просил суд обязать Администрацию МО Белогорского района Амурской области предоставить Ивановой Я.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории с. Возжаевка Белогорского района Амурской области, общей площадью не менее 30-ти квадратных метров.
В судебном заседании истец Иванова Я.П. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям и мотивам, изложенным в иске.
В судебном заседании прокурор по делу поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Администрации МО Белогорского района Амурской области - Рыбальченко Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержав письменные возражения на иск, согласно которым ввиду недостаточности поступлений денежных средств из областного бюджета для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда, Администрация Белогорского района Амурской области не имеет возможности самостоятельно решить вопрос о предоставлении истцу жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. Администрация Белогорского района Амурской области не является надлежащим ответчиком по делу. Удовлетворение исковых требований повлечет нарушение прав других граждан, относящихся к указанной категории.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства финансов Амурской области и Министерства социальной защиты населения Амурской области, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Решением Белогорского городского суда Амурской области от 28 ноября 2019 года иск прокурора Белогорского района Амурской области, действующего в интересах Ивановой Я.П., удовлетворен; на Администрацию Белогорского района Амурской области возложена обязанность предоставить Ивановой Я.П., <дата> рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории с. Возжаевка, Белогорского района, Амурской области, общей площадью не менее 30 квадратных метров.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Белогорского района Амурской области - Рыбальченко Ю.А. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения. Приводит доводы о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть исполнена, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки лиц указанной категории осуществляется за счет средств субвенции из областного субъекта, которых недостаточно. Указывает, что Министерство социальной защиты населения Амурской области и Министерство финансов Амурской области, общие обязанности которых являются предметом данного спора, к участию в деле привлечены не были. Администрация Белогорского района Амурской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор по делу Возжаева О.А. решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В суде апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, на основании ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Иванова Я.П. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области № 17 от 19 марта 2014 года Иванова Я.П. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жильем не обеспечена.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, и пришел к выводу о том, что признанное за Ивановой Я.П. право на обеспечение жилым помещением, должно быть реализовано. Определяя муниципальное образование на территории которого должно быть предоставлено жилое помещение, суд исходил из того, что такая обязанность возникает у органа местного самоуправления по месту жительства истца, которым является Администрация Белогорского района Амурской области.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Названным законом государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления.
Принимая во внимание, что истица включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при этом, признанное за ней право на обеспечение жилым помещением не реализовано, выводы суда о наличии правовых оснований для возложения на Администрацию Белогорского района Амурской области обязанности предоставить Ивановой Я.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам соответствуют требованиям законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобы доводы о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением не может быть исполнена в связи с отсутствием средств субвенций из областного бюджета и отсутствием жилого фонда для предоставления лицам рассматриваемой категории, не заслуживают внимания и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку на его правильность не влияют.
Дополнительные гарантии прав категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
В силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.
В силу вышеприведенных норм непосредственная обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению рассматриваемой категории граждан жилым помещением предполагает полную компенсацию возникающих при ее исполнении расходов органа местного самоуправления. Данная обязанность не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органом местного самоуправления для приобретения жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом РФ и органом местного самоуправления. Тот факт, что обеспечение жилым помещением рассматриваемой категории граждан должно производиться за счет средств областного бюджета, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей вышеуказанной категории на обеспечение их жильем органами местного самоуправления, поскольку закон не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий с наличием либо отсутствием денежных средств, они не могут быть поставлены в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ.
Кроме того, в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем, право истца не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация МО Белогорского района Амурской области является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с проживанием истицы в г. Белогорске, не может быть принят судебной коллегией. Как следует из материалов дела, истица действительно проживает в г. Белогорске, между тем объяснениями истца, представителя ответчика, постановлениями Администрации Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области от 19 марта 2014 года №17, от 01 июня 2015 года №292 подтверждается, что Иванова Я.П. была поставлен на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей по месту своего жительства - на территории Возжаевского сельсовета Белогорского района Амурской области. Исследуя вопрос о месте жительства истца, суд учел указанные обстоятельства, а также верно применив к спорным отношениям требования ст. 20 ГК РФ, установил, что проживание истца в г. Белогорске является временным, в связи с отсутствием жилого помещения, на учет для получения которого истица была поставлена именно Возжаевским сельсоветом Белогорского района Амурской области в 2014 году, оснований для переоценки которых по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что к участию в деле не были привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области и Министерство финансов Амурской области, общие обязанности которых являются предметом данного спора, не заслуживают внимания. Круг лиц, участвующих в деле, определен судом полно. В соответствии с п. 16 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 года № 144 главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот является министерство социальной защиты населения области, привлеченное вопреки доводам жалобы к участию в деле и надлежаще извещавшееся судом о дате, месте и времени его рассмотрения.
Кроме того, предметом настоящего спора являлось последующее предоставление специализированного жилого помещения лицу, уже учтенному органом местного самоуправления. Обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений соответствующим категориям лиц действующим законодательством возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оснований полагать о том, что судебным решением будут затронуты права и законные интересы Министерства финансов Амурской области у суда первой инстанции не имелось. Более того, о своем нарушенном праве Министерство финансов Амурской области не заявляло. В этой связи основания для отмены решения суда по данному доводу у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белогорского городского суда Амурской области от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации МО Белогорского района Амурской области - Рыбальченко Ю.А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Председательствующий
Судьи