Дело № 2-114/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
с. Кемля 14 июня 2018 г.
Рчалковский районный СЃСѓРґ Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ составе СЃСѓРґСЊРё Проняшина Рђ.Рђ.,
при секретаре судебного заседания Капитоновой О.А.,
СЃ участием помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рчалковского района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Ломшина Рђ.Рњ.,
ответчиков: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ В«Рчалковский педагогический колледж», Государственного комитета имущественных Рё земельных отношений Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ исполняющего обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рчалковского района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ В«Рчалковский педагогический колледж» Рѕ возложении обязанности РїРѕ созданию беспрепятственного доступа инвалидов Рє объекту социальной инфраструктуры,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Рсполняющий обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рчалковского района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, действующий РІ защиту интересов неопределенного РѕРєСЂСѓРіР° лиц, обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ В«Рчалковский педагогический колледж», далее также РїРѕ тексту ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж» Рѕ возложении обязанности РїРѕ созданию беспрепятственного доступа инвалидов Рє объекту социальной инфраструктуры. Р’ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении указывается, что прокуратурой Рчалковского района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ проведена проверка исполнения законодательства Рѕ социальной защите инвалидов Рё маломобильных РіСЂСѓРїРї населения РІ деятельности ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж».
Р’ С…РѕРґРµ проверки установлено, что здание учебного РєРѕСЂРїСѓСЃР° ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж» находится РІ собственности Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, закреплено Р·Р° колледжем РЅР° праве оперативного управления. Р’ указанном нежилом помещении оказываются образовательные услуги.
При осмотре здания установлено, что при входе в здание отсутствуют средства, обеспечивающие доступность маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, для входа внутрь, то есть указанное здание не имеет пандуса и опорных устройств (поручней).
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РІ Рчалковском муниципальном районе Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ численность инвалидов может РІ течение РіРѕРґР° изменяться, данный РєСЂСѓРі людей нельзя индивидуализировать, Рё привлечь РІ процессе РІ качестве истцов, Р° также решить РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ правах каждого РёР· РЅРёС…, РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ вправе обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРІ РІ защиту интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц.
РЎ учетом изложенного истец РїСЂРѕСЃРёС‚ обязать администрацию ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж» устранить нарушения федерального законодательства путем установки пандуса Рё опорных устройств (поручней) РЅР° РІС…РѕРґРµ РІ здание учебного РєРѕСЂРїСѓСЃР° ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж», расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РІ течение пяти месяцев СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу; взыскать СЃ ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж» государственную пошлину РІ РґРѕС…РѕРґ государства.
Р’ судебном заседании представитель ответчика ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж», надлежащим образом извещенный Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства, Рѕ чем свидетельствует извещение СЃ помощью РЎРњРЎ-сообщения, участия РЅРµ принимал. РћС‚ директора учреждения Овтайкина Рђ.Р., действующего РЅР° основании Устава Рё приказа Рѕ назначении РЅР° должность РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі. в„– 219-Рє, поступило письменное заявление Рѕ рассмотрении дела РІ его отсутствие. РџСЂРё этом указано, что исковые требования РѕРЅ признает полностью.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления, в судебном заседании участия не принимал, о причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления, в судебном заседании участия не принимал, о причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьего лица.
Р’ судебном заседании помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рчалковского района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Ломшин Рђ.Рњ. заявленные требования поддержал РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении. РџСЂРѕСЃРёР» обязать администрацию ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж» устранить нарушения федерального законодательства путем установки пандуса Рё опорных устройств (поручней) РЅР° РІС…РѕРґРµ РІ здание учебного РєРѕСЂРїСѓСЃР° ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж», расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РІ течение пяти месяцев СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу; взыскать СЃ ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж» государственную пошлину РІ РґРѕС…РѕРґ государства.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, ввиду следующего.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы, а в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Как следует из статьи 9 Конвенции о правах инвалидов (принятой Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 61/106 от 13.12.2006 г.) меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Согласно пунктам «b» и «с» статьи 19 Конвенции инвалиды должны иметь «доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества; чтобы услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам».
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов определены в Указе Президента Российской федерации от 02 октября 1992 г. № 1156 «О мерах по формированию доступности для инвалидов среды жизнедеятельности».
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. № 1297.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Необходимость установления такого требования вытекает из статей 2, 24, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73, свод правил «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.Аналогичные требования содержались в пунктах 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 689-О-О, 24 октября 2013 г. № 1632-О предусматривается, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Р’ судебном заседании установлено, что ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж» 12 апреля 1995 Рі. поставлено РЅР° учет РІ налоговом органе РїРѕ месту нахождения Межрайонной РФНС в„– 4 РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рё ему присвоен ОГРН 1021300707780 (Р».Рґ. 13).
Как следует РёР· Устава ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж» является юридическим лицом, создано Республикой РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ РІРёРґРµ некоммерческой организации РІ форме учреждения; учредителем учреждения является <адрес>; учреждение может РѕС‚ своего имени приобретать Рё осуществлять имущественные Рё неимущественные права, нести обязанности, быть истцом Рё ответчиком РІ СЃСѓРґРµ; учреждение отвечает РїРѕ СЃРІРѕРёРј обязательствам всем находящимся Сѓ нее РЅР° праве оперативного управления имуществом как закрепленным Р·Р° учреждением, так Рё приобретенным Р·Р° счет РґРѕС…РѕРґРѕРІ, полученных РѕС‚ приносящей РґРѕС…РѕРґ деятельности; учреждение владеет, пользуется закрепленным Р·Р° РЅРёРј РЅР° праве оперативного управления имуществом РІ пределах, установленных законом, РІ соответствии СЃ целями своей деятельности, назначением этого имущества Рё, если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено законом, распоряжаться этим имуществом СЃ согласия собственника этого имущества (Р».Рґ. 14-36).
Таким образом, РІ судебном заседании установлено, что здание ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж», расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, является республиканской собственностью Рё передано образовательному учреждению РІ оперативное управление.
РџРѕ результатам проверки, проведенной 12 апреля 2018 Рі. прокуратурой Рчалковского района Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, установлено, что РїСЂРё РІС…РѕРґРµ РІ здание учебного РєРѕСЂРїСѓСЃР° ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж», расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, отсутствуют средства, обеспечивающие доступность маломобильных РіСЂСѓРїРї населения, РІ том числе инвалидов, для РІС…РѕРґР° внутрь, Р° именно: РІС…РѕРґ РЅРµ оборудован пандусом Рё опорными устройствами (поручнями) (Р».Рґ. 4, 5-6).
Согласно техническому плану здания учебного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>, пандус, как составная часть указанного здания, не значится (л.д.9-12).
РР· выписки РёР· Единого государственного реестра недвижимости усматривается, что правообладателем здания учебного РєРѕСЂРїСѓСЃР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, является Республика РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ, Р° также ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж», которому данное здание принадлежит РЅР° праве оперативного управления (Р».Рґ. 7-8).
Таким образом суд приходит выводу о том, что ответчиками не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
РџСЂРё этом СЃСѓРґ считает, что именно ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж», как бюджетное учреждение, владеющее зданием колледжа РЅР° праве оперативного управления, обязано оборудовать РІС…РѕРґ РІ здание пандусом Рё опорными устройствами (поручнями), РІ силу следующего.
В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения статьи 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Принимая РІРѕ внимание изложенные обстоятельства, ГБПОУ Р Рњ В«Рчалковский педагогический колледж», владеющее зданием, расположенным РїРѕ адресу: <адрес>, РЅР° праве оперативного управления, относящимся Рє объектам социальной инфраструктуры, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов Рё маломобильных РіСЂСѓРїРї населения РІ данное здание.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания юридически значимых обстоятельств по делу лежит на сторонах. Суд при рассмотрении данного дела, в соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обеспечил сторонам условия для собирания и истребования доказательств по делу.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Давая оценку доказательствам, исследованным в судебном заседании, суд считает исковые требования в данной части законными, доказательства, представленные суду, достаточными для обоснования заявленных требований.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, что предполагает не только возможность лицу, интересы которого нарушены, обратиться в суд за защитой, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
В целях реализации указанных задач гражданского судопроизводства законодатель предоставил суду право в силу статей 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определить порядок и срок исполнения решения суда.
РќР° основании изложенного СЃСѓРґ считает, что требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рѕ возложении РЅР° ГБПОУ Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ В«Рчалковский педагогический колледж» обязанности обеспечить доступность маломобильных РіСЂСѓРїРї населения РІ здание учебного РєРѕСЂРїСѓСЃР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, путем установки пандуса Рё опорных устройств (поручней) РІ течение пяти месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу, соответствуют требованиям закона.
Кроме того, согласно статье 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу части 1 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Заявление представителя ответчика Овтайкина Рђ.Р. Рѕ признании РёСЃРєР° приобщено Рє материалам гражданского дела. Признание РёСЃРєР° ответчиком РЅРµ противоречит закону Рё РЅРµ нарушает права Рё законные интересы РґСЂСѓРіРёС… лиц.
Таким образом, РёРј░µ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ґ░»░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░є░° ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░µ░»░µ░ј ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░ћ░І░‚░°░№░є░░░Ѕ░‹░ј ░ђ.░.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░µ░№ 103 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░░░·░ґ░µ░Ђ░¶░є░░, ░ї░ѕ░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░µ░»░°, ░░ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░°, ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░░░Ѓ░‚░µ░† ░±░‹░» ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ, ░І░·░‹░Ѓ░є░░░І░°░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░°, ░Ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░ѕ░І, ░І ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚ ░ї░Ђ░ѕ░ї░ѕ░Ђ░†░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№. ░’ ░Ѓ░»░ѓ░‡░°░µ ░µ░Ѓ░»░░ ░ѕ░±░µ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░‹ ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░ѕ░І, ░░░·░ґ░µ░Ђ░¶░є░░, ░ї░ѕ░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░µ░»░°, ░І░ѕ░·░ј░µ░‰░°░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░·░° ░Ѓ░‡░µ░‚ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░І ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░°.
