Дело №2а-952/2020
УИД:13RS0019-01-2020-002033-07
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 18 ноября 2020 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.
при секретаре Чичаевой Е.В.
с участием в деле:
административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия
административного ответчика - Симонова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия к Симонову А.Н. о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Симонову А.Н. о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что Симонов А.Н. имел на праве собственности транспортные средства, жилой дом и земельный участок, признаваемые объектами налогообложения. Обязанность по уплате налогов в установленный законом срок Симонов А.Н. не исполнил. При наличии недоимки налогоплательщику направлялись требования об уплате налогов и пеней, начисленных на сумму недоимки. Срок исполнения требований истек, в добровольном порядке требования Симоновым А.Н. не исполнены.
Просит восстановить срок подачи административного искового заявления, пропущенный по уважительной причине, взыскать с Симонова А.Н. задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 5185 рублей, пеням в размере 263 рублей 07 копеек, налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 156 рублей 92 копеек, пеням в размере 32 рублей 23 копеек, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 833 рублей 65 копеек, пеням в размере 164 рублей 46 копеек, всего в размере 6635 рублей 33 копеек.
Участвующие в деле лица - представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия, административный ответчик Симонов А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, их явка не признана судом обязательной.
Исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
При рассмотрении административного дела установлено, что Симонов А.Н., на котором были зарегистрированы транспортные средства - в период с 16 сентября 2011 г. по 10 июня 2015 г. транспортное средство <данные изъяты>, в период с 30 июня 2012 г. по 25 сентября 2014 г. транспортное средство <данные изъяты>, и который обладал на праве собственности в период с 10 апреля 2003 г. по 10 июня 2015 г. жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, признан налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Обязанность по уплате налогов на основании налоговых уведомлений в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, Симоновым А.Н. не исполнена.
При наличии недоимки налогоплательщику направлялись требования об уплате налогов, пеней, начисленных на сумму недоимки:
требование № от 10 ноября 2015 г. об уплате в срок по 26 января 2016 г. налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 108 рублей 92 копеек, пеней в размере 31 рубля 17 копеек, начисленных на сумму недоимки;
требование № от 10 ноября 2015 г. об уплате в срок до 26 января 2016 г. земельного налога за 2014 г. в размере 553 рублей 65 копеек, пеней в размере 158 рублей 66 копеек, начисленных на сумму недоимки;
требование № от 7 февраля 2017 г. об уплате в срок по 17 марта 2017 г. транспортного налога с физических лиц за 2015 г. в размере 5185 рублей, налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 48 рублей, земельного налога за 2015 г. в размере 280 рублей, пеней в размере 123 рублей 12 копеек, начисленных на сумму недоимки.
Срок исполнения требований истек, в добровольном порядке требования Симоновым А.Н. не исполнены.
За Симоновым А.Н. числится задолженность по налогам и пеням в размере 6635 рублей 33 копеек, в том числе:
транспортному налогу с физических лиц за 2015 г. в размере 5185 рублей, пеням в размере 263 рублей 07 копеек, начисленным на сумму недоимки;
налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 156 рублей 92 копеек, пеням в размере 32 рублей 23 копеек, начисленным на сумму недоимки;
земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 г. и 2015 г. в размере 833 рублей 65 копеек, пеням в размере 164 рублей 46 копеек, начисленным на сумму недоимки.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения налогового органа в суд с административным иском.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей налоговый орган не обращался.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
По общему правилу, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57).
Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога и сбора самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога и сбора параметры их элементов, в том числе состав плательщиков и объектов налогообложения.
Транспортный налог относится к региональным налогом (статья 14), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты (статья 356).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357); объектом налогообложения данным видом налога признаются автомобили, иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358).
Земельный налог относится к местным налогом (статья 15), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, указанные органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог (пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации относится к местным налогом (статья 15), с 1 января 2015 г. устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 399).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) наряду с другим имуществом жилой дом, квартира (статья 400, пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действовавшего до дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2014 г. №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 №284-ФЗ).
Устанавливая систему налогов и сборов в Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел пеню как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (статья 75).
При наличии у налогоплательщика, плательщика страховых взносов недоимки ему направляется требование об уплате налога, страховых взносов, пеней, штрафов в порядке и в сроки, определенные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Направление налоговым органом административному ответчику требований об уплате налогов, пеней и неисполнение им требований в добровольном порядке установлено.
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (абзацы третий, четвертый пункта 1 статьи 48).
По общему правилу, установленному абзацем первым пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока подачи в суд административного искового заявления суд исходит из следующего.
Срок исполнения требований об уплате налогов, пеней, в отношении которых подано административное исковое заявление о взыскании, истек и поскольку сумма налогов, пеней, учитываемая налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с административного ответчика, превысила 3000 рублей, административное исковое заявление о взыскании налогов, пеней могло быть подано в суд в срок до 19 сентября 2017 г.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подано в суд по истечении указанного срока.
При рассмотрении заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд исходит из следующего.
Пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины (абзац четвертый пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец в качестве причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением указал на наличие большого объема работы.
Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Иные причины несвоевременной подачи административного искового заявления административным истцом не указаны.
Поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока подачи административного искового заявления административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения заявления и восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Установив, что срок подачи административного искового заявления в суд административным истцом пропущен без уважительной причины, суд на основании данных обстоятельств отказывает в удовлетворении административного искового заявления.
От уплаты государственной пошлины при подаче административного иска административный истец был освобожден, заявлений о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением дела, от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Оснований для прекращения производства по административному делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска к Симонову А.Н. о взыскании обязательных платежей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать.
В удовлетворении административного иска о взыскании с Симонова А.Н. задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 5185 рублей, пеням в размере 263 рублей 07 копеек, налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 156 рублей 92 копеек, пеням в размере 32 рублей 23 копеек, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 833 рублей 65 копеек, пеням в размере 164 рублей 46 копеек, всего в размере 6635 рублей 33 копеек, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 1 декабря 2020 г.
Дело №2а-952/2020
УИД:13RS0019-01-2020-002033-07
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 18 ноября 2020 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.
при секретаре Чичаевой Е.В.
с участием в деле:
административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия
административного ответчика - Симонова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия к Симонову А.Н. о взыскании обязательных платежей,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия (далее - Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Мордовия, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Симонову А.Н. о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что Симонов А.Н. имел на праве собственности транспортные средства, жилой дом и земельный участок, признаваемые объектами налогообложения. Обязанность по уплате налогов в установленный законом срок Симонов А.Н. не исполнил. При наличии недоимки налогоплательщику направлялись требования об уплате налогов и пеней, начисленных на сумму недоимки. Срок исполнения требований истек, в добровольном порядке требования Симоновым А.Н. не исполнены.
Просит восстановить срок подачи административного искового заявления, пропущенный по уважительной причине, взыскать с Симонова А.Н. задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 5185 рублей, пеням в размере 263 рублей 07 копеек, налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 156 рублей 92 копеек, пеням в размере 32 рублей 23 копеек, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 833 рублей 65 копеек, пеням в размере 164 рублей 46 копеек, всего в размере 6635 рублей 33 копеек.
Участвующие в деле лица - представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Мордовия, административный ответчик Симонов А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, их явка не признана судом обязательной.
Исследовав письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
При рассмотрении административного дела установлено, что Симонов А.Н., на котором были зарегистрированы транспортные средства - в период с 16 сентября 2011 г. по 10 июня 2015 г. транспортное средство <данные изъяты>, в период с 30 июня 2012 г. по 25 сентября 2014 г. транспортное средство <данные изъяты>, и который обладал на праве собственности в период с 10 апреля 2003 г. по 10 июня 2015 г. жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, признан налогоплательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Обязанность по уплате налогов на основании налоговых уведомлений в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, Симоновым А.Н. не исполнена.
