Дело № 2-769/2016 <данные изъяты>
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2016 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Кучукбаевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Индустриального района города Перми Черноземцевой А.Ю.,
представителя третьего лица Департамента дорог и транспорта Администрации города Перми – Подрезенко А.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Перми в защиту прав неопределённого круга лиц к ответчику Индивидуальному предпринимателю Токареву В.Р. о признании незаконной деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров, запрете деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в отсутствие заключенного в установленном порядке договора об организации (выполнении) регулярных перевозок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района города Перми обратился в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Токареву В.Р. с иском о признании незаконной деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом по маршруту № 11т «Микрорайон Нагорный – площадь Восстания» и маршруту № 98 «Микрорайон Садовый – Ремзавод» в отсутствие заключенных в установленном порядке договоров на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории города Перми с Департаментом дорог и транспорта Администрации города Перми; о запрете деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом по маршруту № 11т «Микрорайон Нагорный – площадь Восстания» и маршруту № 98 «Микрорайон Садовый – Ремзавод» в отсутствие заключенных в установленном порядке договоров на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории города Перми с Департаментом дорог и транспорта Администрации города Перми.
В обоснование предъявленных требований прокурор Индустриального района города Перми указал на то, что согласно Положению о департаменте дорог и транспорта Администрации города Перми, утверждённому решением Пермской городской думы от 24 июня 2008 года № 201, целью деятельности Департамента является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. Департамент формирует единую сеть маршрутов регулярных перевозок города Перми и заключает с перевозчиками договоры на осуществление перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок. Следовательно, перевозка пассажиров по маршруту регулярных перевозок осуществляется на основании договора, заключённого между перевозчиком и Департаментом дорог и транспорта Администрации города Перми. Постановлением Администрации города Перми от 30 октября 2014 года № 796 утверждена Единая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми, в которую не включены автобусные маршруты № 11т и № 98. Индивидуальный предприниматель Токарев В.Р. ежедневно осуществляет перевозки пассажиров по маршрутам № 11т и № 98. Данная деятельность осуществляется в отсутствие заключенных с Департаментом дорог и транспорта Администрации города Перми договоров на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории города Перми.
В судебном заседании помощник прокурора Индустриального района города Перми Черноземцева А.Ю. просила об удовлетворении предъявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Индивидуальный предприниматель Токарев В.Р. не явился в судебном заседании, извещался о времени и месте судебного разбирательства по известным адресам места жительства: <адрес>, не сообщил суду об ином месте жительства. Судебные повестки, направленные ответчику по указанным адресам, возвращены в суд организацией почтовой связи в связи с истечением срока хранения почтовых отправлений.
По смыслу статей 35 и 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации личное участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью стороны.
На основании статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии со статьёй 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
С учетом положений статей 3, 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подпункта «с» пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений статей 113-119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, находит поведение ответчика, выражающееся в неполучении отправленного в его адрес судебного извещения, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом.
При таком положении суд считает ответчика индивидуального предпринимателя Токарева В.Р. извещённым о времени и месте судебного разбирательства.
На основании частей 3 и 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки в судебное заседание и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании частей 1 и 2 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 6.1, 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика, на основании доказательств, имеющихся в материалах дела; с согласия представителя истца судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента дорог и транспорта Администрации города Перми Подрезенко А.А. поддержал исковые требования, пояснив, что договоры о выполнении регулярных перевозок пассажиров по маршрутам № 11т и № 98 не заключены с ответчиком.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Черноземцевой А.Ю., представителя третьего лица Департамента дорог и транспорта Администрации города Перми Подрезенко А.А., изучив материалы гражданского дела, установил следующие обстоятельства.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд находит, что предъявление указанного иска обусловлено тем, что ответчик оказывает услуги по перевозке пассажиров с нарушением требований законодательства и создает потенциальную опасность причинения в будущем вреда для неопределенного круга лиц.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления наделены правом в пределах своей компетенции решать вопросы безопасности дорожного движения.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона. Муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.
В соответствии с частями 1 – 3 статьи 14 указанного закона в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона. Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.
