Дело № 2-58/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации24 марта 2015 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Косаревой Н.А.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лошкарева <данные изъяты> к <данные изъяты> о признании права на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, понуждении предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
установил:
Лошкарев Д.Ю. обратился в Сарапульский городской суд с исковым заявлением к <данные изъяты> о признании права на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, понуждении предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (л.д. 3-6).
Свои исковые требования истец мотивировал следующим.
13.03.2013 г. примерно в 16 час. 50 мин. загорелся дом, в котором он зарегистрирован по месту постоянного проживания, с очагом пожара, происшедшем в 2-х этажном 7-ми квартирном доме, расположенном по адресу: г. Сарапул, <адрес>. Пожар потушен силами пожарных подразделений 13.03.2013 г. в 19 час. 30 мин. В результате пожара уничтожена кровля дома, повреждено строение, веранда, квартиры № и №.
Межведомственная комиссия по результатам рассмотренных документов и актов обследования, приняла заключение о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Он имеет состав семьи: он и его дочь Лошкарева <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Он и дочь состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Постановлением Администрации г. Сарапула от 30.10.2013 г. № он и дочь, зарегистрированные по адресу: г. Сарапул: <адрес>, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признаны малоимущими.
До настоящего времени жилье им не предоставлено, что противоречит действующему закону и нарушает жилищные права его и дочери.
В настоящее время иных жилых помещений в собственности он не имеет.
Полагает, что своим бездействием ответчик грубо нарушает его жилищные права, поскольку он имеет право на получение благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке.
Поскольку он отнесен к категории малоимущих граждан, то есть не способен приобрести на свои личные средства жилое помещение, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
Жилое помещение по адресу: г. Сарапул, <адрес> находилось в его пользовании, до уничтожения в результате пожара право его приватизации не было реализовано в установленном законом порядке.
Таким образом, жилое помещение находилось в его эксплуатации и не может быть им использовано исключительно в силу уничтожения его пожаром.
В силу п.п. 1,8,9 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ ему должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, то есть с учетом семьи из 2 человек, общей площадью не менее 24 кв.м.
Просит признать за ним право на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм (12 кв.м. на 1 человека), отвечающего санитарным и техническим требованиям, обязать <данные изъяты> предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, то есть жилой площадью не менее 24 кв.м., состоящее из двух комнат, в границах г. Сарапула, установить срок исполнения решения суда до 01.02.2015 г.
Истец в суд не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Его интересы в суде представляли адвокат Косолапов А.Ю., действующий на основании ордера, и Архарова Н.Н., действующая на основании нотариальной доверенности от 12.07.2013 г. (сроком действия 3 года), которые исковые требования поддержали, привели доводы, аналогичные изложенным в заявлении.
Представители ответчика Валиева В.П. и Колчина О.А., действующие на основании письменных доверенностей, исковые требования не признали.
Третье лицо Лошкарева Е.Д. направила в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлены и сторонами не оспаривались следующие обстоятельства.
Свидетельством о рождении (бланк I-НИ № №, л.д. 60), выданным повторно Управлением ЗАГС Администрации г. Сарапула УР РФ 02.12.2008 г., подтверждается, что родителями Лошкаревой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Лошкарев <данные изъяты> и Лошкарева <данные изъяты>.
Брак между Лошкаревым Д.Ю. и ФИО14 был прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о расторжении брака (бланк I-НИ № №, л.д. 38), выданным Управлением ЗАГС Администрации г. Сарапула УР РФ ДД.ММ.ГГГГ г.
Свидетельством о смерти (бланк I-НИ № №, л.д. 40), выданным Управлением ЗАГС Администрации г. Сарапула УР РФ ДД.ММ.ГГГГ г., подтверждается, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ г.
Лошкарев Д.Ю. и его дочь Лошкарева Е.Д. являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: г. Сарапул, <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждается договором социального найма жилого помещения от 08.07.2013 г. № (л.д. 14-15, 43-44). Из п. 1 договора следует, что указанным лицам Управлением имущественных отношений г. Сарапула передана в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 24,1 кв.м., по адресу: г. Сарапул, <адрес>. Право пользования истца и его дочери Лошкаревой Е.Д. жилым помещением по адресу: г. Сарапул, <адрес>, представители ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривали.
Лошкарев Д.Ю., Лошкарева Е.Д. зарегистрированы по адресу: г. Сарапул, <адрес>, что подтверждается справками Управления имущественных отношений г. Сарапула от 20.11.2014 г. (л.д. 41), от 19.03.2015 г. (л.д. 135), поквартирной карточкой (л.д. 17 с обрат. стороны), карточками прописки (регистрации), л.д. 18, данными паспортов Лошкарева Д.Ю. (л.д. 77-87) и Лошкаревой Е.Д. (л.д. 53-58).
Согласно справке начальника отделения дознания ОНД г. Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Каракулинского районов Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР ФИО12 от 13.07.2013 г., 13.03.2013 г. произошел пожар в доме по адресу: г. Сарапул, <адрес>, в результате пожара огнем уничтожена кровля дома, повреждено строение дома, квартиры в доме и имущество, расположенное в них (л.д. 10 и 11 с обрат. стороны).
Заключением межведомственной комиссии от 28.09.2013 г. многоквартирный дом <адрес> г. Сарапула признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 110).
Из акта обследования многоквартирного дома, составленного межведомственной комиссией 28.09.2013 г. следует, что многоквартирный дом <адрес> г. Сарапула оборудован печным отоплением, электроснабжением; воздействием пожара была охвачена внутренняя часть поверхности стен второго этажа жилого дома, помещения от воздействия пожара были подвержены сильному задымлению и поверхностному обугливанию, полностью сгорела внутренняя обшивка стен второго этажа; со стороны двора частично сгорела деревянная обшивка стен; доски чердачного перекрытия строения обуглены и частично разрушены; междуэтажные перекрытия в части жилых помещений также обуглены; в местах общественного пользования перекрытие полностью обуглено и разрушено, восстановлению не подлежит; стропильная, деревянная конструкция крыши полностью повреждена пожаром, стропильная система обуглена в 100% объеме, имеются разрушения в размере 80% объема всей конструкции крыши; обрешетка под строением полностью разрушена, кровля из волнистых асбоцементных листов на поврежденной пожаром конструкции крыши разрушилась; в местах разрушения перекрытий верхних этажей полы на момент осмотра повреждены задымлением и поверхностным обугливанием; имеется угроза возможного обрушения и падения вышележащих конструкций; в помещениях первого этажа покрыты копотью и гарью (л.д. 108-109).
Аварийное состояние здания подтверждается также строительно-техническим заключением, проведенным ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» в июне 2013 г. (л.д. 111-129). Из заключения следовало, что целью обследования объекта (жилого дома, расположенного по адресу: г. Сарапул, <адрес>) являлось выявление дефектов и повреждений конструкций дома, возникших после пожара. В результате обследования было установлено, что при общей степени повреждения несущих и ненесущих конструкций и при данном разрушении строительных конструкций, объект является не подлежащим восстановлению и дальнейшему использованию. Техническое состояние несущих конструктивных элементов, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность и угрозу для жизни и здоровья людей.
Постановлением Администрации г. Сарапула от 30.10.2013 г. № Лошкарев Д.Ю., Лошкарева Е.Д., зарегистрированные по адресу: г. Сарапул, <адрес>, в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признаны малоимущими (л.д. 12 с обрат. стороны).
Постановлением Администрации г. Сарапула от 04.12.2013 г. № Лошкарев Д.Ю., Лошкарева Е.Д., зарегистрированные по адресу: г. Сарапул, <адрес>, приняты на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 12). Указанное обстоятельство подтверждается также справкой отдела по жилищным вопроса населения Администрации г. Сарапула от 07.04.2014 г. (л.д. 42).
Согласно постановлению Администрации г. Сарапула от 14.11.2013 г. № (л.д. 49) и договору найма жилого помещения маневренного жилищного фонда от 14.11.2013 г. (л.д. 47-48) Лошкареву Д.Ю. и Лошкаревой Е.Д. предоставлено за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 19,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Сарапул, <адрес>, для временного проживания в нем. Из п. 2 договора от 14.11.2013 г. следует, что жилое помещение предоставлено в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
Таким образом, из анализа представленных суду доказательств устанавливается следующее:
на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ истец с дочерью имели в пользовании квартиру <адрес> г. Сарапула, находившуюся в муниципальном жилищном фонде;
13.03.2013 г. многоквартирный дом <адрес> г. Сарапула приведен в непригодное для проживания состояние в результате пожара;
заключением межведомственной комиссии от 28.09.2013 г. жилой дом <адрес> г. Сарапула признан аварийным и подлежащим сносу;
Лошкарев Д.Ю. в составе семьи: он и его дочь Лошкарева Е.Д., признаны малоимущими в установленном законом порядке и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу и его дочери <данные изъяты> не предоставлено.
В связи с тем, что жилое помещение, в котором Лошкаревы проживали ранее, уничтожено пожаром и признано непригодным и подлежащим сносу, истец обращался в <данные изъяты> с заявлением о предоставлении жилья, указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, однако жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено, что явилось основанием для обращения Лошкарева Д.Ю. с иском в суд.
Не признавая исковые требования истца, представители ответчика сослались на то, что у истца не возникло права на внеочередное предоставление ему и его дочери жилья, поскольку <данные изъяты> планирует включить аварийный дом в программу по сносу аварийного жилья в 2017 г. и после этого он будет обеспечен жильем, кроме того, представители ответчика указали на то, что считают семью Лошкарева обеспеченной жильем в связи с предоставлением ему и его дочери жилья в маневренном жилищном фонде.
