Дело № 2-314/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Заводоуковск 18апреля 2017 года
Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:
судьи Агаповой О.Е.,
при секретаре Сурниной А.В.,
с участием представителя истца Б.А., представителя ГУ УПФ РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) К.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Т. к ГУ УПФ РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) о защите нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
В.Т. (далее истец) обратилась в суд с вышеназванным иском к ГУ УПФ РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) (далее ответчик, УПФ). Свои требования мотивирует тем, что ... она обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей досрочно пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Закона РФ от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с выработкой 25 летнего стажа педагогической деятельности. Своим решением ... от ... ответчиком ей отказано в зачете в специальный стаж периодов работы в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад ... с ... по ..., в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Центр развития ребенка - детский сад ...» с ... по ..., в должности воспитателя в дошкольном комбинате «... завода «... с ... по ... и с ... по ..., в должности воспитателя в детском комбинате ... Тюменского аккумуляторного завода с ... по ..., в том числе нахождение в отпуске по уходу за ребенком до года с ... по ... и до 1,5 лет с ... по .... Истец с решением не согласна, считает, что указанные периоды должны быть включены в её страховой стаж. По доводам изложенным в заявлении, основываясь на постановление Пленум Верховного суда Российской Федерации от ... ... о практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» истец просит суд: признать незаконным оспариваемое решение ГУ Управления Пенсионного фонда в ...; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий ей право на назначение досрочной пенсии по старости периодов работы в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «...» (далее АНО ЦРР «...») с ... по ..., в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Центр развития ребенка - детский сад ...» с ... по ..., в должности воспитателя в дошкольном комбинате «... «...» с ... по ... и с ... по ..., в должности воспитателя в детском комбинате ... Тюменского аккумуляторного завода с ... по ..., в том числе нахождение в отпуске по уходу за ребенком до года с ... по ... и до 1,5 лет с ... по ... и обязать ответчика назначить ей с ... пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании В.Т. поддержала исковые требования. Просила удовлетворить по доводам искового заявления.
Представитель истца адвокат Б.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по следующим основаниям.
Представитель УПФ К.Н на удовлетворении иска возражала.
Выслушав стороны, изучив материалы, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению.
Страховая пенсия по старости назначается в соответствии с Федеральным законом от ... N 400-ФЗ (ред. от ..., с изм. от ...) «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ).
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании частей 2, 3 ст. 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Пунктом «м» Постановления Правительства РФ от ... N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено применение при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... (далее Список, Правила).
По Списку и Правилам работа воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований; центрах развития ребенка - детских садах, яслях - садах (садах-яслях), детских яслях засчитывается в педагогическую деятельность, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» начиная с ... - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
По Списку и Правилам (в ред. Постановления Правительства РФ от ... N 449) работа воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях: детских садах всех наименований; центрах развития ребенка - детских садах, яслях - садах (садах-яслях), детских яслях засчитывается в педагогическую деятельность, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» начиная с ... - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от ... N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от ... N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
На момент возникновения спорных правоотношений действует Федеральный закон от ... N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из материалов дела, ... В.Т. обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением от ... ... ответчик УПФ отказал истцу в том числе, в зачете в страховой стаж для назначения пенсии по старости период ее работы:
- в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «Золушка» (далее АНО ЦРР «Детский сад ...») с ... по ...,
- в Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Центр развития ребенка - детский сад «... с ... по ...,
- в дошкольном комбинате «Березка» завода «Тюменьсельмаш» с ... по ... и с ... по ...,
- в детском комбинате ... Тюменского аккумуляторного завода с ... по ..., в том числе нахождение в отпуске по уходу за ребенком до года с ... по ... и до 1,5 лет с ... по ... (л.д. 26-30).
Этим же решением, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа, В.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Именно в этой части истцом и оспаривается решение ответчика. На основании части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и законность решения ответчика в остальной части не проверяет.
Суд считает решение ответчика в части оспариваемой истцом незаконным по нижеследующим основаниям.
