Мотивированное решение составлено 10 сентября 2024 года
УИД 32RS0027-01-2024-006965-90
Дело №2-5068/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2024 года |
город Брянск |
Советский районный суд г.Брянска в составе председательствующего судьи Куприна В.С., при секретаре судебного заседания Петраковой А.Д., с участием представителя истца – заместителя прокурора Гордеевского района Брянской области Романченко О.В., представителя ответчика Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Брянской области» Шаповалова А.В., представителя третьего лица Правительства Брянской области Никитиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гордеевского района Брянской области к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Брянской области», Департаменту строительства Брянской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, протяженностью 6 км, в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области, включена в данный перечень под идентификационным номером 15 ОП РЗ 15Н-403, и имеет 4 техническую категорию. На автомобильной дороге «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие:
- на 2 км при измерении ровности покрытия на участке 50 м в одном направлении и 50 м во встречном направлении на полосах для движения транспортных средств, составляет от 4 до 9 просветов (от 5 мм до 1,2 см) в нарушение требований пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги в виду эксплуатационного износа в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются множественные дефекты дорожного покрытия в виде трещин и разрушения дорожного полотна;
- на 3 км + 850 м (в районе мостового сооружения) имеются дефекты дорожного покрытия в виде отдельных просадок дорожного покрытия в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: 1) длина - 380 см, ширина - 450 см, глубина - 3 см (площадь - 17,1 м2); 2) длина - 340 см, ширина - 380 см, глубина - 3 см (площадь - 12,9 м2);
- на всем протяжении автомобильной дороги на обочинах имеется трава и древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см в нарушение требований пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул.Центральная в районе д.34А с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;
- по ул.Центральная в районе д.12 с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, на дорожном покрытии имеется загрязнение в виде песка и грунта, после производства земляных работ;
- в границе населенного пункта с.Старая Полона по ул.Центральная, в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2017, отсутствуют тротуары для движения пешеходов.
Таким образом, указанная дорога не отвечает требованиям ГОСТа и требует проведения ремонта дорожного полотна.
Просил суд обязать Департамент строительства Брянской области профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона; обязать ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» провести ремонт автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона.
Определением суда от 06.09.2024, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Клинцыагропромдорстрой».
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Гордеевского района Брянской области Романченко О.В. поддержала исковые требования, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, определив срок исполнения решения суда до 31.12.2024.
В судебном заседании представитель ответчика ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» Шаповалов А.В. исковые требования не признал, и пояснил, что у учреждения на 2024 года денежные средства распределены. Исполнить решение суда в срок до 31.12.2024 не представится возможным.
В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Брянской области Никитина О.Н. полагала, что исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области удовлетворению не подлежат.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента строительства Брянской области, представители третьих лиц ОГИБДД МО МВД России «Клинцовский», ООО «Клинцыагропромдорстрой», не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исковое заявление подано прокурором в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К искусственным дорожным сооружениям относятся сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В частности, требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, регламентируются ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утвержден приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст).
Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Кроме того, требования к техническому состоянию автодорог регламентированы, в том числе, следующими правовыми актами: ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утвержден приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425-ст); ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утвержден приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст); Свод правил 42.13330 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утвержден приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр); Свод правил 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования (утвержден приказом Минстроя России от 01.08.2018 №474/пр).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Судом установлено, что входе проведенного обследования автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, выявлены дефекты автомобильной дороги:
- на 2 км при измерении ровности покрытия на участке 50 м в одном направлении и 50 м во встречном направлении на полосах для движения транспортных средств, составляет от 4 до 9 просветов (от 5 мм до 1,2 см) в нарушение требований пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги в виду эксплуатационного износа в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 имеются множественные дефекты дорожного покрытия в виде трещин и разрушения дорожного полотна;
- на 3 км + 850 м (в районе мостового сооружения) имеются дефекты дорожного покрытия в виде отдельных просадок дорожного покрытия в нарушение требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: 1) длина - 380 см, ширина - 450 см, глубина - 3 см (площадь - 17,1 м2); 2) длина - 340 см, ширина - 380 см, глубина - 3 см (площадь - 12,9 м2);
- на всем протяжении автомобильной дороги на обочинах имеется трава и древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см в нарушение требований пункта 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул.Центральная в районе д.34А с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, на пешеходном переходе отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14.1;
- по ул.Центральная в районе д.12 с.Старая Полона, в нарушение требований пункта 5.1.2 ГОСТ Р 50597-2017, на дорожном покрытии имеется загрязнение в виде песка и грунта, после производства земляных работ;
- в границе населенного пункта с.Старая Полона по ул.Центральная, в нарушение требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2017, отсутствуют тротуары для движения пешеходов.
В силу статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находится в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального значения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 №286-п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области» автомобильная дорога «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая Полона, протяженностью 6 км, включена в перечень под индикационным номером «15 ОП РЗ 15Н-403» и имеет 4 техническую категорию.
В соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 04.06.2018 №286-п, указанная автомобильная дорога находится на балансе (в оперативном управлении) ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».
Выявленные нарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Пунктами 1, 8, 20 части 2 статьи 5 Закона Брянской области от 12.03.2013 №10-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Брянской области» к полномочиям государственного учреждения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; оценка технического состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов; осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с федеральными законами, законами Брянской области.
Пунктом 3 «Порядка содержание и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области и искусственных сооружений на них», утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 30.01.2017 №18-п, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Брянской области возложена на ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области».
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 Устава ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» целями учреждения является обеспечение сохранности и пропускной способности существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, повышения их технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния; обеспечение контроля за поддержанием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в состоянии обеспечивающим эффективную работу транспортных средств и безопасность движения.
Ненадлежащее осуществление ГКУ «Управление автомобильных дорог» обязательств по обеспечению безопасности дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц тем, что не исключает совершение дорожно-транспортных происшествий, в том числе и с участием пешеходов, следовательно, нарушаются права человека на жизнь и охрану здоровья. Данные нарушения создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, выполняют роль факторов, способствующих совершению ДТП с причинением вреда жизни и здоровью граждан и повреждением транспортных средств.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области», в пределах своей компетенции и уставных целей, обязано провести работы по устранению выявленных нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит требования прокурора к ГКУ «Управление автомобильных дорог Брянской области» подлежащими удовлетворению, ввиду того, что указанные прокурором нарушения законодательства в области дорожного движения могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличить риск аварийной ситуации в районе, негативно сказывается на безопасности дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании указанной нормы закона, суд находит необходимым определить срок проведения работ до 31.12.2024, поскольку организация работ и включение их в проектную и техническую документацию потребует значительного периода времени.
Разрешая требования прокурора о возложении на Департамент строительства Брянской области обязанность профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов, суд приходит к следующему.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведения соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
При этом, понуждение Департамента строительства Брянской области к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Данная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2023 №18-КГ23-195-К4.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Гордеевского района Брянской области к Департаменту строительства Брянской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Брянской области» в срок до 31.12.2024 провести ремонт автомобильной дороги «Клинцы-Гордеевка-Красная Гора» - Старая полона (учетный номер 403, протяженностью 6 километров, технической категории №4, идентификационный номер 15 ОП МЗ 15Н-403).
В удовлетворении исковых требований прокурора Гордеевского района Брянской области к Департаменту строительства Брянской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия по проведению ремонтных работ в соответствии с требованиями государственных стандартов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья |
В.С. Куприн |
09 сентября 2024 года
город Брянск
Председательствующий судья
В.С. Куприн