При наличии недоимки налогоплательщику направлялись требования об уплате налогов, пеней, начисленных на сумму недоимки:
требование № от 10 ноября 2015 г. об уплате в срок по 26 января 2016 г. налога на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 108 рублей 92 копеек, пеней в размере 31 рубля 17 копеек, начисленных на сумму недоимки;
требование № от 10 ноября 2015 г. об уплате в срок до 26 января 2016 г. земельного налога за 2014 г. в размере 553 рублей 65 копеек, пеней в размере 158 рублей 66 копеек, начисленных на сумму недоимки;
требование № от 7 февраля 2017 г. об уплате в срок по 17 марта 2017 г. транспортного налога с физических лиц за 2015 г. в размере 5185 рублей, налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 48 рублей, земельного налога за 2015 г. в размере 280 рублей, пеней в размере 123 рублей 12 копеек, начисленных на сумму недоимки.
Срок исполнения требований истек, в добровольном порядке требования Симоновым А.Н. не исполнены.
За Симоновым А.Н. числится задолженность по налогам и пеням в размере 6635 рублей 33 копеек, в том числе:
транспортному налогу с физических лиц за 2015 г. в размере 5185 рублей, пеням в размере 263 рублей 07 копеек, начисленным на сумму недоимки;
налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 156 рублей 92 копеек, пеням в размере 32 рублей 23 копеек, начисленным на сумму недоимки;
земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2014 г. и 2015 г. в размере 833 рублей 65 копеек, пеням в размере 164 рублей 46 копеек, начисленным на сумму недоимки.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения налогового органа в суд с административным иском.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей налоговый орган не обращался.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
По общему правилу, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57).
Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога и сбора самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога и сбора параметры их элементов, в том числе состав плательщиков и объектов налогообложения.
Транспортный налог относится к региональным налогом (статья 14), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты (статья 356).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (статья 357); объектом налогообложения данным видом налога признаются автомобили, иные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358).
Земельный налог относится к местным налогом (статья 15), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, указанные органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог (пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации относится к местным налогом (статья 15), с 1 января 2015 г. устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 399).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) наряду с другим имуществом жилой дом, квартира (статья 400, пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действовавшего до дня вступления в силу Федерального закона от 4 октября 2014 г. №284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 №284-ФЗ).
Устанавливая систему налогов и сборов в Налоговом кодексе Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел пеню как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (статья 75).
При наличии у налогоплательщика, плательщика страховых взносов недоимки ему направляется требование об уплате налога, страховых взносов, пеней, штрафов в порядке и в сроки, определенные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Направление налоговым органом административному ответчику требований об уплате налогов, пеней и неисполнение им требований в добровольном порядке установлено.
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (абзацы третий, четвертый пункта 1 статьи 48).
По общему правилу, установленному абзацем первым пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац второй пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац третий пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении вопроса о соблюдении административным истцом срока подачи в суд административного искового заявления суд исходит из следующего.
Срок исполнения требований об уплате налогов, пеней, в отношении которых подано административное исковое заявление о взыскании, истек и поскольку сумма налогов, пеней, учитываемая налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с административного ответчика, превысила 3000 рублей, административное исковое заявление о взыскании налогов, пеней могло быть подано в суд в срок до 19 сентября 2017 г.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подано в суд по истечении указанного срока.
При рассмотрении заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления суд исходит из следующего.
Пропущенный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины (абзац четвертый пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец в качестве причины пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением указал на наличие большого объема работы.
Между тем большой объем работы и иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу административного искового заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска установленного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. Иные причины несвоевременной подачи административного искового заявления административным истцом не указаны.
Поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока подачи административного искового заявления административным истцом не представлено, оснований для удовлетворения заявления и восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления не имеется.
В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Установив, что срок подачи административного искового заявления в суд административным истцом пропущен без уважительной причины, суд на основании данных обстоятельств отказывает в удовлетворении административного искового заявления.
От уплаты государственной пошлины при подаче административного иска административный истец был освобожден, заявлений о возмещении судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением дела, от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Оснований для прекращения производства по административному делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьей 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска к Симонову А.Н. о взыскании обязательных платежей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать.
В удовлетворении административного иска о взыскании с Симонова А.Н. задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 5185 рублей, пеням в размере 263 рублей 07 копеек, налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 156 рублей 92 копеек, пеням в размере 32 рублей 23 копеек, земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 833 рублей 65 копеек, пеням в размере 164 рублей 46 копеек, всего в размере 6635 рублей 33 копеек, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Мордовия отказать в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 1 декабря 2020 г.