Решением Пермской городской Думы от 29 июня 2006 года № 138 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок города Перми (в редакции решений Пермской городской Думы от 26.06.2007г. № 159, от 23.12.2008г. № 146, от 25.08.2009г. № 185, от 22.11.2011г. № 227, от 17.12.2013г. № 293, от 18.11.2014г. № 258, от 22.12.2015г. № 273, с изм. внесенными решениями Арбитражного суда Пермского края от 27.11.2006г. от 21.04.2011г).
Согласно указанному Положению:- маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
- перевозками транспортом общего пользования являются перевозки пассажиров, выполняемые на основании публичного договора с применением регулируемых тарифов и с предоставлением всех видов льгот по оплате проезда, установленных в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пермского края или органов местного самоуправления города Перми;
- перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж уполномоченному на его получение лицу;
- организатором пассажирских перевозок является функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный на реализацию функций в области организации транспортного обслуживания населения на территории города (пункт 1.3).
Формирование сети маршрутов регулярных перевозок осуществляется организатором пассажирских перевозок в соответствии с настоящим Положением; открытие, изменение, закрытие городских маршрутов регулярных перевозок оформляется постановлением главы администрации города (пункт 2.1).
Единая сеть маршрутов регулярных перевозок городского пассажирского транспорта общего пользования утверждается постановлением главы администрации города (пункт 2.2).
Открытие маршрута регулярных перевозок удостоверяется паспортом маршрута; схема движения по маршруту с указанием опасных участков является элементом паспорта маршрута; утверждение (согласование) паспорта маршрута, схемы движения по маршруту с указанием опасных участков осуществляется организатором пассажирских перевозок (пункт 2.7).
Допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми осуществляется посредством конкурсного отбора перевозчиков в порядке, утвержденном решением Пермской городской Думы, за исключением случаев, указанных в пункте 4.2 Положения (пункт 4.1);
Допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми без проведения конкурса осуществляется в следующих случаях (при условии документального подтверждения): признания конкурса несостоявшимся (за исключением случая допуска к участию в конкурсе только одного участника конкурса) либо неисполнения лицом, выигравшим конкурс, требований пункта 10.1 Положения о проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, либо наложения судом обеспечительных мер в виде запрета на проведение конкурса; досрочного прекращения исполнения перевозчиком обязательств по заключенному договору (пункты 4.2, 4.2.1 и 4.2.2);
Допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми без проведения конкурса оформляется договором с организатором пассажирских перевозок по форме, утвержденной администрацией города Перми (пункт 4.3);
Выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми без заключения соответствующего договора с организатором пассажирских перевозок запрещается (пункт 4.5);
Перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров на городских маршрутах регулярных перевозок, обязаны обеспечить соблюдение Правил перевозок пассажиров и багажа, Правил организации пассажирских перевозок, выполнение требований и положений, предусмотренных в действующих правовых актах, регулирующих вопросы пассажирских перевозок (пункт 5.1).
Таким образом, правила, указанные в Положении об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок города Перми соответствуют положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением Пермской городской Думы от 24 июня 2008 года № 201 утверждено Положение о департаменте дорог и транспорта администрации города Перми, согласно которому Департамент дорог и транспорта администрации города Перми: является функциональным органом администрации города Перми (пункт 1.1); формирует единую сеть маршрутов регулярных перевозок города Перми, определяет целесообразность открытия маршрутов регулярных перевозок, осуществляет мониторинг предложений населения города Перми по оптимизации маршрутной сети пассажирского транспорта (пункт 3.2.5); утверждает паспорта и схемы открываемых маршрутов, расписание движения городского пассажирского транспорта общего пользования (пункт 3.2.7); заключает с перевозчиками всех форм собственности договоры на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми, ведет реестр перевозчиков (пункт 3.2.16).
Таким образом, осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми возможно лишь на основании заключенного договора по результатам проведенного конкурса в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, который является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Постановлением Администрации города Перми от 30 октября 2014 года № 796 утверждена Единая маршрутная сеть городского пассажирского транспорта общего пользования города Перми, в состав которой входят автобусные маршруты, имеющие номера с 1 по 80.