Из копии трудовой книжки судом установлено, что истица В.Т. (до заключения брака Рудь) приказом по Заводоуковскому комбинату строительных материалов объединения «...» ...-к от ... принята временно воспитателем в детский сад «... (запись ...). Уволена по собственному желанию приказом ...-к от ... (запись ...). Приказом по заводу «Тюменьсельмаш» ... к от ... принята воспитателем в дошкольный комбинат «...» с ... (запись ...). Уволена с... с работы приказом ... к от ... (запись ...). Принята воспитателем в детский сад «Белочка» приказом ... к от ... (запись ...). Уволена по собственному желанию приказом ...-к от ... (запись ...). Приказом по Тюменскому аккумуляторному заводу ... к от ... принята воспитателем в детский комбинат с... (запись ...). Приказом ... к от ..., в связи с переводом мужа для дальнейшей службы за границей, уволена с ... (запись ...). Приказом по Ялуторовскому лесозаводу ... от ... принята воспитателем в детский сад с ... (запись ...). Уволена с ... переводом в распоряжение ГОРОНО ..., приказ ... от ... (запись ...). Приказом по отделу образования администрации ... ... А от ... принята на работу с ... в связи с переводом в детский сад ... в качестве воспитателя, на основании Постановления ... от ... администрации ... (запись ...). Приказом ... от ... уволена с работы по собственному желанию (запись 16). Приказом ... от ... принята воспитателем в д\с Золушка Комитета образования по 10 разряду ЕТС с ... (запись ...). Уволена приказом ... от ... по собственному желанию (запись ...). Приказом ... от ... принята воспитателем в Центр социальной помощи семье и детям с ... (запись ...). Уволена с ... по уходу за детьми до 14 лет приказ ... от ... (запись ...). Приказом ... от ... принята воспитателем в д\с ... Комитета образования с ... (запись ...). Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающегося вида «...» реорганизовано в форме преобразования в автономную некоммерческую организацию Центр развития ребенка «Детский сад «...» с ... на основании распоряжения Главы муниципального образования ... от ... .... Приказом ... от ... истица с ... принята на должность воспитателя (запись ...). Приказом ... от ... с ... истице присвоена вторая квалификационная категория по должности воспитатель в соответствии с действующим положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников и на основании решения аттестационной комиссии детского сада от ... (запись ...). Приказом ... от ... Автономная некоммерческая организация Центр развития ребенка «Детский сад «Золушка» переименована с ... в автономную некоммерческую организацию дошкольного образования «Центр развития ребенка «Детский сад «...» на основании протокола Правления ... от .... Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации за основным государственным номером ... от ... (запись ...). Уволена переводом в Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка –детский сад «...» с ... (запись ...). Приказом ... от ... принята переводом на должность воспитателя в Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка–детский сад «Золушка» с ... (запись ...). Приказом ... к от ... присвоена вторая квалификационная категория сроком на 5 лет (запись 27). Вкладыш в трудовую книжку содержит следующие сведения: с ... Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка–детский сад «...» реорганизовано в форме присоединения к Автономному учреждению дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «центр развития ребенка – детский сад «...» с ..., Постановление администрации Заводоуковского городского округа от ... ... (запись ...). Трудовые отношения продолжены с согласия работника в должности воспитателя филиале детский сад «... приказ ...-к от .... Приказом департамента образования и науки ... к от ... присвоена первая квалификационная категория по должности воспитатель (запись ...). Приказом детского сада «...» ...-ОД от ... филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «центр развития ребенка – детский сад «Светлячок» детский сад «...» переименован в детский сад «...», филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «центр развития ребенка – детский сад «... с ... (детский сад «Золушка» филиал детского сада «...» (запись ...). Работает в должности воспитателя по настоящее время (л.д. 8-25).
Аналогичные сведения содержатся и в справках от ... ..., от ... ..., от ... (л.д. 31-32,33,34).
Таким образом, стаж работы воспитателем в дошкольных образовательных учреждениях в дошкольных образовательных учреждениях без учета периодов работы В.Т. в автономных некоммерческих организациях на период её обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ... составил 19 лет 09 мес. 14 дней. В судебном заседании истцом этот стаж не оспаривался.
С учетом стажа работы В.Т. в должности воспитателя, 2 года 3 мес. 13 дней в Автономной некоммерческой организации Центр развития ребенка «Детский сад «...» переименованой с ... в автономную некоммерческую организацию дошкольного образования «Центр развития ребенка «Детский сад «...»; 9 мес. 13 дней в дошкольном комбинате «...» завода «...» (правопредшественник ОАО «Заводоуковский машиностроительный завод); 2 года 8 дней в детском комбинате Тюменского аккумуляторного завода, педагогический стаж истца составлял на день обращения к ответчику с заявлением 24 года 10 мес. 18 дней. В судебном заседании представитель ответчика К.Н подтвердила указанное обстоятельство.