Эти доводы представителей ответчика суд находит несостоятельными и не соответствующими действующему жилищному закону. В свою очередь, суд считает, что истцом были представлены доказательства обоснованности заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. № 376-О-П «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ»:
как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики РФ предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, в свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества;
эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе и международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 международного пакта об экономических, социальных и культурных правах); закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40);
из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст. 2, 21 ч. 1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для РФ норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно;
реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ);
такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище;
при этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения;
таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, относятся: учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу ч. 1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Поскольку в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что жилой дом, в котором проживал истец со своей дочерью, уничтожен в результате пожара и признан аварийным и подлежащим сносу, то в соответствии с положениями п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ, требование истца о возложении обязанности на <данные изъяты> предоставить в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма вне очереди является законным и обоснованным.
Суд учитывает также, что ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащими сносу.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствии со ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания, в частности, для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
Судом установлено, что истцу Лошкареву Д.Ю. и его дочери Лошкаревой Е.Д. после пожара Администрацией г. Сарапула было предоставлено жилье для временного проживания в специализированном маневренном жилищном фонде, иных жилых помещений истец ни в найме, ни в собственности не имеет.
Предоставление Лошкаревым Администрацией г. Сарапула жилого помещения во временное пользование в специализированном маневренном жилищном фонде, с учетом назначения жилых помещений в таком фонде, не является доказательством обеспечения их жилым помещением в установленном жилищным законом порядке. Ссылка представителей ответчика на это обстоятельство в порядке возражения против иска несостоятельна.
Из доказательств, представленных истцом, следует, что после произошедшего в доме <адрес> г. Сарапула пожара и признания Лошкарева Д.Ю. и Лошкаревой Е.Д. малоимущими, у них возникло право по предоставление им вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Оспаривание ответчиком права истца и его дочери на внеочередное предоставление жилья носило в суде безосновательный характер, этот довод ответчика противоречит действующему жилищному закону. Следовательно, исковое требование истца о признании за ним права на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, отвечающего санитарным и техническим требованиям, подлежит удовлетворению.
Исходя из этого, ссылки представителей ответчика на то, что у истца не возникло права на внеочередное предоставление ему и его дочери жилья, поскольку Администрация г. Сарапула планирует включить аварийный дом в программу по сносу аварийного жилья в 2017 г. и после этого он будет обеспечен жильем, а также на то, что ответчик считает семью Лошкарева обеспеченной жильем в связи с предоставлением ему и его дочери жилья в маневренном жилищном фонде, несостоятельны и не являются основанием для отказа истцу в иске.
Следовательно, исковое требование Лошкарева Д.Ю. о признании за ним права на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что его единственное жилое помещение было признано непригодным для проживания после пожара, законно и обоснованно и должно быть удовлетворено судом.
Обеспечивая единство сложившейся судебной практики, закрепленной в ответе на вопрос № 3 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 г., утвержденного постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.09.2009 г., согласно которому, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
У истца и его дочери отсутствует какое-либо жилое помещение по договору социального найма или на праве собственности, что подтверждается справками Сарапульского филиала «Удмурттехинвентаризации» (л.д. 10). Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось и не было опровергнуто в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, жилое помещение (квартира <адрес> г. Сарапула), признанное в установленном законом порядке непригодным для проживания и подлежащим сносу и уничтоженное в результате пожара, действительно являлось единственным жильем для истца и его дочери, учитывая, что истец не имеет возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Конституцией РФ гарантировано и закреплено право каждого на жилище (ст. 40) и одновременно возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления этого права, по оказанию содействия в обеспечение нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, которые находятся вне сферы их контроля.
Статьей 50 ЖК РФ предусмотрено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Пунктом 1.1 решения Сарапульской городской Думы от 17.03.2011 г. № 4-66 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена на территории г. Сарапула в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 58 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.
Исходя из этих норм жилищного закона, Лошкареву Д.Ю. ответчиком на состав семьи два человека (он и дочь) должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм (12 кв.м. на 1 человека), общей площадью не менее 24 кв.м., с числом комнат не менее двух.
Таким образом, совокупность представленных истцом достаточных доказательств дают суду основания сделать вывод о том, что исковые требования Лошкарева Д.Ю. к <данные изъяты> о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм (12 кв.м. на 1 человека), отвечающего санитарным и техническим требованиям, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению, надлежит обязать <данные изъяты> предоставить Лошкареву Д.Ю. на состав семьи из двух человек (он и дочь Лошкарева Е.Д.) вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в доме капитального типа в черте города Сарапула Удмуртской Республики, пригодное для постоянного проживания и соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью на одного человека не менее нормы предоставления (в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека), т.е. общей площадью не менее 24 кв.м., с числом комнат не менее двух.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Лошкарева <данные изъяты> к <данные изъяты> о признании права на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, понуждении предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, удовлетворить:
признать за Лошкаревым <данные изъяты> право на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм (12 кв.м. на 1 человека), отвечающего санитарным и техническим требованиям;
обязать <данные изъяты> предоставить Лошкареву <данные изъяты> на состав семьи из двух человек (он и дочь Лошкарева <данные изъяты>) вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в доме капитального типа в черте города Сарапула Удмуртской Республики, пригодное для постоянного проживания и соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью на одного человека не менее нормы предоставления (в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека), т.е. общей площадью не менее 24 кв.м., с числом комнат не менее двух.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 01 апреля 2015 г.
Судья Н.А.Косарева