░’ ░Ѓ░░░»░ѓ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° 19 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 333.36 ░ќ░°░»░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░‹ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░°░ј, ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░µ░ј░‹░ј ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░°░… ░ѕ░±░‰░µ░№ ░Ћ░Ђ░░░Ѓ░ґ░░░є░†░░░░, ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░°░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹, ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ, ░І░‹░Ѓ░‚░ѓ░ї░°░Ћ░‰░░░µ ░ї░ѕ ░ґ░µ░»░°░ј ░І ░є░°░‡░µ░Ѓ░‚░І░µ ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░І (░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░І) ░░░»░░ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░І (░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░ѕ░І).
░Ў ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░“░‘░џ░ћ░Ј ░ ░њ ░«░░‡░°░»░є░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░ї░µ░ґ░°░і░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░░░№ ░є░ѕ░»░»░µ░ґ░¶░», ░Ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░ѕ░І, ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Ћ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░°, ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░ї░ѕ░ґ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░ѕ░ј 3 ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° 1 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 333.19 ░ќ░°░»░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 6 000 ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░° ░Ѓ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ј░░░‚░µ░‚░° ░░░ј░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░ ░·░µ░ј░µ░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░€░µ░Ѕ░░░№ ░ ░µ░Ѓ░ї░ѓ░±░»░░░є░░ ░њ░ѕ░Ђ░ґ░ѕ░І░░░Џ ░І ░Ѓ░░░»░ѓ ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░№ ░Ѕ░°░»░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░ѕ░†░µ░Ѕ░░░І░°░Џ ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░ѕ░‡░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░░ ░І░·░°░░░ј░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░І░Џ░·░Њ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░°░ј░░ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░І ░░░… ░Ѓ░ѕ░І░ѕ░є░ѓ░ї░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░Ђ░°░·░Ђ░µ░€░°░Џ ░ґ░µ░»░ѕ ░ї░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°░ј, ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░… ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№, ░░ ░ї░ѕ ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 194-198 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ ░µ ░€ ░░ ░»:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░Џ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░░‡░°░»░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ ░µ░Ѓ░ї░ѓ░±░»░░░є░░ ░њ░ѕ░Ђ░ґ░ѕ░І░░░Џ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░µ ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░ ░µ░Ѓ░ї░ѓ░±░»░░░є░░ ░њ░ѕ░Ђ░ґ░ѕ░І░░░Џ ░«░░‡░°░»░є░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░ї░µ░ґ░°░і░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░░░№ ░є░ѕ░»░»░µ░ґ░¶░» ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░‚░Њ ░ї░°░Ѕ░ґ░ѓ░Ѓ ░░ ░ѕ░ї░ѕ░Ђ░Ѕ░‹░µ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░° (░ї░ѕ░Ђ░ѓ░‡░Ѕ░░) ░Ѕ░° ░І░…░ѕ░ґ░µ ░І ░·░ґ░°░Ѕ░░░µ ░ѓ░‡░µ░±░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░Ђ░ї░ѓ░Ѓ░° ░“░‘░џ░ћ░Ј ░ ░њ ░«░░‡░°░»░є░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░ї░µ░ґ░°░і░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░░░№ ░є░ѕ░»░»░µ░ґ░¶░», ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ: <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>, ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Џ░‚░░ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░І░Ѓ░‚░ѓ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ѓ░░░»░ѓ.
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░„░µ░Ѓ░Ѓ░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░ ░µ░Ѓ░ї░ѓ░±░»░░░є░░ ░њ░ѕ░Ђ░ґ░ѕ░І░░░Џ ░«░░‡░°░»░є░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░ї░µ░ґ░°░і░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░░░№ ░є░ѕ░»░»░µ░ґ░¶░» ░І ░ґ░ѕ░…░ѕ░ґ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░° ░░‡░°░»░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░ ░µ░Ѓ░ї░ѓ░±░»░░░є░░ ░њ░ѕ░Ђ░ґ░ѕ░І░░░Џ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░ѓ ░І ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 6 000 (░€░µ░Ѓ░‚░░ ░‚░‹░Ѓ░Џ░‡) ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░ќ░° ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ї░ѕ░ґ░°░Ѕ░° ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░¶░°░»░ѕ░±░° ░І ░’░µ░Ђ░…░ѕ░І░Ѕ░‹░№ ░Ў░ѓ░ґ ░ ░µ░Ѓ░ї░ѓ░±░»░░░є░░ ░њ░ѕ░Ђ░ґ░ѕ░І░░░Џ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░µ░і░ѕ ░ѕ░±░Љ░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░░‡░°░»░є░ѕ░І░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ ░µ░Ѓ░ї░ѓ░±░»░░░є░░ ░њ░ѕ░Ђ░ґ░ѕ░І░░░Џ.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░░‡░°░»░є░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░°
░ ░µ░Ѓ░ї░ѓ░±░»░░░є░░ ░њ░ѕ░Ђ░ґ░ѕ░І░░░Џ ░ђ.░ђ. ░џ░Ђ░ѕ░Ѕ░Џ░€░░░Ѕ.