Законодатель в действующем пенсионном обеспечении не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа работу в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации дошкольного образования.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ... ...-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
Так же ранее действовавшим Федеральным законом № 173-ФЗ сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно части 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п. 1, 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от ... N 7-ФЗ (ред. от ...) «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2). Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п. 3).
Аналогичные организационно-правовые формы некоммерческих организаций содержаться и в параграфе 5 «Некоммерческие организации» раздела 1 «Общие положения» ГК РФ.
Таким образом, учреждение является организационно-правовой формой некоммерческой организации, равно как и автономная некоммерческая организация является организационно-правовой формой некоммерческой организации.
В соответствии с Федеральным законом от ... № 273-ФЗ (ред. от ...) «Об образовании в Российской Федерации» систему образования в Российской Федерации представляет, в том числе, сеть образовательных учреждений и научных организаций, а также государственных и негосударственных образовательных организаций. Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Следовательно, образовательные учреждения для детей всех форм собственности и автономные некоммерческие образовательные организации для детей независимо от формы собственности входят в систему образования.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ... N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно пункту 17 вышеназванного постановления, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19-21 части 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Проанализировав учредительские документы – Уставы, лицензии, решения о регистрации, свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, распоряжения, приказы (л.д. 35-75, 83-109), суд установил, что Автономная некоммерческая организация Центр развития ребенка «Детский сад ...» и Автономная некоммерческую организацию дошкольного образования «Центр развития ребенка «Детский сад «...» являются по сути дошкольной образовательной организацией, учрежденной органами местного самоуправления с функциями, целями и задачами тождественными детскому саду.
Сопоставив должностные обязанности в качестве воспитателя во всех правовых формах детского сада «Золушка» (л.д. 77-82, 110-115) суд не установил существенных различий. Должностные обязанности истца во все периоды ее работы были одни и те же. Таким образом, после изменения организационно-правовой формы и формы собственности детского сада ...» изменений в условиях и характере профессиональной деятельности истца, не произошло. В новой организационно-правовой форме Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка - детский сад «...» и Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Центр развития ребенка – детский сад «... она также продолжала заниматься воспитанием, обучением, уходом, присмотром и оздоровлением детей раннего и дошкольного возраста.
Правовая позиция Конституционного суда, изложенная в постановлении Конституционного суда ...-П, применима и к спорному правоотношению сторон.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ организационная правовая форма, равно как и форма собственности не могут служить достаточными основаниями для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работающим в негосударственных и образовательных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях. В чьем ведении находятся эти организации, в какой организационно-правовой форме они созданы и кому принадлежит закрепленное за ними имущество, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Кроме того, финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей – автономных некоммерческих образовательных организаций для детей.
Сохранив для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях либо негосударственных организациях для детей, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств. Это порождает такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение, и тем самым нарушает предписания части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 39, части 2 и 3 статьи 55 Конституции РФ, а также не согласуются с ее статьями 8 (часть 2), 35 (часть1) и 37 (часть3) Конституции РФ.
Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в автономных некоммерческих образовательных организациях для детей, при наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных организациях, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности определенной в подпункте 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», действующего с ....
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На основании вышеизложенного, суд признает незаконным решение ответчика в части исключения из стажа педагогической деятельности истца период работы в должности воспитателя с ... по ... в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка - детский сад «... и Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Центр развития ребенка – детский сад ...». Указанные периоды должны быть включены ответчиком в специальный стаж В.Т., необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с под. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от ... №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следует из материалов гражданского дела, В.Т. осуществляла педагогическую деятельность (воспитатель) в учреждениях для детей.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 781, к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся, в частности, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центры развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.
В указанном Списке, действующем в настоящее время, наименование учреждения «детский комбинат» не содержится.
В периоды работы В.Т. в детском комбинате «... завода «...» и детском комбинате ... Тюменского ... завода действовал Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
Вместе с тем, в Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном ... и действовавшем до ..., содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной трудовой пенсии.
Разделом ... Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Таким образом, наименование учреждения «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения трудовой пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах.