Токарев Вадим Русланович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждаются общедоступными сведениями об индивидуальных предпринимателях из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещёнными на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Ответчик индивидуальный предприниматель Токарев В.Р. ежедневно (регулярно) осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом по автобусному маршруту № 11т «Микрорайон Нагорный – площадь Восстания» и автобусному маршруту № 98 «Микрорайон Садовый – Ремзавод», при этом автобусные маршруты № 11т и № 98 не включены в Единую маршрутную сеть города Перми.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки и договорами аренды транспортных средств (л.д.5-22).
Ответчик индивидуальный предприниматель Токарев В.Р. не оспаривал факт осуществления деятельности по регулярным перевозкам пассажиров по указанным маршрутам, не представил документы, подтверждающие заключение с Департаментом дорог и транспорта администрации города Перми договоров об организации регулярных перевозок по спорным маршрутам, в том числе документы об обращении в уполномоченный орган с заявление об открытии спорных маршрутов до проведения проверки осуществляемой им деятельности по перевозке пассажиров.
Ответчик не представил доказательства того, что уполномоченный орган отказал в открытии спорных маршрутов и в заключении договоров на осуществление пассажирских перевозок на данным маршрутам, и указанные решения и действия уполномоченного органа признаны незаконными в установленном порядке.
Анализируя полученные доказательства в совокупности, суд установил, что уполномоченный орган не принимал решение об открытии спорных маршрутов: не утверждал паспорта маршрутов и схемы движения по ним, расписание движения по маршрутам; договоры (контракты) об организации регулярных перевозок по спорным маршрутам не заключались между ответчиком и уполномоченным органом, то есть ответчик индивидуальный предприниматель Токарев В.Р. осуществляет деятельность по регулярным перевозкам пассажиров в отсутствие договоров, заключенных с уполномоченным органом.
Наличие у индивидуального предпринимателя Токарева В.Р. лицензии не означает само по себе право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учёта требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации регулярных перевозок, не освобождает ответчика от обязанности соблюдать требования таких правовых актов.
Суд считает, что наличие лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, документов о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, документов о надлежащем техническом состоянии принадлежащих используемых транспортных средств, договоров ОСАГО и документов о прохождении водителями обязательных медицинских осмотров, не предоставляют ответчику право на осуществление деятельности по регулярным перевозкам пассажиров по определённому маршруту, поскольку в силу закона правовым основанием для указанной деятельности является договор на осуществление регулярных перевозок пассажиров, заключаемый в установленном порядке, в том числе по результатам конкурса перевозчиков.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в отсутствие указанного договора соответствующая деятельность ответчика не может быть признана правомерной. При этом заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок по результатам конкурса не создаст условий для признания деятельности, которая осуществлялась до заключения договора, правомерной.
Указанный факт неправомерного осуществления деятельности является нарушением требований закона, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимся этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
В силу абзаца 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Ответчик не представил доказательства того, что прекращение деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров по спорным маршрутам противоречит общественным интересам.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что деятельность ответчика по осуществлению регулярных перевозок пассажиров в отсутствие заключенных с уполномоченным органом договоров об организации регулярных перевозок является незаконной и создает опасность причинения вреда в будущем, что является основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 199, 235- 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Индустриального района города Перми, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконной и запретить деятельность индивидуального предпринимателя Токарева В.Р. по осуществлению регулярных перевозок пассажирским транспортом по маршруту № 11т «Микрорайон Нагорный – площадь Восстания» и по маршруту № 98 «Микрорайон Садовый – Ремзавод» в отсутствие заключенных в установленном порядке договоров на выполнение пассажирских перевозок регулярного сообщения на территории города Перми с Департаментом дорог и транспорта Администрации города Перми.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в Пермский районный суд Пермского края заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
На заочное решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края
Заочное решение принято в окончательной форме 24 марта 2016 года.
Судья Пермского районного суда (подпись)
<данные изъяты>
Судья Н.В. Гладких