Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.11.2021
Судья Линчевская М.Г. |
№ 33-3188-2021 УИД 51RS0001-01-2021-002042-97 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
24 ноября 2021 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Койпиш В.В. |
судей |
Исаевой Ю.А. |
Самойленко В.Г. |
|
при секретаре |
Малик А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1943/2021 по исковому заявлению Рубана С. В. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области», федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» о признании действий незаконными, признании права на повышение уровня заработной платы, взыскании заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы
по апелляционной жалобе Рубана С. В. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 02 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., объяснения истца Рубана С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя ответчика федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» Востряковой Е.Л., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Рубан С.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области»), федеральному казенному учреждению «Объединение стратегического командование Северного Флота» - «Центр финансово-экономического обеспечения Северного флота» (далее - ФКУ «ОСК СФ» «Центр ФЭО СФ») о признании действий незаконными, признании права на повышение уровня заработной платы, взыскании заработной платы и компенсации за задержку выплаты заработной платы.
В обоснование заявленных требований указал, что с 01 апреля 2015 г. состоит в трудовых отношениях с ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», с 21 августа 2015 г. переведен на должность председателя ВВК отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата Мурманской области, с 09 января 2019 г. работает в должности ***.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 г. размера средней заработной платы врачей до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Однако повышение к 2018 г. средней заработной платы врачей до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе не произведено, его средняя заработная плата осталась практически неизменной и на уровне средней заработной платы по региону.
Просил суд признать действия ответчиков незаконными, признать за ним право на повышение уровня заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и взыскать в его пользу невыплаченную заработную плату за период с 2018 по 2020 г.г. в размере 1 916 820 рублей 80 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы за 2018 г. в сумме 227 936 рублей 46 копеек, за 2019 г. 132 530 рублей 53 копейки, за 2020 г. 44 155 рублей 05 копеек.
Судом постановлено решение, которым заявленные Рубаном С.В. исковые требования оставлены баз удовлетворения.
В апелляционной жалобе Рубан С.В., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, заявленные им исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обосновании жалобы указывает, что его заработная плата составляла 56% от среднего уровня заработной платы врача Мурманской области и 49,2% от целевого показателя, определенного Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», что свидетельствует о наличии в отношении него дискриминации при оплате труда за равный труд врача.
Полагает ссылку суда на то, что основным видом деятельности ответчика не является медицинская деятельность, противоречащей подпункту 21 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, который определяет медицинскую деятельность, как одну из основных видов деятельности военного комиссариата.
Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статей 1, 2, 3, 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", настаивает на том, что медицинские работники военного комиссариата являются сотрудниками медицинской организации, поскольку они не являются индивидуальными предпринимателями и медицинская деятельность является одним из основных видов деятельности военного комиссариата.
Отмечает, что при рассмотрении иска суд не принял во внимание ответ начальника ГОМУ ГШ ВС РФ № * от 18 сентября 2020 г., согласно которому на сотрудников центров военно-врачебной экспертизы военных комиссариатов распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». При этом указывается, что издание нормативных актов Минобороны России для выплаты надбавок медицинским работникам военных комиссариатов не требуется. Как причина невыплат указывается отсутствие достаточных средств в отношении медицинского персонала военных комиссариатов.
Выражает мнение, что Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» является императивной нормой, требующей обязательного исполнения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статей 2, 21 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацами 2 и 7 части второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
На основании статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
На основании статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
На основании статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) подлежат обязательному включению в трудовой договор. На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом правовой природы трудового спора, процессуальная обязанность по доказыванию соблюдения требований трудового законодательства и соблюдения трудовых прав работника, факта начисления и выплаты заработной платы работнику в полном объеме возлагается на работодателя. В то же время, работник, с учетом обстоятельств конкретного дела, не освобождается от обязанности подтвердить факт нарушения работодателем трудовых прав и соответствующими доказательствами обосновать обстоятельства, на которые он ссылается в качестве оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно пункту 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1609 от 07 декабря 2012 г., военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (Северного флота).
Истец Рубан С.В. на основании трудового договора № * от 01 апреля 2015 г. состоит в трудовых отношениях с ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», с 21 августа 2015 г. в должности ***, с 09 января 2019 г. – в должности ***
В соответствии с пунктом 4.1 трудового договора работнику ежемесячно выплачивается: должностной оклад в размере *** рублей, процентная надбавка за работу в районе Крайнего Севера - 80%; районный коэффициент к заработной плате - 50%; надбавка за выслугу лет в Минобороны России - 30 %.
