Решение по делу № 2-5068/2024 от 13.08.2024

Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2024 года

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2024 года

УИД 32RS0027-01-2024-006965-90

Дело №2-5068/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2024 года

город Брянск

Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Куприна В.С., при секретаре судебного заседания Петраковой А.Д., с участием представителя истца – заместителя прокурора Гордеевского района Брянской области Романченко О.В., представителя ответчика Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Брянской области» Шаповалова А.В., представителя третьего лица Правительства Брянской области Никитиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гордеевского района Брянской области к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Брянской области», Департаменту строительства Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, протяженностью 6 км, в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области, включена в данный перечень под идентификационным номером 15 ОП РЗ 15Н-403, и имеет 4 техническую категорию. На автомобильной дороге «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие:

- на 2 км при измерении ровности покрытия на участке 50 м в одном направлении и 50 м во встречном направлении на полосах для движения транспортных средств, составляет от 4 до 9 просветов (от 5 мм до 1,2 см) в нарушение требований пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги в виду эксплуатационного износа в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются множественные дефекты дорожного покрытия в виде трещин и разрушения дорожного полотна;

- на 3 км + 850 м (в районе мостового сооружения) имеются дефекты дорожного покрытия в виде отдельных просадок дорожного покрытия в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: 1) длина - 380 см, ширина - 450 см, глубина - 3 см (площадь - 17,1 м2); 2) длина - 340 см, ширина - 380 см, глубина - 3 см (площадь - 12,9 м2);

- на всем протяжении автомобильной дороги на обочинах имеется трава и древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см в нарушение требований пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;

- по ул.Центральная в районе д.34А с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;

- по ул.Центральная в районе д.12 с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, на дорожном покрытии имеется загрязнение в виде песка и грунта, после производства земляных работ;

- в границе населенного пункта с.Старая Полона по ул.Центральная, в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2017, отсутствуют тротуары для движения пешеходов.

Таким образом, указанная дорога не отвечает требованиям ГОСТа и требует проведения ремонта дорожного полотна.

Просил суд обязать Департамент строительства Брянской области профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона; обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» провести ремонт автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона.

Определением суда от 06.09.2024, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Клинцыагропромдорстрой».

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Гордеевского района Брянской области Романченко О.В. поддержала исковые требования, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, определив срок исполнения решения суда до 31.12.2024.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Шаповалов А.В. исковые требования не признал, и пояснил, что у учреждения на 2024 года денежные средства распределены. Исполнить решение суда в срок до 31.12.2024 не представится возможным.

В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Брянской области Никитина О.Н. полагала, что исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области удовлетворению не подлежат.

В судебное заседание представитель ответчика Департамента строительства Брянской области, представители третьих лиц ОГИБДД МО МВД России «Клинцовский», ООО «Клинцыагропромдорстрой», не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исковое заявление подано прокурором в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, регламентируются ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утвержден приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст).

Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Кроме того, требования к техническому состоянию автодорог регламентированы, в том числе, следующими правовыми актами: ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утвержден приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст); ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержден приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст); Свод правил 42.13330 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утвержден приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр); Свод правил 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования (утвержден приказом Минстроя России от 01.08.2018 №474/пр).

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Судом установлено, что входе проведенного обследования автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, выявлены дефекты автомобильной дороги:

- на 2 км при измерении ровности покрытия на участке 50 м в одном направлении и 50 м во встречном направлении на полосах для движения транспортных средств, составляет от 4 до 9 просветов (от 5 мм до 1,2 см) в нарушение требований пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги в виду эксплуатационного износа в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются множественные дефекты дорожного покрытия в виде трещин и разрушения дорожного полотна;

- на 3 км + 850 м (в районе мостового сооружения) имеются дефекты дорожного покрытия в виде отдельных просадок дорожного покрытия в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: 1) длина - 380 см, ширина - 450 см, глубина - 3 см (площадь - 17,1 м2); 2) длина - 340 см, ширина - 380 см, глубина - 3 см (площадь - 12,9 м2);

- на всем протяжении автомобильной дороги на обочинах имеется трава и древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см в нарушение требований пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;

- по ул.Центральная в районе д.34А с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;

- по ул.Центральная в районе д.12 с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, на дорожном покрытии имеется загрязнение в виде песка и грунта, после производства земляных работ;

- в границе населенного пункта с.Старая Полона по ул.Центральная, в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2017, отсутствуют тротуары для движения пешеходов.

В силу статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находится в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального значения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 №286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, протяженностью 6 км, включена в перечень под индикационным номером «15 ОП РЗ 15Н-403» и имеет 4 техническую категорию.

В соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 №286-п, указанная автомобильная дорога находится на балансе (в оперативном управлении) ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».

Выявленные нарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Пунктами 1, 8, 20 части 2 статьи 5 Закона Брянской области от 12.03.2013 №10-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Брянской области» к полномочиям государственного учреждения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; оценка технического состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральными законами, законами Брянской области.

Пунктом 3 «Порядка содержание и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области и искусственных сооружений на них», утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 30.01.2017 №18-п, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области возложена на ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Устава ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» целями учреждения является обеспечение сохранности и пропускной способности существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, повышения их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии обеспечивающим эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.

Ненадлежащее осуществление ГКУ «Управление автомобильных дорог» обязательств по обеспечению безопасности дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц тем, что не исключает совершение дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием пешеходов, следовательно, нарушаются права человека на жизнь и охрану здоровья. Данные нарушения создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, выполняют роль факторов, способствующих совершению ДТП с причинением вреда жизни и здоровью граждан и повреждением транспортных средств.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», в пределах своей компетенции и уставных целей, обязано провести работы по устранению выявленных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» подлежащими удовлетворению, ввиду того, что указанные прокурором нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличить риск аварийной ситуации в районе, негативно сказывается на безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании указанной нормы закона, суд находит необходимым определить срок проведения работ до 31.12.2024, поскольку организация работ и включение их в проектную и техническую документацию потребует значительного периода времени.

Разрешая требования прокурора о возложении на Департамент строительства Брянской области обязанность профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов, суд приходит к следующему.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведения соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

При этом, понуждение Департамента строительства Брянской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Данная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 №18-КГ23-195-К4.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области к Департаменту строительства Брянской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» в срок до 31.12.2024 провести ремонт автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая полона (учетный номер 403, протяженностью 6 километров, технической категории №4, идентификационный номер 15 ОП МЗ 15Н-403).

В удовлетворении исковых требований прокурора Гордеевского района Брянской области к Департаменту строительства Брянской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья

В.С. Куприн

Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2024 года

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2024 года

УИД 32RS0027-01-2024-006965-90

Дело №2-5068/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2024 года

город Брянск

Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Куприна В.С., при секретаре судебного заседания Петраковой А.Д., с участием представителя истца – заместителя прокурора Гордеевского района Брянской области Романченко О.В., представителя ответчика Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Брянской области» Шаповалова А.В., представителя третьего лица Правительства Брянской области Никитиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гордеевского района Брянской области к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Брянской области», Департаменту строительства Брянской области о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, протяженностью 6 км, в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области, включена в данный перечень под идентификационным номером 15 ОП РЗ 15Н-403, и имеет 4 техническую категорию. На автомобильной дороге «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие:

- на 2 км при измерении ровности покрытия на участке 50 м в одном направлении и 50 м во встречном направлении на полосах для движения транспортных средств, составляет от 4 до 9 просветов (от 5 мм до 1,2 см) в нарушение требований пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги в виду эксплуатационного износа в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются множественные дефекты дорожного покрытия в виде трещин и разрушения дорожного полотна;

- на 3 км + 850 м (в районе мостового сооружения) имеются дефекты дорожного покрытия в виде отдельных просадок дорожного покрытия в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: 1) длина - 380 см, ширина - 450 см, глубина - 3 см (площадь - 17,1 м2); 2) длина - 340 см, ширина - 380 см, глубина - 3 см (площадь - 12,9 м2);

- на всем протяжении автомобильной дороги на обочинах имеется трава и древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см в нарушение требований пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;

- по ул.Центральная в районе д.34А с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;

- по ул.Центральная в районе д.12 с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, на дорожном покрытии имеется загрязнение в виде песка и грунта, после производства земляных работ;

- в границе населенного пункта с.Старая Полона по ул.Центральная, в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2017, отсутствуют тротуары для движения пешеходов.

Таким образом, указанная дорога не отвечает требованиям ГОСТа и требует проведения ремонта дорожного полотна.

Просил суд обязать Департамент строительства Брянской области профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона; обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» провести ремонт автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона.

Определением суда от 06.09.2024, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Клинцыагропромдорстрой».

В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Гордеевского района Брянской области Романченко О.В. поддержала исковые требования, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, определив срок исполнения решения суда до 31.12.2024.

В судебном заседании представитель ответчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Шаповалов А.В. исковые требования не признал, и пояснил, что у учреждения на 2024 года денежные средства распределены. Исполнить решение суда в срок до 31.12.2024 не представится возможным.

В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Брянской области Никитина О.Н. полагала, что исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области удовлетворению не подлежат.