Из материалов дела: справки от ..., акта приема передачи основных средств от сентября ... года, распоряжения от ..., архивной справки от ..., штатного расписания, приказов, личной карточки (л.д. 116-132) судом установлено, что истец работала воспитателем в детском дошкольном учреждении и осуществляла педагогическую деятельность: в период с ... по ... и с ... по ... в дошкольном комбинате ...» завода «... и с ... по ..., в том числе нахождение в отпуске по уходу за ребенком до года с ... по ... и до 1,5 лет с ... по ... в детском комбинате ... Тюменского аккумуляторного завода. Кроме того, данный факт ответчиком не оспаривается.
Таким образом, суд полагает, что В.Т. в вышеуказанные периоды осуществляла педагогическую деятельности за ставку заработной платы воспитателя в детских дошкольных учреждениях в течение полного рабочего дня.
Учитывая тот факт, что работа истца в оспариваемые периоды заключалась в воспитании и обучении малолетних детей - осуществлении педагогической деятельности, а досрочная пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью назначается в зависимости от вида деятельности, педагогической работы с детьми, указанные периоды также должны быть включены ответчиком в специальный стаж В.Т., необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с под. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от ... №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ... N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 5 вышеуказанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 165 КЗоТ РСФСР, действовавшей в период получения истицей пособия по беременности и родам, установлено, что женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой за эти периоды пособия по государственному социальному страхованию. Назначение пособия производится на основании листа нетрудоспособности. Аналогичные положения содержит статья 255 ТК РФ.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от ... «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров и ВЦСПС от ... N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с ... повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом Совета Министров от ... N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Совета Министров по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от ... N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу ..., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 27 Постановления от ... N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ... (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ... N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до ..., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
До предоставления отпуска по беременностям и родам по случаю рождения ребенка истец работала в должности и учреждении, которые дают основания для исчисления стажа в льготном порядке. В связи с этим суд считает подлежащими включению период отпуска по уходу за ребенком до года с ... по ... и период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет с ... по ... в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку отпуск по уходу за ребенком начался до ....
Таким образом, суммарно на момент обращения с заявлением в пенсионный орган продолжительность специального стажа работы В.Т. составляла 24 года 11 месяцев 29 дней.
Следовательно, требования истца об обязании ответчика назначить ей льготную пенсию с ..., подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ-..., страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На день обращения истицы к ответчику с заявлением ..., её специальный трудовой стаж с учетом периодов работы в должности воспитателя, составил 24 года 11 месяцев 29 дней. Следовательно, на день обращения у истицы право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью не возникло.
Учитывая, что истец продолжала работать в той же должности и после ... и работает в ней по настоящее время, а также с учетом того, что в силу ст. 19 Федерального закона о трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (п.1), а такое право возникло у истца лишь с ..., то ответчик обязан назначить В.Т. пенсию именно с указанной даты – ....
Кроме того, суд, руководствуясь, ст. ст. 88, 98 ГПК РФ, пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов связанных с оплатой государственной пошлины в сумме ... рублей (л.д. 5).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск В.Т. Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) о защите нарушенного права, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) от ... ... в части исключения из страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ... № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы В.Т. в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «...» с ... по ..., в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Центр развития ребенка - детский сад ...» с ... по ..., в должности воспитателя в дошкольном комбинате «... завода «...» с ... по ... и с ... по ..., в должности воспитателя в детском комбинате ... Тюменского аккумуляторного завода с ... по ..., в том числе нахождение в отпуске по уходу за ребенком до года с ... по ... и до 1,5 лет с ... по ....
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) включить в специальный страховой стаж В.Т., дающий ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях», периоды работы в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации «Центр развития ребенка Детский сад «...» (далее АНО ЦРР «Детский сад «...») с ... по ..., в должности воспитателя в Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Центр развития ребенка - детский сад «...» с ... по ..., в должности воспитателя в дошкольном комбинате «...» завода «...» с ... по ... и с ... по ..., в должности воспитателя в детском комбинате ... Тюменского аккумуляторного завода с ... по ..., в том числе нахождение в отпуске по уходу за ребенком до года с ... по ... и до 1,5 лет с ... по ....
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводоуковском городском округе ... (межрайонное) назначить В.Т. с ... страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях».
Решение сторонами может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд ....
Судья подпись О.Е. Агапова
Мотивированное решение составлено 25 апреля 2017 года.