С 2015 г. на основании дополнительных соглашений истцу изменялся должностной оклад: от 21 августа 2015 г. - *** рублей, от 09 января 2018 г. - *** рублей, от 28 октября 2019 г. - *** рублей, от 01 декабря 2020 г. - *** рублей.
Приказом военного комиссариата Мурманской области № * от 18 июня 2020 г. утверждено Положение о деятельности центра военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Мурманской области (приложение № 7) (далее – Положение о деятельности центра), который является структурным подразделением военного комиссариата субъекта Российской Федерации и осуществляет медицинскую деятельность и методическое руководство военно-врачебной экспертизой в военных комиссариатах муниципальных образований.
Согласно главе 2 Положения о деятельности центра, центр осуществляет виды деятельности в целях обеспечения организации и проведения ВВЭ и врачебно-летной экспертизы (далее - ВЛЭ) в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, а также в других случаях, требующих освидетельствования.
К основным видам деятельности Центра, в том числе относятся: медицинская деятельность, включающая работы (услуги) по ВВЭ, ВЛЭ; организация и проведение ВВЭ (ВЛЭ) в военном комиссариате; организация мероприятий по освидетельствованию и контроль за проведением обследования и лечения граждан при первоначальной постановке на воинский учет, совместно с органом государственной власти субъекта в сфере охраны здоровья; проведение, в составе призывной комиссии субъекта, медицинского осмотра перед направлением к месту службы, граждан получивших отсрочку или освобождение от призыва и граждан, заявивших о несогласии с заключением о годности к военной службе; освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, в военные образовательные организации и т.д.
Медицинская деятельность Центра осуществляется на основании лицензии, полученной военным комиссариатом в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусматривающей выполнение работ (услуг) по ВВЭ и ВЛЭ.
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н" (зарегистрирован в Минюсте России 19 июня 2018 г. N 51386), к должностным обязанностям врача-методиста относятся: рассчитывает показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинской организации, подразделения; составляет проект плана развития здравоохранения медицинской организации; планирует на основе анализа конкретной ситуации в регионе развитие различных видов медицинской помощи населению; организует работу в медицинских организациях по внедрению передового опыта элементов научной организации труда в организациях; организует систему контроля исполнения запланированных мероприятий; проводит инструктаж работников медицинских организаций, организует занятия, семинары, совещания и т.д. конференции по обмену опытом; осуществляет контроль за выполнением запланированных мероприятий в медицинских организациях.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» возложено на Правительство Российской Федерации обеспечить повышение к 2018 г. средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы врачей в соответствующем регионе, что как, указывает истец, не выполнено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Рубана С.В. о признании действий ответчиков незаконными, признании за истцом права на повышение уровня заработной платы и взыскании невыплаченной заработной платы.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда, который соответствует установленным по делу обстоятельствам и согласуется с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения сторон, судебная коллегия, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работодателем в отношении истца допущена дискриминация при оплате труда за равный труд врача, поскольку одним из основных видов деятельности ответчика является медицинская деятельность, в связи с чем медицинские работники военного комиссариата являются сотрудниками медицинской организации, направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Из материалов дела следует, что 28 февраля 2017 г. между работниками военного комиссариата Мурманской области и военным комиссариатом Мурманской области заключен коллективный договор на 2017 - 2019 г.г., срок действия которого на основании соглашения от 10 июля 2020 г. продлен до 31 декабря 2020 г.
Согласно разделу 2.2 Коллективного договора работодатель обеспечивает оплату труда гражданского персонала в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минобороны России.
Работодатель: обеспечивает своевременный перерасчет заработной платы в связи с пересмотром размеров должностных окладов, надбавок, доплат и доведение его до работников; конкретный перечень, критерии выплат и их размеры устанавливаются Положением об оплате труда гражданского персонала Мурманской области (Приложение № 1); своевременно доводит работникам вновь издаваемые законодательные, нормативные правовые и локальные акты по оплате труда; работодатель выплачивает заработную плату, установленную в соответствии с системой оплаты труда гражданского персонала учреждений Минобороны России.
Согласно главе 2 Положения об оплате труда работников военного комиссариата Мурманской области, утвержденного 28 февраля 2017 г., должностные оклады работников военно-врачебной комиссии военного комиссариата Мурманской области устанавливаются применительно к размерам, указанным в «Медицинские и фармацевтические работники» пункта 2 главы III Приложения № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации 2014 г. № 255, и с учетом требований 82-84 главы IV Приложения № 2 «Особенности оплаты труда гражданского персонала, осуществляющего деятельность в сфере здравоохранения».
Главой 3 Положения об оплате труда предусмотрены выплаты стимулирующего характера, которые направлены на стимулирование работников к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу.
На основании пункта 5.1 Положения об оплате труда, планирование фонда заработной платы осуществляется в соответствии с Порядком (приложение № 3 к приказу Минобороны России № 255 от 23 апреля 2014 г.), при этом расчет заработной платы, учет его использования и определение суммы его экономии осуществляется, исходя из штата.
Начисление заработной платы всех работников Военного комиссариата с 01 октября 2019 г. производится в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 (до 01 октября 2019 г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 23 апреля 2014 г. № 255) с особенностями, установленными коллективным договором.
Указанными приказами утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к приказу); компенсационных и стимулирующих выплат в порядке и размерах, установленных приложением N 2 к приказу; руководителям воинских частей и организаций предписано организовать работу по приведению положений об оплате труда (коллективных договоров, локальных нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказами Министра обороны Российской Федерации № 255 от 23 апреля 2014 г. и № 545 от 18 сентября 2019 г., не содержат ссылок на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в отношении медицинских работников Минобороны России.
Оценивая доводы истца о несоответствии уровня его заработной платы положениям Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», суд первой инстанции установил, что пунктами 1 и 3 Указа действительно предусмотрено в 2018 г. повышение средней заработной платы врачей до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе, при этом на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики Правительству Российской Федерации предписано принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количестве оказываемых услуг.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации N 2190-р от 26 ноября 2012 г. утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 гг., а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения».
Согласно разделу IV Программы совершенствование системы стимулирующих выплат будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. и N 761 от 1 июня 2012 г. для соответствующей категории работников.
При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджета всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. и N 761 от 1 июня 2012 г. учитывается нормативная численность работников для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В пункте 2 раздела I «дорожной карты», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р, также указано, что её реализация призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Как следует из абзацев 3, 4 пункта 3 раздела I «дорожной карты», для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт, под которым понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения симулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
В приложении N 4 к указанной Программе утверждена динамика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы работников учреждений, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента N 597, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 г.г. Указанные значения носят индикативный характер и могут быть уточнены в "дорожных картах" по мере реализации Программы.
02 июня 2014 г. издан приказ Министра обороны Российской Федерации N 380 «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан" в 2014 и последующих годах в Министерстве обороны Российской Федерации".
Согласно приведенному приказу целью плана мероприятий "дорожной карты" является укрепление здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, в том числе снижение показателей заболеваемости, путем повышения качества предоставляемых им медицинских услуг на основе повышения эффективности деятельности военно-медицинских организаций (дела – ВМО) Министерства обороны, в штате которых состоят работники, занимающие должности младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающей условия для предоставления медицинских услуг), врачи, а также работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг).
Реализация "дорожной карты" позволяет установить действенные механизмы зависимости уровня оплаты труда медицинских работников ВМО от объема и качеств предоставляемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг.
Повышение качества оказываемых военнослужащим и отдельным категориям граждан медицинских услуг невозможно обеспечить без привлечения высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы (включая здравоохранение) является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых услуг.
"Дорожной картой" устанавливаются показатели деятельности, направленной на повышение эффективности работы ВМО в целом, ее филиалов и структурных подразделений, а также руководителей и медицинских работников. При этом в отношении неэффективно функционирующих ВМО принимаются решения по их реорганизации, реорганизации их филиалов и структурных подразделений или реорганизации программ, в соответствии с которыми функционируют ВМО.
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является повышение эффективности деятельности ВМО путем достижения ими целевых показателей включая основные показатели (индикаторы) состояния здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан, и повышение оплаты труда медицинских работников по результатам деятельности ВМО.
В примечании № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации N 380 от 02 июня 2014 г., указано, что условиями доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и субсидий до ВМО в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 г. являются: наличие собственных "дорожных карт" у ВМО, ее филиалов и территориально обособленных структурных подразделений; наличие в положении об оплате труда медицинских работников ВМО и в коллективных договорах показателей эффективности деятельности медицинских работников; наличие в положении об оплате труда медицинских работников ВМО норм оплаты труда медицинских работников, определенных положениями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, и норм по использованию дополнительных средств на стимулирующие выплаты медицинским работникам в соответствии с показателями и критериями эффективности их деятельности; заключение дополнительного соглашения к трудовому договору руководителя (начальника), в котором устанавливаются его обязанности по достижении в 2014 и последующих годах показателей соотношения средней заработной платы медицинских работников и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, или заключение трудового договора в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации; наличие положительной динамики в достижении целевых показателей деятельности ВМО (выполнение целевых показателей, установленных "дорожными картами").
Планом мероприятий ("дорожной картой", утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 июня 2014 г. № 380, определен круг медицинских работников и работников, обеспечивающих условия для предоставления медицинских услуг, имеющих право на получение стимулирующих выплат. Назначение стимулирующих выплат поставлено в зависимость от результатов труда и качеств оказываемой медицинской помощи. В этом приказе установлено соответствие средней заработной платы медицинских работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2016 г. 159,6 %, в 2017-2018 году 200%.
Разрешая заявленные Рубаном С.В. требования, суд первой инстанции привел в решении исчерпывающее толкование положений приведенных норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, на основании которых пришел к правильному выводу, что выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», как и выплаты по "дорожной карте" в соответствии с приказом Минобороны России от 02 июня 2014 г. 380 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности мероприятий по охране здоровья военнослужащих и отдельных категорий граждан", не являются постоянными выплатами, предусмотренными системой оплаты труда, а относятся к социальным выплатам, направленным на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышение заработной платы определенных категорий работников, являются мерой поощрения работника за добросовестный, качественный труд по результатам работы и зависят от эффективности и результативности труда работника.
Президент Российской Федерации в Указе от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» возложил обязанность по совершенствованию государственной социальной политики на Правительство Российской Федерации и субъекты Российской Федерации в качестве одного из перспективных направлений в работе, а не конкретно на отдельные учреждения, как ошибочно полагает истец, а потому прямо не регулируют размер оплаты труда истца, размер которой обусловлен финансовыми показателями работы ответчика - организации, а также личным трудовым участием работника.
Сведений о том, что действия работодателя противоречат требованиям Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», на который ссылался истец, материалы дела не содержат.
По представленным в материалы дела доказательствам, не имеется оснований полагать, что работодателем нарушены условия Положения об оплате труда работников ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области», а также, что в отношении истца имела место дискриминация в оплате труда.
Напротив, в материалы дела представлены доказательства отсутствия у работодателя оснований для начисления приведенных выплат.
В спорный период истцу выплачивались причитающиеся ему денежные средства в размере, определенном трудовым договором (в редакции дополнительных соглашения), и в порядке, установленном локальным актом работодателя, регулирующим вопросы оплаты труда работников.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно принял во внимание по приведенным в решении мотивам, что «дорожная карта» разработана и реализуется для военно-медицинских организаций Минобороны России, к которым военные комиссариаты (в том числе центр военно-врачебной экспертизы) не относятся.
Также судом по заявлению представителей ответчиков указано о пропуске истцом срока для обращения за защитой нарушенного права в суд, установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по исковым требованиям о взыскании стимулирующей выплаты за февраль 2018, 2019 и по февраль 2020 г.
При указанных обстоятельствах повторяемые в апелляционной жалобе доводы о том, что стимулирующие выплаты являются обязательными составными частями заработной платы истца на основании Указа Президента Российской Федерации 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07 мая 2012 г. N 597, отклоняются судебной коллегией, поскольку само по себе включение в систему оплаты труда возможности материального стимулирования работника не влечет безусловную гарантированность таких выплат, так как основанием для их начисления и выплаты является соблюдение условий, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя и заключенным с работником трудовым договором, а также бюджетным финансированием.
Безусловные гарантии размера заработной платы с учетом данных стимулирующих выплат в 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе на 2018-2020 г.г. для каждого работника выше приведенные нормативные акты и условия трудового договора (дополнительных соглашений) истца не содержатся.
Ссылка в апелляционной жалобе на ответ начальника ГОМУ ГШ ВС РФ № * от 18 сентября 2020 г. (л.д. 27) не ставит под сомнение правильность выводов суда, изложенная в ответе информация не является нормативно-правовым актом.
При таких обстоятельствах решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка, соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 02 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рубана Сергея Владимировича – без удовлетворения.
председательствующий
судьи