В судебное заседание представитель ответчика Департамента строительства Брянской области, представители третьих лиц ОГИБДД МО МВД России «Клинцовский», ООО «Клинцыагропромдорстрой», не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исковое заявление подано прокурором в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, регламентируются ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утвержден приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст).

Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Кроме того, требования к техническому состоянию автодорог регламентированы, в том числе, следующими правовыми актами: ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утвержден приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст); ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержден приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст); Свод правил 42.13330 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утвержден приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр); Свод правил 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования (утвержден приказом Минстроя России от 01.08.2018 №474/пр).

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

Судом установлено, что входе проведенного обследования автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, выявлены дефекты автомобильной дороги:

- на 2 км при измерении ровности покрытия на участке 50 м в одном направлении и 50 м во встречном направлении на полосах для движения транспортных средств, составляет от 4 до 9 просветов (от 5 мм до 1,2 см) в нарушение требований пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на всем протяжении автомобильной дороги в виду эксплуатационного износа в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются множественные дефекты дорожного покрытия в виде трещин и разрушения дорожного полотна;

- на 3 км + 850 м (в районе мостового сооружения) имеются дефекты дорожного покрытия в виде отдельных просадок дорожного покрытия в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: 1) длина - 380 см, ширина - 450 см, глубина - 3 см (площадь - 17,1 м2); 2) длина - 340 см, ширина - 380 см, глубина - 3 см (площадь - 12,9 м2);

- на всем протяжении автомобильной дороги на обочинах имеется трава и древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см в нарушение требований пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;

- по ул.Центральная в районе д.34А с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;

- по ул.Центральная в районе д.12 с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, на дорожном покрытии имеется загрязнение в виде песка и грунта, после производства земляных работ;

- в границе населенного пункта с.Старая Полона по ул.Центральная, в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2017, отсутствуют тротуары для движения пешеходов.

В силу статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находится в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального значения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 №286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, протяженностью 6 км, включена в перечень под индикационным номером «15 ОП РЗ 15Н-403» и имеет 4 техническую категорию.

В соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 №286-п, указанная автомобильная дорога находится на балансе (в оперативном управлении) ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».

Выявленные нарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Пунктами 1, 8, 20 части 2 статьи 5 Закона Брянской области от 12.03.2013 №10-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Брянской области» к полномочиям государственного учреждения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; оценка технического состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральными законами, законами Брянской области.

Пунктом 3 «Порядка содержание и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области и искусственных сооружений на них», утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 30.01.2017 №18-п, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области возложена на ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Устава ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» целями учреждения является обеспечение сохранности и пропускной способности существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, повышения их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии обеспечивающим эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.

Ненадлежащее осуществление ГКУ «Управление автомобильных дорог» обязательств по обеспечению безопасности дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц тем, что не исключает совершение дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием пешеходов, следовательно, нарушаются права человека на жизнь и охрану здоровья. Данные нарушения создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, выполняют роль факторов, способствующих совершению ДТП с причинением вреда жизни и здоровью граждан и повреждением транспортных средств.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», в пределах своей компетенции и уставных целей, обязано провести работы по устранению выявленных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» подлежащими удовлетворению, ввиду того, что указанные прокурором нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличить риск аварийной ситуации в районе, негативно сказывается на безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании указанной нормы закона, суд находит необходимым определить срок проведения работ до 31.12.2024, поскольку организация работ и включение их в проектную и техническую документацию потребует значительного периода времени.

Разрешая требования прокурора о возложении на Департамент строительства Брянской области обязанность профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов, суд приходит к следующему.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведения соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).

Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

При этом, понуждение Департамента строительства Брянской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Данная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 №18-КГ23-195-К4.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области к Департаменту строительства Брянской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» в срок до 31.12.2024 провести ремонт автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая полона (учетный номер 403, протяженностью 6 километров, технической категории №4, идентификационный номер 15 ОП МЗ 15Н-403).

В удовлетворении исковых требований прокурора Гордеевского района Брянской области к Департаменту строительства Брянской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья

В.С. Куприн

09 сентября 2024 года

город Брянск

Председательствующий судья

В.С. Куприн

2-5068/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Гордеевского района
Ответчики
Департамент строительства Брянской области
КУ Управление автомобильных дорог Брянской области
Другие
Правительство Брянской области
ООО «Клинцыагродорстрой»
ОГИБДД МО МВД России Клинцовский
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Куприн Вячеслав Сергеевич
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
13.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2024Передача материалов судье
15.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2024Подготовка дела (собеседование)
22.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2024Судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
10.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее