Решение по делу № 2а-2436/2019 от 19.08.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2019 года          Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,

при секретаре Куклиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2436/2019 по административному иску Редкошеева Анатолия Владимировича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУЗ МСЧ -38 ФСИН России о признании действий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Редкошеев А.В. обратился в суд с настоящим административным иском, измененном в порядке ст. 49 КАС РФ, в обоснование иска указал, что постановлением о его водворении в штрафной изолятор вынесено 26.03.2019, из которого следует, что 21.03.2019 в 06-20 Редкошеев А.В. находился на спальном месте в не отведенное для сна время, на обращения сотрудника СИЗО не реагировал, чем нарушил п.2 ст.11 УИК, п.п.11 п.17 гл.3, ц.п.2 п. 16 гл.3 Правил. Взысканием является ШИЗО 15 суток. Полагал, что проверка проводилась формально проводилась проверка. Во всех документах указана одна и та же причина Редкошеев А.В. не реагировал. Возникает вопрос: почему он не реагировал, что было причиной отсутствия реакции со стороны Редкошеева А.В.? На эти вопросы нет ответов в материалах проверки. В результате не оказания медицинской помощи Редкошеев А.В. 21.03.2019 мог находиться без сознания. В случае оказания медицинской помощи и установления самого факта плохого самочувствия он был вправе находиться на спальном месте с 6-00 до 22-00, как указано в распорядке дня, или даже мог быть госпитализирован.

Необходимость оказания Редкошееву А.В. медицинской помощи в связи с резким ухудшением его состояния здоровья 21.03.2019 и возможной потерей сознания подтверждается сведениями, указанными в справке о состоянии здоровья Редкошеева А.В. от 22.05.2019, подписанной <ФИО>26.

Из данной справки следует, что 25.03.2019, когда шла проверка на предмет, якобы, совершенного Редкошеевым А.В. нарушения установленного распорядка, он, все- таки, был осмотрен медицинской работником МСЧ-38. Был поставлен диагноз <данные изъяты>, назначена <данные изъяты>. В период с 26.03.2019 года по 02.04.2019 года, то есть 8 (восемь) дней Редкошеев А.В. находился без медицинской помощи. Сотрудниками СИЗО-1 не изучена личность Редкошеева А.В. при применении взыскания.

Выписка из протокола комиссии № 24 от 26.03.2019 не отвечает требованиям, предъявляемым к данного рода документам. Сведений о том, что Редкошеев А.В. участвовал в заседании данной комиссии и в рассмотрении материала по наложению на него взыскания. Следовательно, данный протокол и выписка из него не могут служить законным основанием для вынесения постановления от 26.03.2019, поскольку не имеет отношения к Редкошееву А.В., а значит, является не относимым и не допустимым доказательством.

Постановлением от 16.04.2019 истец водворен в штрафной изолятор на 14 суток.

Как следует из данного постановления, Редкошеев А.В. 10.04.2019 года в 06-15, находясь в камере № 516 (ШИЗО) в категорической форме отказался выполнять физическую зарядку. На неоднократные требования приступить к выполнению зарядки. Редкошеев А.В. не реагировал. Нарушил п.2 ст. 11 УИК РФ, п.п.1,2 п.16 гл.13 ПВР № 295.

Что нарушил Редкошеев А.В. то, что он находился на спальном месте или то, что он не реагировал на обращения сотрудника СИЗО, или то, что в категоричной форме отказался от выполнения утренней зарядки? Из медицинского заключения от 16.04.2019 (следует, что у него была высокая температура тела - 39,5 С, повышенное АД- 140/80. При этих показателях медработник написал на бланке постановления, что содержаться в ШИЗО может, следовательно, истец при данных обстоятельствах не мог содержаться в ШИЗО, но он был туда водворен и вновь оставлен без медицинской помощи.

В результате не оказания медицинской помощи Редкошеев А.В. 10.04.2019 мог находиться в болезненном состоянии. В случае оказания ему помощи, сотрудникам МСЧ-38 стало бы достоверно известно о его состоянии здоровья, в результате чего, он мог бы не только отказаться от зарядки, но даже быть госпитализирован. Но этого не произошло, и Редкошеев А.В. незаконно был уличен в нарушении распорядка дня и опять водворен в ШИЗО на 14 суток.

Протоколом от 09.04.2019 комиссией администрации учреждения по постановке (снятии) на профилактический учет лиц, содержащихся в учреждении, истец был поставлен на профилактический учет, к нему применены наручники. Из данного протокола следует, что причиной заседания данной комиссии явилось обсуждение ходатайства по постановке на профилактический учет. Слушали <ФИО>28 от которого стало известно, что в воспитательный отдел СИЗО поступили материалы о необходимости постановки на профилактический учет, в числе других, осужденного Редкошеева А.В.. как лица, склонного к нападению. Согласно представленных материалов, Редкошеев А.В. высказывал угрозы физической расправы сотрудникам учреждения, поэтому был сделан вывод о целесообразности постановки его на профилактический учет, как лица, склонного к нападению, однако таких угроз истец никогда не высказывал.

Из акта от 09.04.2019 следует, что Редкошеев А.В. в 11-43 отказался от ознакомления с протоколом заседания комиссии, что не соответствует действительности. Будучи в камере № 516 ШИЗО, ему мог быть дан пустой лист для подписи, потому что текст протокола ему не был представлен.

Также грубейшим нарушением является отсутствие постановления о постановке Редкошеева А.В. на профилактический учет и применения к нему спецсредств - наручников, что нарушает его права, предусмотренные ст. 12 УИК РФ. Из ответа <ФИО>27 от 13.05.2019 года следует, что за период с 14.03.2019 года по 24.04.2019 года специальных средств, кроме всего прочего, к Редкошееву А.В. не применялось.

На основании изложенного просил суд: признать незаконными постановления от 26.03.2019 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области о наложении взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток, от 16.04.2019 года о наложении взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 14 суток в отношении Редкошеева А.В.; признать незаконным решение в виде протокола №24 от 09.04.2019 комиссии администрации о постановке на профилактический учет Редкошеева А.В. и применении к нему наручников; признании незаконными бездействия сотрудников ФКУЗ МСЧ- 38 ФСИН России, выразившихся в неоказании медицинской помощи Редкошееву А.В. в период с 21.03.2019 по 23.04.2019, повлекшее за собой появление у него заболевания - артериальной гипертензии 2 ст. и ухудшения его состояния здоровья, незаконным.

Административный истец Редкошеев А.В., о дате судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, заявлений, ходатайств в суд не направил. В судебном заседании представителем истца были представлены объяснения Редкошеева А.В. в которых он указывает, что с постановкой на профилактический учет не согласен, угроз никогда не высказывал, от подписи в протоколе не отказывался, а отказывался от подписи на чистом листе. Факт вмененных нарушений ПВР отрицал.

Представитель административного истца Веретенина Н.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы административного иска в измененной редакции поддержала, настаивала на его удовлетворении. Дополнительно пояснила, что доводы ответчиков о пропуске срока на обращение с данным иском на предмет обжалования постановлений о водворении в ШИЗО от 26.03.и 16.04 2019, не основан на законе, поскольку данные постановления и материалы к ним были представлены в суд только 29.10.2019, а Редкошееву А.В. стали известны только 06.11.2019. Таким образом, Редкошеев А.В. и его защитник узнали о нарушенном праве осужденного только в указанные даты, следовательно, срок обращения в суд с иском не пропущен.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области Шарова А.А., действующая на основании доверенности, административный иск в измененной редакции не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать. Полагала, что процедура применения мер взыскания учреждением соблюдена. Действия администрации учреждения по постановке осужденного Редкошеева А.В. на профилактический учет как склонного к нападению проведены уполномоченными на то лицами с соблюдением процедуры постановки на учет осужденного и соответствуют требованиям действующего законодательства. Административным истцом пропущен срок для обращения в суд, так иск подан в Куйбышевский районный суд г.Иркутска 14.08.2019, оспариваемые требования Редкошеева А.В. относятся к периоду 26.03.2019-17.04.2019.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России Войтюк Л.Е., действующая на основании доверенности, административный иск в измененной редакции не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать. По существу пояснила, что истец находился в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в периоды с 14.03.2019 по 24.04.2019. На диспансерном учете не состоял. На стационарном лечении не находился. Полагала, что действия работников ответчика совершены в рамках предоставленных полномочий, регламентирующих проведение медицинских осмотров осужденного перед водворением в штрафной изолятор.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что осужденный Редкошеев А.В. осужден <дата> Иркутским областным судом в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Приговор вступил в законную силу <дата>. Содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в период с 14.03.2019-24.04.2019 и 23.08.2019 – 09.09.2019.

Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области 26.03.2019 за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что 21.03.2019 в 06 час. 20 мин. Редкошеев А.В., находясь в камере №420 РК №4, в нарушение распорядка дня, во время, не отведенное для сна, без разрешения администрации, находился на спальном месте. На неоднократные законные требования сотрудника СИЗО «встать со своего спального места и не находиться на нем до отбоя», осужденный Редкошеев А.В. не реагировал. Своими действиями осужденный Редкошеев А.В. нарушил требования ч. 2 ст. 11 УИК, п.п.2 п.16 гл. 3 ПВР ИУ, утвержденных приказом МЮ РФ от 16.12.2016г. № 295, в связи с чем, к нему была применена мера дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО сроком на 15 суток.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела о наложении дисциплинарного взыскания: рапортами сотрудников учреждения <ФИО>29., <ФИО>30 актом об отказе от дачи письменного объяснения от 21.03.2019 <ФИО>31 характеристикой осужденного Редкошеева А.В. от 25.03.2019, справкой о поощрениях и взысканиях от 25.03.2019, заключением проверки по допущенному нарушению установленного порядка отбывания наказания Редкошеева А.В. от 25.03.2019, выпиской из протокола №24 от 26.03.2019 комиссии по оценке поведения осужденных и применению мер взыскания к осужденным. По состоянию здоровья Редкошеев А.В. мог содержаться в штрафном изоляторе. Постановление было объявлено осужденному, от подписи Редкошеев А.В. отказался, указанный факт зафиксирован актом, Редкошеев А.В. водворен в штрафной изолятор в 16 час. 20 мин. 26.03.2019, освобожден 10.04.2019 года в 16 час.20 мин.

Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области 16.04.2019 за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что 10.04.2019 в 06 час. 15 мин. Редкошеев А.В., находясь в камере №516 РК №5, в нарушение распорядка дня, в категорической форме отказался выполнять физическую зарядку. На неоднократные законные требования сотрудника СИЗО «приступить к выполнению утренней физической зарядке», осужденный Редкошеев А.В. не реагировал. Своими действиями осужденный Редкошеев А.В. нарушил требования ч. 2 ст. 11 УИК, п.п.1,2 п.16 гл. 3 ПВР ИУ, утвержденных приказом МЮ РФ от 16.12.2016г. № 295, в связи с чем, к нему была применена мера дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО сроком на 14 суток.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела о наложении дисциплинарного взыскания: рапортами сотрудников учреждения <ФИО>35 <ФИО>36., актом об отказе от дачи письменного объяснения от 10.04.2019 <ФИО>32 <ФИО>33 <ФИО>34 характеристикой осужденного Редкошеева А.В. от 16.04.2019, справкой о поощрениях и взысканиях от 16.04.2019, заключением проверки по допущенному нарушению установленного порядка отбывания наказания Редкошеева А.В. от 16.04.2019, выпиской из протокола №31 от 16.04.2019 комиссии по оценке поведения осужденных и применению мер взыскания к осужденным. По состоянию здоровья Редкошеев А.В. мог содержаться в штрафном изоляторе. Постановление было объявлено осужденному, имеется личная подпись Редкошеева А.В. и фраза «не согласен», Редкошеев А.В. водворен в штрафной изолятор в 18 час. 20 мин. 16.04.2019, освобожден 24.04.2019 в 10 час.36 мин.

При применении мер воздействия Редкошеев А.В. был осмотрен медицинскими работниками состояние здоровья удовлетворительное, температура 36,5, артериальное давление 110/70 ЧСС 78; на 16.04.2019 состояние здоровья удовлетворительное, температура 36,5, артериальное давление 140/80 ЧСС 68 освобождений по медицинским показанием не имеет, жалобы на момент осмотра отсутствуют, в штрафном изоляторе содержаться может, о чем свидетельствуют медицинские заключения МСЧ-3 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России от 26.03.2019, а также отметка медицинского работника на постановлениях. Доказательств иному Редкошеевым А.В. не представлено.

24.04.2019 убыл в ФКУ ИК-32 ГУФСИН России по Иркутской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела о наложении дисциплинарного взыскания.

09.04.2019 на заседании комиссии администрации учреждения по постановке (снятии) на профилактический учет лиц, содержащихся в учреждении, в составе: начальника учреждения <ФИО>37 заместителя начальника <ФИО>38., начальника филиала «Больница №3» ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, заместителя начальника – начальника отдела охраны <ФИО>39 заместителя начальника <ФИО>40., заместителя начальника <ФИО>41 начальника отдела режима и надзора <ФИО>42 начальника психологической службы <ФИО>43 рассмотрены материалы проверки, изложенных оперуполномоченным <ФИО>44 фактов в рапорте от 04.04.2019, о том, что 29.03.2019 Редкошеев А.В. высказывал угрозы разбить голову любому сотруднику учреждения при первой возможности. По результатам проверки сведения, изложенные в рапорте, подтвердились, в связи с чем, 09.04.2019 Редкошеев А.В. поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к нападению. От подписи в протоколе истец отказался.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно статье 219 КАС РФ, предусматривающей, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Согласно части 8 указанной статьи пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 84 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).

За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в том числе, меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток; в случае признания злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, перевода в помещения камерного типа на срок до шести месяцев (пункты "в", "г" ч. 1 ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила), установлено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в исправительных учреждениях исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы (п.16), без разрешения администрации ИУ находиться на спальных местах в не отведенное для сна время (п.17).

В каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств (п.20 Правил). Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени (п. 21 Правил). Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных утверждается приказом начальника исправительного учреждения, доводится до сведения администрации исправительного учреждения и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (п. 22 Правил).

Согласно ч. 1 ст. 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентируется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 №72 (далее – Инструкция).

Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (пункт 5 Инструкции).

Согласно пункту 8 Инструкции, основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные: склонные к совершению побега; склонные к совершению суицида и членовредительству, склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (пункт 24 Инструкции).

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

Сотрудники подразделений учреждения УИС проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте.

Начальник учреждения УИС после ознакомления с материалами о постановке (снятии) на профилактический учет, лица, указанного в рапорте, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протокол, который утверждается начальником учреждения и подписывается всеми членами комиссии (пункт 33 Инструкции).

Администрация учреждения УИС после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись.

Рассматривая требования административного истца о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области по применению к истцу наручников вследствие постановки на профилактический учет административный истец доказательств тому не приводит, напротив из надзорного производства Прокуратуры Иркутской области №17-120-2019 по жалобам Редкошеева А.В., его матери и адвоката указанные факты не нашли своего подтверждения о чем заявителям даны ответы по проведенной прокурорской проверке.

Судом установлено, что настоящее административное исковое заявление об оспаривании постановлений о водворении в ШИЗО от 26.03.2019, от 16.04.2019, решения о постановке на профилактический учет от 09.04.2019 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области и применении к нему наручников подано административным истцом в суд 19.08.2019, то есть по истечении трех месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Доводы административного истца о том, что с материалами о водворении в ШИЗО истец и его представитель были ознакомлены только в ходе рассмотрения настоящего дела 06.11.2019 и 29.10.2019, поскольку постановления истцу не вручались, не могут быть приняты судом, так как у ответчика отсутствует обязанность установленная законом вручать постановления осужденным, подвергнутым дисциплинарному взысканию, а поэтому с момента водворения в ШИЗО истец имел возможность обратиться с настоящим иском в суд, если полагал, что его права нарушены.

О постановке на профилактический учет истец узнал с момента принятия решения, а именно 09.04.2019, при этом в иске указано, что в период с 11.04 по 17.04.2019 истец общаясь со своим защитником, сообщил об этом своему представителю.

Доводы представителя административного истца о том, что в апреле 2019 обращались с административным иском в суд, однако иск был возвращен также не могут повлиять на вывод суда о пропуске административным истцом срока для обращения с настоящим иском в суд.

Каких-либо иных обстоятельств, объективно препятствовавших в течение установленного трехмесячного срока обратиться в суд, Редкошеев А.В. не указывает и доказательств не приводит.

В силу части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Рассматривая заявление представителя административного ответчика о применении срока исковой давности, суд полагает его подлежащим удовлетворению, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих, что срок подачи заявления в суд пропущен административным истцом по уважительной причине, суду не представлено, оснований для восстановления процессуального срока для обжалования судом не установлено.

В связи с тем, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, требования Редкошеева А.В. об оспаривании постановлений о водворении в ШИЗО от 26.03.2019, от 16.04.2019, решения о постановке на профилактический учет от 09.04.2019 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области и применении к нему наручников, не подлежат удовлетворению.

Разрешая требования административного истца о признании незаконными действия ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России, выразившиеся выразившихся в неоказании медицинской помощи Редкошееву А.В. в период с 21.03.2019 по 23.04.2019, повлекшее за собой появление у него заболевания - <данные изъяты> и ухудшения его состояния здоровья, незаконным, суд исходит из следующего.

Федеральное казенное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть № 38 Федеральной службы исполнения наказания является учреждение, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляет медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мере пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, а также федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.1.1 Устава)

Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (пункт 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2017 г. N 285).

Пунктом 13 Приказа Минюста России от 28.12.2017 г. N 285 установлено, что медицинскими работниками осуществляется медицинский осмотр перед переводом осужденных в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, водворением в ШИЗО, ДИЗО, а также перед водворением лиц, заключенных под стражу, в карцер, по результатам которого выдается медицинское заключение о возможности содержания в карцере, запираемом помещении строгих условий отбывания наказания, одиночной камере, ШИЗО или ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ.

Согласно пункту 2 Порядка проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 09 августа 2011 года N 282 перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится только после проведения медицинского осмотра осужденного и выдачи врачом, а при его отсутствии фельдшером медицинского заключения.

Медицинский осмотр осужденного осуществляется на основании постановления начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или лица, его замещающего, о применении к осужденному взыскания в виде перевода в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру, а также водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор (п. 3).

Постановление о применении к осужденному взыскания в день его вынесения незамедлительно доводится оперативным дежурным по учреждению до начальника медицинской части или больницы учреждения (далее - медицинское подразделение) под роспись (п. 4).

После завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра (пункт 12 названного Порядка).

Из анализа приведенных положений закона следует, что проведение медицинского осмотра осужденного не является обстоятельством, имеющим правовое значение для разрешения вопроса о применении к осужденному меры дисциплинарного взыскания в виде перевода осужденного в штрафной изолятор и принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения, а относится к вопросам исполнения данной меры дисциплинарного взыскания, наложенной на осужденного.

Судом установлено, что настоящее административное исковое заявление подано административным истцом в суд 19.08.2019, то есть по истечении трех месяцев с момента, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

При этом получив ответ на свое обращение о состоянии здоровья Редкошеева А.В. от 22.05.2019 ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России в котором подробно расписан весь объем оказанной ему медицинской помощи при нахождении в учреждениях ГУФСИН России по Иркутской области указанный ответ им не обжалован.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения административного иска в указанной части.

С учетом изложенного, административный иск Редкошеева А.В. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУЗ МСЧ-38 ФСИН России не подлежит удовлетворению по мотивам, изложенным в настоящем судебном акте.

Руководствуясь ст. ст. 175 –180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Редкошеева Анатолия Владимировича о признании незаконными постановлений от 26.03.2019 ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области о наложении взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 15 суток, от 16.04.2019 года о наложении взыскания в виде водворения в штрафной изолятор сроком на 14 суток в отношении Редкошеева А.В.; признании незаконным решения в виде протокола №24 от 09.04.2019 комиссии администрации о постановке на профилактический учет Редкошеева А.В. и применении к нему наручников; признании незаконными бездействия сотрудников ФКУЗ МСЧ- 38 ФСИН России, выразившихся в неоказании медицинской помощи Редкошееву А.В. в период с 21.03.2019 по 23.04.2019, повлекшее за собой появление у него заболевания - артериальной гипертензии 2 ст. и ухудшения его состояния здоровья, незаконным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 17.11.2019

Судья                                     Т.Н. Глухова

2а-2436/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Редкошеев Анатолий Владимирович
Ответчики
Федеральное казенное учреждение здравоохраненния медико-санитарная часть № 38
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по ИО
Другие
Веретенина Наталья Геннадьевна
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Глухова Т.Н.
Дело на странице суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация административного искового заявления
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Подготовка дела (собеседование)
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
17.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее